Файл: Сценарий урока разговоры о важном по теме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А вот фамилии погибших, что читаем на плитах у постамента, были установлены старшеклассниками Усть-Донецкой школы под руководством историка Ирины Алексеевны Щебуняевой, возглавившей поисковый клуб «Прометей». Благодаря многолетним поисковым работам были установлены новые фамилии и имена бойцов, которые в нынешнее время администрация Усть-Донецкого городского поселения увековечила на гранитных плитах.

9 мая 1975 года – в год 30-летия победы над фашистской Германией состоялось торжественное открытие мемориала. Это было необыкновенное и радостное событие в жизни поселка. Нескончаемый поток всех жителей, от мала до велика, шел к «Скорбящему воину», приехали родственники погибших.
Близ памятника героям-освободителям посёлка, стоит обелиск с пионерским галстуком, на котором размещена памятная доска с надписью – пионеру-партизану Мише Никулину.

По воспоминаниям старожилов, Мишу Никулина нашли раненым в живот на берегу Сухого Донца, недалеко от хутора Кресты. По другой версии, он был ранен часовым, и после допроса принесен немцами в семью Лященковой Надежды Ивановны.

Когда безвестного паренька, тяжело раненного, гитлеровцы приволокли в дом Лященковой, об этом заговорил весь хутор. Здесь же его допрашивал эсэсовец через девицу-переводчицу.

Раненого парня раздели, у него оказались отмороженными руки. Видно он долго пролежал на снегу, а на дворе стояли крещенские морозы. Надежда Ивановна с дочерью кое-как перевязали его. Мать и дочь, как могли, ухаживали за раненым. Эсэсовец приходил ещё и ещё. Он не кричал, говорил вкрадчиво. В тон ему говорила и переводчица, кутавшаяся в шубку, обещали лечение и питание, что парня поставят на ноги хорошие доктора и он вернётся домой, если расскажет правду.

А паренек безразличным голосом твердил о том, что он разыскивал свою сестру, которая ушла и не вернулась, что в Кочетовке он видел каких-то военных, но близко не подходил к ним и не знает, кто это был… По лицу немца было видно, что он не верит ни одному слову.

Две недели пролежал раненый, часто впадал в забытье. Неизвестно сколько бы продолжились допросы, к которым паренёк относился со странным спокойствием и каждый раз твердил одно и то же. Но вскоре что-то изменилось. Эсэсовец больше не появлялся.

Однажды на рассвете, со стороны хутора Костины Горы яростно ударили тяжелые орудия. Небо покрылось тревожными сполохами. То били по немецким укреплениям на Донце гвардейские миномёты.

Паренёк повернул голову к окну и весь как ожил.

– Это наши! Это наши «катюши»!.. Я знаю, когда летом уже заняли Раздоры, тогда по ним тоже били «катюши».

Грохот и разрывы продолжались долго. Потом всё стихло. И на этот раз хутор Кресты (ныне Усть-Донецкий) уцелел среди неистового огня и разрывов. Со стороны «Дубовой балки» слышались выстрелы, пулемётные очереди, взрывы. А потом как-то враз на хутор хлынули советские войска. На броне танков сидели автоматчики. Наступавшие не задерживаясь, устремлялись дальше, выходили на степной простор.

В домик Лященковых кто-то привёл пожилого фельдшера.

Взглянув на рану, фельдшер скорбно покачал головой. Вместе с девушкой-санитаром в куцей шинели он перевязал паренька, дал выпить какого-то лекарства. Раненый уже успел рассказать, что зовут его Миша Никулин, что послан он от отряда партизан, когда в Семикаракоры пришли наши войска. В станице остались мать и младший братик Витя, а отец – на фронте. Раненый вдруг спросил, не пришла ли в хутор кавалерия.

– Нет здесь кавалерии, – ответил фельдшер. – А что сынок, твой батя кавалерист, казак?

– Нет, он не в казаках служит. Это я был летом у кавалеристов. То был Приволжский полк Калмыцкой дивизии. Потом была оборона под Ажиновым. Я подносил патроны. Многие там были убиты. Я потом пробрался у немцев под носом.

– Теперь тебе надо выбраться из этой беды. Поправишься и будешь молодец. Отправим тебя в медсанбат.

И только спустя некоторое время Надежда Ивановна вдруг поняла, почему старый фельдшер говорил раненому ободряющие слова, а сам смотрел на него с видом неподдельной скорби и сожаления. Раненый стал бредить. Попросил пить. Вскоре глаза юного партизана закрылись навсегда.

