Файл: Практикум Финтех. Опыт банка Тинькофф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.












«Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Лабораторный практикум: «Финтех. Опыт банка Тинькофф»

Выполнил:

Муравьев Виталий

группа ВБЭв-101бд

Введение

Цель лабораторной работы: проанализировать и изучить степень распространения института финтеха через деятельность банка Тинькофф.

Задачи лабораторной работы:

  1. Охарактеризовать степень распространения института финтеха в мире.

  2. Охарактеризовать модели цифровых банков.

  3. Изучить и описать динамику капитализации Тинькофф Банка

  4. Сравнить расходы на цифровую трансформацию Тинькофф Банка,

Яндекс. Деньги, ВТБ, Сбербанка, JP Morgan и Bank of America за

2018-2020гг. и сделать выводы.

  1. Сравнить стратегии развития экосистем Сбербанка и Тинькофф Банка

  2. Выяснить, почему по версии Global Finance Тинькофф инвестиции

являются лучшим в мире инвестиционным сервисом. Описать его

преимущества.

Степень распространения института финтеха в мире

Объём мирового рынка финансовых технологий, по мнению аналитиков Boston Consulting Group (BCG) и QED Investors, в период с 2021-го по 2030 год увеличится приблизительно в шесть раз — с $245 млрд до $1,5 трлн. Такие данные приводятся в отчёте, опубликованном 3 мая 2023 года.

Эксперты отмечают, что финтех-сектор имеет огромный потенциал роста. По оценкам, в 2021 году суммарный объём глобальной отрасли финансовых услуг составлял примерно $12,5 трлн. От этой суммы на финтех-сегмент пришлось только около 2%. К 2030-му, полагают авторы исследования, финансовые затраты в мировом масштабе достигнут $21,9 трлн, а на долю финтех придётся 7%. Говорится, что финансовые технологии имеют особенно хорошие перспективы на развивающихся рынках. Согласно подсчётам, приблизительно 1,5 млрд взрослых во всём мире до сих пор не имеют доступа к банковским услугам, а ещё 2,8 млрд человек обеспечены банковскими сервисами в недостаточной степени, то есть, не имеют банковской карты. В сумме это составляет более половины населения планеты. Более того, почти 44% взрослых в глобальном масштабе по-прежнему сильно зависят от наличных денег для совершения крупных транзакций.



В 2022 году финтех-сектор столкнулся со сложностями, обусловленными сформировавшейся макроэкономической ситуацией, рыночными неопределённостями и резко снизившейся покупательной способностью потребителей. Однако, полагают аналитики, эти проблемы представляют собой краткосрочную «заминку» на пути долгосрочного роста.




Развитие финтеха всё ещё находится на ранней стадии — данное направление продолжит революционизировать индустрию финансовых услуг, какой мы её знаем. Более половины населения мира по-прежнему не имеет доступа к банковским услугам или получает недостаточное банковское обслуживание, а технологии продолжают стремительно открывать новые варианты предоставления сервисов, — говорит Дипак Гоял (Deepak Goyal), управляющий директор BCG.




Азиатско-Тихоокеанский регион (APAC), исторически малоосвоенный рынок с совокупным доходом от финансовых услуг почти в $4 трлн, по мнению авторов отчёта, к 2030 году опередит США и станет ведущим мировым финтех-рынком. В течение рассматриваемого периода показатель CAGR (среднегодовой темп роста в сложных процентах) здесь ожидается на уровне 27%. Этот рост будет обеспечен в первую очередь развивающимися странами, поскольку в них сосредоточены крупные финтех-компании, многочисленное население, не охваченное банковскими услугами, большое количество малых и средних предприятий, а также технически подкованная молодежь.


Северная Америка, в которой действует крупнейшая в мире индустрия финансовых услуг, останется важнейшим рынком финтех-технологий и инновационным центром. Соответствующий сегмент, по прогнозам, вырастет к 2030-му в четыре раза — до $520 млрд, а показатель CAGR окажется на отметке примерно 17%. 

Великобритания и Европейский союз вместе взятые представляют собой третий по величине рынок финансовых учреждений в мире, и ожидается, что к 2030 году они продемонстрируют значительный рост сектора финансовых технологий. Затраты в финтех-сегменте в этом регионе, по оценкам, вырастут пятикратно в период с 2021-го по 2030 год, а платёжный сектор станет ключевым направлением развития. Латиноамериканские рынки во главе с Бразилией и Мексикой, по прогнозам, продемонстрируют среднегодовой темп роста затрат в размере 29% в течение рассматриваемого периода. В отчёте также говорится, что величина CAGR в финтех-сегменте в Африке составит 32% до 2030 года, а ключевыми рынками станут Южная АфрикаНигерияЕгипет и Кения.[1]

Модели цифровых банков



Первая модель объединяет цифровые банки с собственной лицензией. Самый яркий представитель этой категории — Тинькофф Банк. Акции компании TCS Group Holding PLC, главным активом которой является Тинькофф Банк, торгуются на Лондонской бирже. Также к этой модели относятся Модульбанк и Банк 131. Все три банка организуют комплексное обслуживание клиентов как по предоставлению банковского продукта, так и по технологическому обеспечению процесса. Модульбанк позиционирует себя как первый банк в России, который сфокусировался только на предпринимателях. Самым молодым из этой категории является Банк 131, он получил лицензию только в 2019 году.

