Файл: Поведение человека в толпе (Понятие и виды толпы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Попробуем разобраться какие психологические факторы могут быть решающими для поведения индивида в толпе. Поведение индивида в толпе может меняться в зависимости от его психического состояния. Психические состояния характеризуют внутренние переживания индивида в некий конкретный момент. К психическим состояниям можно отнести эмоции, переменчивые состояния внимания, состояния удовольствия и неудовольствия, покой и беспокойство и др. Такие состояния сопутствуют процессу удовлетворения потребностей индивида, возникают в процессе преодоления им препятствий, мешающих достижению его цели [8, с. 10-11]. Они могут возникать в толпе и определять поведение индивида.

Психические состояния человека могут быть разделены на две группы: нормальные психические состояния; ненормальные психические состояния. Нормальные психические состояния – это те психические состояния, возникновение которых происходит в повседневности, в обычном жизненном укладе. Например: состояние удовольствия, состояние бодрствования и др.

Ненормальные или экстремальные психические состояния возникают в крайне необычных ситуациях. Они чаще связаны с негативными событиями. К ним относят: страх, ярость, гнев и т. д. И нормальные и ненормальные психические состояния представляют из себя сложную системную реакцию человеческой психики, человеческого организма на некую ситуацию [9, с. 926].

Согласно американскому культурному антропологу Э. Бургиньону у участников толпы возникает измененное состояние личности. Социально-психологические исследования показывают, что измененные состояния личности способны возникать благодаря воздействию толпы, которая находится в возбужденном эмоциональном состоянии. Индивид, будучи частью этой толпы, испытывает состояние транса, данное состояние способны усиливать звуки барабана (ритмическая музыка), песни, танцы, наркотики. С научной точки зрения, принято выделять два состояния транса – это просто транс и транс одержимости. Для состояния транса характерны пассивность и беспомощная зависимость человека от окружающих людей, психически воздействующих на него. Напротив, впадающий в транс одержимости человек включен в активное представление, исполняя роль перед зрителями. «Впадающий в транс одержимости, — пишет Э. Бургиньон, — отрекается от собственного „Я“, идентифицируется с более сильным „Я“. Его тело, принимая это „Я“, совершает яркие действия». Измененные состояния сознания — это многочисленные разнообразные состояния, полностью или частично захватывающие человека. Они не сводятся к галлюцинаторным состояниям, вызываемым наркотиками, или религиозному экстазу.


Измененные состояния сознания — это состояния, в которых происходят изменения в когнитивной (ощущения, восприятия, представления), эмоциональной и поведенческой сферах. Изменяется отношение к самому себе, собственному телу; меняются чувство тождественности собственного «Я» и восприятия времени, пространства и других людей. Способствуют возникновению измененного состояния сознания специфические условия получения сенсорной информации. Причем закономерности восприятия и познания, присущие индивиду в его обычном состоянии, в измененном состоянии сознания меняются.

А. Людвиг в 1968 г. определил пять причин благодаря которым возникает измененное состояния сознания: снижение стимуляции внешних ощущений и моторной активности; увеличение стимуляции внешних ощущений и моторной активности; повышение бдительности и психической включенности; снижение бдительности и психической включенности; психосоматические факторы. Он указывал на то что первой причиной является снижение уровня внешней стимуляции и активности (это происходит в ситуации одиночного заключения). Влияние второго фактора (увеличение стимуляции внешних раздражений) можно наблюдать в ситуации большого скопления людей. Согласно А. Людвиг, увеличивающаяся стимуляция и моторная активность включают в себя такие состояния, как «массовое заражение», религиозная конверсия, лечебные трансы, танцевальный и музыкальный транс, возникающий в ответ на джаз, рок-н-ролл и другую высоко-ритмичную музыку. Увеличивающаяся бдительность и психическая активность появляются, например, при длительной бессоннице, особенно у военнослужащих при проведении военной операции или у длительно молящихся верующих. Четвертый тип — пониженная бдительность и психическая включенность — иллюстрируется расслаблением в мечтаниях, полной релаксацией или трансом медиумов и состояниями медитации. Как отмечает А. Людвиг, эти причины, которые кажутся противоречащими друг другу, тем не менее, приводят к состояниям, имеющим ряд сходных особенностей. Эти особенности состоят в следующем: изменения процесса протекания мышления, нарушенное чувство времени, потеря самоконтроля, изменения в выражении эмоций, ощущении тела, перцептивные искажения, чувство невыразимости, чувство омоложения и гипервнушаемость [13, с. 20-21].