В июле 1942 года хутор Кресты был оккупирован немцами. Незадолго до его освобождения немцы сильно укрепили высоты и заминировали подступы к хутору. В здании школы расположился штаб. После упорных боёв утром 9 февраля 1943 года хутор освободили воины 40-й стрелковой дивизии, 31-го Гвардейского стрелкового корпуса, 5-й Ударной армии. Погибших героев-освободителей похоронили на окраине хуторского кладбища, во дворе школы. Там же был похоронен и юный партизан Миша Никулин. В 1971 году советские воины были перезахоронены в братской могиле в парке.

У края высокого холма, откуда видна величественная панорама – памятник павшим в боях за хутор Кресты. А рядом по соседству, скромный обелиск – памятник отважному Мише Никулину. А памятник пионеру-партизану Мише Никулину с небольшой стелой и красным галстуком придумали и изготовили с портовиками наши устьдончане – художник порта Павел Григорьевич Бабушкин и архитектор Виталий Иванович Болдырев.



Учитель: В каждом населенном пункте Усть-Донецкого района есть такие места памяти и славы. Здесь преклоняют колено и возлагают цветы в память защитников Отечества. Здесь дают клятву на верность Отчизне юные казачата, призывники. Здесь молодежь перелистывает страницы истории нашего государства, учатся любить Родину и защищать Отечество.

В январе – феврале 2023 года все жители Усть-Донецкого района вспоминали со слезами на глазах памятный 1943 год. 80 лет назад населенные пункты нашего района (в то время Раздорского) были освобождены от немецко-фашистских захватчиков.

Вечная память всем защитникам Отечества и низкий поклон за то, что они сделали для нас живущих. Почтим их память минутой молчания.

(Минута молчания)
Учитель: Солдаты Красной армии защитили нас, наш район, область, нашу Родину от фашизма. В честь 80-летия освобождения хутора Кресты, а ныне посёлка Усть-Донецкого, от немецко-фашистских захватчиков 9 февраля состоялся торжественный митинг «Снежный, памятный февраль…». Вместе с Главой администрации Усть-Донецкого района школьники заложили «Капсулу времени» у подножия красной звезды. Письмо, которое прочтут наши земляки в 2043 году, в день столетия освобождения хутора Кресты, лично подписывали глава Администрации городского поселения, глава Администрации района, его непосредственные заместители, Собрание депутатов Усть-Донецкого городского поселения, военный комиссар Усть-Донецкого и Константиновского районов, казаки Усть-Донецкого юрта, общественные деятели, старшеклассники, юнармейцы и юные казаки.

Учитель: Сегодня образцы мужества и стойкости проявляют военнослужащие Российской армии, участвующие в специальной военной операции на Украине.

В настоящее время более 150 наших земляков на передовой бьют нацистов, как когда-то их деды и прадеды.

6 мая мы станем участниками значимого события - торжественного открытия в р.п. Усть - Донецкий памятника «Павшим за Родину», посвященного участникам боевых действий, локальных войн и военных конфликтов. Скульптура в том числе будет посвящена бойцам СВО.
Учитель: Какой еще символ Великой Победы всегда с нами?

Ответы учащихся
Учитель: Да, это Георгиевская лента! И «Бессмертный полк» невозможно представить без Георгиевской ленты. Что означают цвета Георгиевской ленточки?

Ответы учащихся
Учитель:
Это главная и официальная трактовка значения георгиевской ленточки. Для нас – это цвета победы, цвета мужества и героизма, символ памяти и уважения к ветеранам.
Учитель: Мы поговорили про «Бессмертный полк», георгиевскую ленту, а без какого действия или атрибута Победы невозможно представить финальные события Победы? (Знамя Победы)

Ответы учащихся
Учитель: День Победы – это праздник, который отмечается в нашей стране, о котором знают и помнят люди во всем мире. Это праздник Великой Победы!
Учитель: Как вы понимаете слова «историческая память»? Какая она?

Ответы учащихся
Учитель: Долг каждого из нас – знать свою историю, историю своей семьи и нашей страны! Важно бережно хранить память, память о тех, кого уже нет рядом с нами. Пока жива память о человеке, его имя будет жить вечно, не зная смерти. Мы помним своих ветеранов, своих близких, поэтому для нас они бессмертны.

Не за горами то время, когда кто-то из вас станет на защиту нашего Отечества. Как будущие воины, вы должны уже сейчас воспитывать в себе такие качества, как умение дружить, держать слово, быть смелыми, мужественными, благородными и добрыми. От вас зависит, каким будет наше будущее.