Файл: Цифровая платформа как регулятор общественных отношений А. З. Нигматуллина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цифровая платформа как регулятор общественных отношений

А.З. Нигматуллина

Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск, AliZufa2001@gmail.com.

Научный руководитель: Епифанцев А.В., к.ю.н., доцент
Аннотация:

Данная статья посвящена теме анализа цифровых платформ с гражданско-правовой точки зрения. В жизни, как и праве, очень важны определенные регуляторы, которые упорядочивают поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жизнедеятельности.

This article is devoted to the topic of analyzing digital platforms from a civil law point of view. In life, as well as rights, certain regulators are very important, which regulate the behavior of people or the state of other objects of regulation in various spheres of life.
В современном обществе цифровизация заняла особое место в жизни людей. Ее используют повсеместно практически во всех сферах жизни. Будь то, заказ еды, такси, поиск квартиры и так далее. В последнее время государственные ресурсы начинают постепенно переходить на электронный формат.

Была выдвинута гипотеза, которая заключалась в том, что цифровые платформы должны рассматриваться как регулятор общественных отношений. Исследование проведено на примере программного комплекса «ГосУслуги», который был введен в эксплуатацию 15 декабря 2009 года. Портал «ГосУслуги» является справочно-информационным интернет порталом. Деятельность данного портала осуществляется на основе федерального закона Российской Федерации «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ и постановления правительства России от 24 октября 2011 года № 861, которым было утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Совершенствование интернет ресурсов приводит к экономии времени, получая при этом решение поставленных нами задач и результатам, искомых нами. При этом известно, что каждый способ взаимодействия субъектов порождает общественные отношения. Например, принцип работы портала «ГосУслуги» предполагает под собой то, что нам дают определенный перечень действий по поставленному вопросу, мы же, в дальнейшем, выполняя указанные действия
, приходим к результату. Лицо, которое готовило перечень (формы документов, порядок действий и т.д.), задает нам стандарт, согласно которому мы, в дальнейшем, действуем. Впоследствии возникает вопрос – как же отграничивать регуляторы общественных отношений на цифровых площадках, что являются сейчас новшеством.

В данном случае документы обеспечивают взаимоотношения людей, и при реализации этих отношений они могут столкнуться с проблемой необходимости поступать согласно стандартам, указанных на платформе.

Первоначально необходимо рассмотреть какие виды регуляторов общественных отношений существуют. Изначально, в теории выделяют следующие регуляторы общественных отношений:

1. Традиции и обычаи. Они выражаются в правилах, регулирующих поведение человека в обществе, хотя и не прописаны законодательно. Такие нормы складывались столетиями, веками, и для некоторых народов являются большим правилом чем законы государства, в котором они проживают;

2. Нормы права – правила, которые закреплены законодательно, невыполнение которых может быть административно или уголовно наказуемо;

3.Религиозные нормы. Нормы, которые регулируются церковью, а также отношением человека к религии, ко всему, что связано с верой в Бога;

4. Корпоративные нормы, которые диктуют правила поведения внутри определенной организации, коллектива.

5. Нормы нравственности. Нравственность является существенным элементом для обеспечения благосостояния и жизненности общества. Нравственности обычно придается важное значение, и те, кто ее нарушает, считаются безнравственными, злыми и порочными. Людей, нарушающих нормы морали другие люди, отвергают1.

Стандарт, который нам указали, выступает как непосредственно регулятор отношений, так как отклонение от стандарта влечет за собой недостижение желаемого результата. Внутри пользователей формируется коллектив со своими правилами - корпоративные нормы

Поскольку правила платформы являются не проявлением воли, а заданным стандартом, то можно сделать вывод

, что информационный портал «ГосУслуги» относятся к корпоративным нормам, что подтвердило ранее выдвинутую гипотезу.

Сопоставив такое явление как правовые платформы можно прийти к выводу, что они относятся к категории корпоративных норм и будут рассматриваться как регулятор общественных отношений.
Список литературы:

  1. Жуков Д.А., Григоренко О.Н. «Социальные нормы как регулятор общественных отношений» // Colloquium-journal. 2021. №33 (120).



1 Жуков Д.А., Григоренко О.Н. Социальные нормы как регулятор общественных отношений. // Colloquium-journal. 2021. №33 (120).