Файл: Урок по роману И. С. Тургенева Отцы и дети Тема урока Образ (Евгения Базарова) и его значение в романе. Цель урока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вывод: Почему Базарову не удаётся выстроить гармоничные отношения ни с кем?

(Он слишком от них отличается, многое отрицает, он одинок, у него нет настоящих единомышленников).

В) Ближе всех к Базарову находится Аркадий Кирсанов. Именно он называет Б. нигилистом. (Работа с термином). Дискуссионный клуб «Нигилизм и его последствия» (учащиеся усаживаются в круг, один из учащихся является ведущим).

Нигилизм – (от лат. nihil – «ничто») это отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. (Большой энциклопедический словарь)

Нигилизм – это «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать». (Толковый словарь В.Даля)

-«это полное отрицание всего» (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка)

Что отрицает Базаров? (воспитание, любовь, искусство, аристократизм, принципы, красоту природы…)

Работа с высказываниями Базарова. Участники обсуждают некоторые высказывания главного героя, выражая свою точку зрения по поводу их.

«Всякий человек сам себя воспитать должен»

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… – подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».

«Да, стану я их баловать, этих уездных аристократов! Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатство». (Базаров в разговоре с Аркадием, 6 глава).

«Я уже доложил вам, что я ни во что не верю» (6 глава, в споре с Павлом Петровичем)
«Мы действуем в силу того, …… что признаём полезным.

В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем»
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» (6 глава, в споре с Павлом Петровичем: Павел Петрович говорит о Шиллере и Гете)

«Искусство наживать деньги, или нет более геморроя!» (6 глава, в споре с Павлом Петровичем)

…Рафаэль гроша медного не стоит…
«Помилуй! В сорок четыре года человек, отец семейства, в …м уезде - играет на виолончели!» (9 глава, в разговоре с Аркадием о Николае Петровиче)

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (9 глава, в разговоре с Аркадием)

«Что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной?.. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше смотреть жука». (глава 7).

«…нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от
безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет»

«Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною берёзою».

«Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидать глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств. Все остальные человеческие чувства он сводит на деятельность нервной системы; вследствие этого наслаждения красотами природы, музыкою, живописью, поэзиею, любовью женщины вовсе не кажутся ему выше и чище наслаждения сытным обедом…»(критик Д.Писарев)

Как вы оцениваете взгляды Базарова на искусство, природу, любовь? Согласны ли вы с таким отношением Базарова к вечным ценностям? Почему?

6. Подведение итогов. Работа с цитатами.

А) В письме Достоевскому Тургенев писал: «Никто, кажется, не подозревает, что я попытался…представить трагическое лицо, а все толкуют: зачем он так дурён? Или – зачем он так хорош?» Докажите, что Базаров – трагический герой (работа с термином, учащиеся строят свои суждения по схеме: тезис, доказательство, вывод).

Б) Павел Петрович: «Вы всё отрицаете… вы всё разрушаете… Да ведь надобно же и строить»

Базаров: « Это уже не наше дело.. Сперва нужно место расчистить»

В ) Прокомментируйте высказывание Тургенева: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». И.С. Тургенев – К.К. Случевскому.14(26) апреля 1862г.

Г) Умирая, Базаров сказал: «Я нужен России…Нет, видно, не нужен..» (лишний человек в обществе). С кем из лит.героев можно поставить в один ряд Базарова?

Какой человек нужен России?

Д) Возвращение к вопросу: «Зачем в романе нужен образ Базарова?

  • Через него писатель критикует дворянство как передовой класс («..если сливки плохи, что же молоко?..»)

  • Образ доказывает мысль о трагической участи новых людей в обществе.

  • Сделать вывод о том, что все люди разные по своим взглядам, целям и задачам

  • Чтобы раскритиковать нигилизм

  • Роль Базаровых – подготовить почву для нового, «место расчистить».

Е) Базаров Одинцовой: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» (задуваем одну свечу, а другую зажигаем в знак того, что такие люди, как Базаров, несмотря на всю сложность и противоречивость, являются двигателями прогресса, несущими свет и знания. Он, конечно, совершал ошибки на своём пути. А кто не ошибается…Лучше совершать ошибки и двигаться вперёд, чем стоять на месте.)



7. Домашнее задание:

Базаров и его последователи.