ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Индийское право имеет ярко выраженный религиозный характер. Все стороны жизни в древнеиндийском обществе регулировались строжайшими этико-кастовыми нормами, традиционными правилами поведения, разными для различных социальных групп. Выполнение этих правил приносило религиозную заслугу, а их нарушение приводило к социальной и религиозной деградации. В связи с этим в индийском обществе большая роль отводилась ученым брахманам, которые воспитывали людей в духе следования правилам поведения, предписанным религией. Поэтому в древнеиндийском праве значительное место отведено брахманским поучительным произведениям.
Таким образом, древневосточные государства, имеют очень много общих черт, как в становлении государственности, так и в основных социально-экономических и религиозных функциях, выполняемых государствами. Правовые нормы этих государств также имеют схожие черты, характеризующиеся, прежде всего, религиозным и традиционным содержанием правовых норм. Вместе с тем, различия в этих государствах породили и отличительные черты отдельных государств Древнего Востока.
Подводя итог, следует выделить 3 основных типа древневосточных цивилизаций:
1. Модель, сформировавшаяся на территории Месопотамии, которую можно назвать «храмовым государством». Правители государства называли себя не по названию территории, города, а по имени бога того или иного храма. Храмы были основными собственниками земли, жречество выполняло и светские функции - контроль и организация работ, и сакральные - проведение религиозных мероприятий. Жрецы храма были и правительственными чиновниками, и служащими городской администрации.
2. Модель «деспотического государства», которая сложилась в Египте и Китае, соответственно со значительными культурно-религиозными различиями.
3. Царство с «неабсолютной монархией», прототип «демократического государства», который сформировался в Хеттском царстве. Эта наиболее поздняя модель цивилизации, поэтому в корне отличается от храмового и унитарного уклада великих держав.
2.Специфика цивилизаций Древнего Востока.
Особенностью восточных обществ была их строгая иерархичность: каждый социальный слой занимал свое, четко определенное место и отличался от других своей социальной ролью, а также набором прав и обязанностей. Функции господствующего класса выполняли организованные в аппарат власти верхи общества - жрецы, родовая и военная аристократия. Представители её контролировали высокие государственные посты и их ресурсы были значительны. Высокое положение в обществе занимали государственные служащие, из обширного бюрократического аппарата управления государством. Воины, также выделялись в отдельное сословие в социальной структуре. Однако, основу общества составляли свободные общинники-крестьяне. Труд рабов на Востоке играл лишь дополнительный роль по отношению к труду свободных общинников и никогда не являлся определяющим фактором хозяйства. Прочной хозяйственной базой восточных деспотий являлось земледелие. Торговые контакты играли второстепенную роль и обычно не имели определяющего значения в жизни государств. Основной производственной ячейкой была сельская община. Хозяйственной единицей в общине была большая патриархальная семья, которая имела свой дом, имущество, иногда рабов, приусадебный участок. От общины она получала надел земли и пользовалась урожаем с него, но такие наделы считались собственностью всей общины. Все члены общины были связаны круговой порукой: это означало и взаимопомощь, и ответственность за совершенные кем-либо из ее членов преступления. Община, например, должна была компенсировать убытки от воровства, платить налоги штрафы за общинников, если они сами не могли этого сделать. Государство налагало на общину ряд обязанностей: следить за состоянием ирригационной системы (на своем участке), принимать участие в осушительных работах, строительстве каналов, поставлять рекрутов в случае войны. Таким образом, крестьянин никогда не рассматривался властью индивидуально и не вступал в диалог- от его лица это делала община. В условиях примата общественного над частным и развитого конформизма, человек в общине чувствовал себя, прежде всего, частью коллектива и с трудом мог помыслить жизнь без него. Существование общины было построено на традиционности,
неукоснительном соблюдении древних, тысячелетиями не менявшихся обычаев. Во многом это объяснялось тем, что малейшее отступление от опыта, выработанного предшествующими поколениями, грозило большими потерями для хозяйства и даже гибелью. В результате жизнь общины, и хозяйственная и духовная, была очень консервативной. Община была практически автономной и вела натуральное хозяйство. Государство вмешивалось в ее жизнь в основном, когда нужно было собирать налоги или вести войну. Такая обособленность общины подкреплялась правом самоуправления. Спорные вопросы решались на собрании общинников. Даже в отношении религии община была вполне самостоятельна: почти в каждой местности были свои особые божества и культы. С другой стороны - общинники формально не имели никаких прав или гарантий на землю. Фактически земля находилась в собственности общины, но с другой стороны все земли и имущество подданных принадлежали правителю, и могли быть конфискованы.
3.Список используемой литературы.
1. Васильев Л.С. История Востока/ Л.С. Васильев. - М.: Высшая Школа, 1998. Т.1. - 303 с.
2. Государство и социальные структуры на Древнем Востоке / отв. ред. Н.А. Дандамаев / АН СССР. - М.: Наука,1989, 162 с.
3. Ерасов, Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / сост. Б. Ерасов. - М.: Аспект-пресс, 1998. - 598 с.
4. - Исторические источники. Библиотека МГУ: http://www.hist.msu.ru /ER/Etext/index.html.