По второй модели работают виртуальные банки с ограниченной лицензией. В нашем исследовании среди таких проектов рассматривается только сервис Яндекс.Деньги. В 2015 году он получил лицензию небанковской кредитной организации от Банка России. Основные продукты — Яндекс.Кошелек и Яндекс. Касса. У представителя этой модели ограниченный спектр деятельности: он может заниматься расчетно-кассовыми операциями, эквайрингом, выпуском собственных карт, но не может выдавать кредиты и принимать денежные средства на депозиты. 75% акций

Яндекс.Деньги принадлежит Сбербанку, однако Яндекс сохранил у себя блокирующий пакет (25% плюс одна акция).

Третья модель включает в себя цифровые филиалы традиционных банков. В эту категорию входит банк Точка (филиал Киви Банк и ФК Открытие) и ДелоБанк (филиал СКБ-банка). Оба необанка работают на лицензии тех банков
, филиалами которых являются. Таким образом, за предоставление непосредственно банковской услуги отвечает головная компания, а необанк по сути является техническим решением обеспечения клиентского сервиса. Также в эту категорию мы включаем и Рокетбанк. Недавно проект провел репозиционирование и предстал перед участниками рынка в качестве самостоятельной финтех-компании с новым названием «Рокет». Это обстоятельство мотивирует переместить его в пятую модель этой классификации. Тем не менее, по данным самой компании, она все еще функционирует как филиал в структуре Киви Банка. Для оказания банковских услуг она и дальше будет использовать лицензию Киви Банка.

Четвертая модель объединяет цифровые банки, которые позиционируются как продукт компании (в т.ч. корпоративный стартап). При этом компания необязательно является кредитной организацией. У таких виртуальных банков два пути: либо использовать лицензию своей компании (если она является банком), либо использовать лицензию банка-партнера. К этой категории мы отнесли Просто Банк, банк «Сфера», Мегафон Банк, а также проект Эльба Банк. Просто Банк использует лицензию Банка «КУБ» из группы Газпром- банка, а техническое решение предоставляет платформа API Bank. Аналогичное подспорье и у сервиса Эльба Банк. Он создан силами специалистов уральской IT-компании «СКБ Контур» и команды API Bank. Они же, в свою очередь, позиционируют Эльбу как самостоятельный корпоративный стартап. Сфера — проект ФГ БКС, который использует лицензию БКС Банка. Мегафон Банк создан телекоммуникационной компанией Мегафон, и использует лицензию банка-партнера Раунд.

В пятую модель включаем цифровые банки, функционирующие как независимые стартапы и, одновременно, самостоятельные юридические лица. В полной мере так можно сказать сегодня лишь о Talkbank. Это «банк в мессенджерах», резидент Сколково, использующий лицензию банка-партнера ТКБ Банк. Претендент на участие в пятой модели в будущем — вышеупомянутый Рокет (ранее Рокетбанк).

Капитализация банка Тинькофф




Рыночная капитализация была скорректирована на долю Тинькофф Банка в финансовом результате материнской компании и премию за контроль, так как цена контрольного пакета акций должна быть выше цены миноритарного. Величина премии за контроль составила 28,3% (из перечня премий за контроль, публикуемого агентством MERGESTAT, как медианное значение по сделкам среди банков). Таким образом, величина ориентировочной стоимости Тинькофф Банка — это произведение рублевой капитализации TCS Group на долю прибыли АО «Тинькофф Банк» в прибыли TCS Group и на величину премии за контроль, увеличенной на единицу. По состоянию на 31 декабря 2018 г. оценка составила 246,69 млрд рублей. Тинькофф Банк, безусловно, крупнейший
игрок на рынке цифровых банков России, однако его клиентская база не ограничивается МСБ и ИП. Из отчетности по отдельным сегментам следует, что он специализируется на розничном банковском обслуживании. Доля выручки сегмента МСБ и ИП в общей выручке Тинькофф Банка составляет 9%. Этот результат нельзя экстраполировать на стоимостную оценку, но он дает ощущение масштаба присутствия компании-лидера по отношению к конкурентам в сегменте.

Сравнение расходов на цифровую трансформацию Тинькофф Банка, Яндекс. Деньги, ВТБ, Сбербанка, JP Morgan и Bank of America за 2018-2020гг




2018г

2019г

2020г

Тинькофф Банк










Яндекс. Деньги










ВТБ

21.68 млрд.руб.

39.43 млрд.руб.




Сбербанк

108.20 млрд.руб.

111.10 млрд.руб.

118.80 млрд.руб.

JP Morgan

650 млрд.руб / 11.4 млрд $







Bank of America

570 млрд.руб / 10 млрд $








Экосистемы Сбербанка и Тинькофф Банка



Две наиболее крупных банковских экосистемы в России созданы Сбербанком и «Тинькофф Банком». Их главные цели — омниканальность, то есть объединение на своих платформах всей информации о своих пользователях со всеми возможными каналами коммуникации с ними, а также создание бесшовного клиентского пути. Для их достижения банки постоянно наращивают количество сервисов, которые позволяют им сопровождать своего клиента в течение всего его жизненного цикла.

Для развития своих экосистем компании выбрали разные стратегии