Г. Лебон подробно проанализировал психические процессы, составляющие психологию индивида в толпе: 1) мышление. Находясь внутри толпы индивид начинает оперировать лишь небольшим количеством идей; 2) рассуждения. Для индивида внутри толпы логические рассуждения становятся недоступными. Мыслительные способности захватывает внушение; 3) воображение. Воображение у индивида становится очень восприимчивым. Образы воображения у индивида внутри толпы всегда простые и ясные; 4) убеждения. Убеждения в толпе выступают в очень специфической форме. Лебон называл подобные убеждения «религиозным чувством». Им были выделены основные черты такого явления: обожание верховного существа; страх перед приписываемой ему магической силы; слепое подчинение верховному существу; невозможность оспаривания догматов верховного существа; индивид испытывает желание распространять их; возникает враждебное отношение ко всем, кто не уважает эти догматы [12, с. 612-615].


3. Влияние толпы на поведение человека

Поведение человека в толпе – спорная тема. Так в конце девятнадцатого – начале двадцатого века в среде правоведов обсуждалась проблема уголовной ответственности, уголовного наказания за преступления, совершенные в составе толпы.

Решая собственно юридические вопросы определения вменяемости и степени ответственности такого рода преступников, правоведы апеллировали к трудам по социальной философии и психологии толпы, опубликованными следующими авторами: Н.К. Михайловский, Г. Тард, С. Сигеле, Г. Лебон, В.М. Бехтерев.

Согласно позиции этих исследователей, толпа представляет собой не простое скопление людей, а особую психическую общность, попадая под влияние которой человек начинает думать, действовать и чувствовать совершенно иным образом, по сути, перестает быть собой.

С точки зрения Н.К. Михайловского, в ней циркулируют процессы бессознательного взаимного подражания подчас непреодолимой силы, берущие верх над индивидуальным разумом, личным интересом, чертами характера.

Подобное социальное образование Г. Тард сравнивал с «бешеным несдержанным зверем, слепой игрушкой своих инстинктов», неким беспозвоночным низшего порядка, чудовищным червем, «извивающимся в беспорядочных движениях даже после отделения головы». В его понимании, толпа отличается эмоциональной неустойчивостью, догматичностью и деспотичностью, тягой к разрушению, проявлениями коллективного безумия, бреду преследования и величия.

С. Сигеле утверждал, что толпа более склонна к злу, чем к добру, и в нравственном опьянении доходящей до своеобразного сомнамбулизма, не сомневается в праве быть чьим-то судьей и палачом. Такая толпа легко попадает под влияние преступников, умалишенных, обитателей городского «дна».

По Г. Лебону, становясь частицей толпы, индивид спускается на несколько ступеней по лестнице цивилизации, становится варваром – инстинктивно действующим существом, проявляющим черты произвола, буйства, свирепости, а также энтузиазма и героизма, свойственные первобытному человеку.

Совместно с другими он готов поддаться любому искушению, превратить внушенные идеи в немедленные действия, внезапно перейти от кровавой жестокости к великодушию или малодушию, стать неким автоматом, управлять которым собственная воля бессильна.


Согласно В.М. Бехтереву, процессы взаимного внушения, характерные для толпы, несут в себе чрезвычайную опасность: «И если бы можно было сосчитать те жертвы, которые прямо или косвенно обязаны влиянию этого психического микроба, то вряд ли число их оказалось бы меньшим, нежели число жертв, уносимых обыкновенным физическим микробом во время народных эпидемий».

Некоторые из отечественных юристов поддержали суждение Г. Тарда, согласно которому преступный акт, совершенный как бы под принуждением толпы кем-то из ее членов, в действительности вполне соответствует скрытым наклонностям данного индивида. При этом заурядный мошенник, способный к кражам, но не к убийству, под влиянием «нравственной заразы» массового характера может дойти до крайней степени жестокости и насилия. Тот же, кто нравственно чист, найдет силы не поддаться влиянию большинства [4, с. 75-76].

Основателями психологии толпы (Г. Лебон, Г. Тард) подчеркивалась определяющая роль подражания, внушения, заражения. Данные явления являются механизмами преобразования психики, а не причинами. З. Фрейд, К.Г. Юнг, Г. Лебон соглашаются в том, что индивид находясь в толпе, приобретает эмоциональное состояние характерное для человека на примитивной стадии развития общества.

Согласно взглядам данных авторов, групповая психология является первоначальной формой человеческого сознания, а в ситуации стресса в толпе данная форма сознания выходит на передний план. Сознание находясь в контакте с первозданным психическим слоем, высвобождает обычно дремлющую энергию.

Данная энергии освобождает психику от навязанных ей культурой и сознанием стандартов и ограничений. В результате человек становится в высшей степени эмоциональным, управляемым инстинктами, подвластным внушению. К. Левин для описания подобного состояния использовал термин «регрессия».

Регрессия является распространенным феноменом, который проявляется в изменении жизненного пространства в целом в направлении, противоположном тому, которое характерно для развития. В толпе происходит сужение жизненного пространства человека, происходит регрессия. Психика человека внутри толпы подвержена сильному воздействию ситуации, поведение человека становится «полевым», т.е. зависимым от окружающего поля [13, с. 29].

Согласно В.М. Бехтереву толпе присущ монодеизм (“одноцельность”), наличие специфической впечатлительности, высокая возбудимость, легковерие, безрассудство, переменчивость и т.д. Также в толпе происходит подавление личности, нивелировка различий между индивидами.


При описании влияния толпы на личность В.М. Бехтерев особенно выделял взаимное внушение. Суть подобного внушения заключается в следующем: в ситуации ограниченного движения при сосредоточенном внимании на каком-то объекте индивид начинает утомляться.

В связи с этим возникают предпосылки к тому, чтобы чьи-то мысли и чувства воспринимались и принимались индивидом пассивно, без критического отношения. Такая информация в толпе проходит не через призму «личного» сознания, а через призму «общего» сознания [3, с. 18–19].

А.М. Зимичев отмечал такие закономерности, происходящие с личностью в толпе:

  • стираются индивидуальные различия, соответственно исчезают многие сдерживающие в повседневности барьеры;
  • в толпе проявляется предпосылка ношения униформы;
  • если в толпе присутствует некий пример, его роль становятся для индивида сильным мотивирующим фактором;
  • повышается подверженность эмоциональному волнению. Легко возникает: смех, гнев, страх и т.д. Возникшее чувство легко переходит в противоположное;
  • в толпе индивид проявляет способность активизироваться и пойти за лидером;
  • в толпе индивид может ориентироваться на выполнение некоей невероятной задачи, которую в обычной жизни не стал бы перед собой ставить: чаще разрушить что-либо;
  • в толпе индивид перестает быть восприимчивым к аргументам и здравому смыслу.

Можно громко позвать всех купаться, и толпа побежит купаться, прекратить же это движение словами, что температура воды не более десяти градусов, практически не представляется возможным [12, с. 638-640].

Согласно Почебут Л.Г. измененные состояния человека одной страны или одной культуры (в толпе) не отличаются от измененных состояний человека в толпе, который относиться к другой культуре или является гражданином другой страны – данное утверждение доказано исследованиями (контент-анализ научной и публицистической литературы (отечественной и зарубежной), в которой дается описание поведения людей, попавших в толпу, многократные наблюдения (зафиксировано более семидесяти девяти случаев поведения толпы: толпа футбольных болельщиков после матча; толпа поклонников звезд современной музыки; толпа на митинге и демонстрации; толпа при входе в метро)). Также согласно Почебут Л.Г., в целом, характеристики поведения «человека толпы» состоят в следующем:

  1. уменьшение или полное прекращение общения на межличностном уровне с помощью вербальной коммуникации;
  2. бесцельность движений и перемещений в толпе, которая выливается в повышенную агрессивность людей; психомоторное возбуждение, проявляющееся в хаотичной, бесцельной физической активности, низком контроле и координации движений и действий; склонность к однотипным движениям;
  3. высокая импульсивность в действиях участников толпы, быстрый отклик на указы и призывы лидера;
  4. подражание движениям и поведению лидера и более активных участников толпы;
  5. высокое эмоциональное возбуждение, проявляющееся в частых выкриках отдельных слов, фраз, междометий; в рассеянном взгляде, бегающих глазах; в нервности, порывистости движений;
  6. эмоциональная лабильность, проявляющаяся в виде частой смены настроений, быстром переходе в состояние ярости, гнева или восторга;
  7. высокая категоричность в оценках, мнениях, суждениях. Отсутствие чувства меры;
  8. потребность в простых решениях, не требующих долгой умственной работы. В толпе господствует категорический императив поведения: «Да здравствует», «Не допустить», «Заставить», «Долой»;
  9. неспособность к созидательной деятельности;
  10. возможность возникновения у некоторой части участников толпы слуховых, зрительных, обонятельных иллюзий и галлюцинаций. Поведение людей, испытывающих такие иллюзии, изменяется следующим образом: частое оглядывание вокруг, уклонение от несуществующих препятствий, частое переспрашивание находящихся рядом людей, уточнение их восприятия, что является одним из механизмов заражения иллюзиями других;
  11. возможность у отдельных членов толпы (психически и нервнобольных) возникновения припадков с судорожным синдромом;
  12. склонность участников толпы сбиваться в более плотную группу.