Файл: Поведение человека в толпе (Понятие и виды толпы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема нашей работы является актуальной, так как феномен толпы – это то, что всегда присутствует в нашей жизни. Разрушительная сила толпы известна абсолютно каждому. На наш взгляд, очень важно понять, что происходит с человеком внутри толпы, что влияет на его поведение? Знание определенных процессов и закономерностей позволяет делать прогноз относительно данного социально-психологического феномена. Актуальность данной темы также заключается и в ее неоднозначности. Например, весьма актуален вопрос ответственности за совершенные толпой преступления. Возможно, более детальное понимание данной темы поспособствует разрешению многих вопросов, связанных с данным социально-психологическим феноменом.

Цель нашей работы – охарактеризовать поведение человека в толпе.

В соответствии с целью, нами выделены следующие задачи:

  • дать определение понятию толпы;
  • охарактеризовать специфику толпы;
  • охарактеризовать отличия толпы от массы;
  • дать определение понятию поведения;
  • охарактеризовать внутренние (психологические) факторы, которые могут быть решающими для возникновения некоего поведения;
  • охарактеризовать влияние толпы на поведение индивида;
  • описать типичное поведение человека в толпе.

При написании данной работы мы опирались на научные концепции таких авторов, как: Г. Тард, С. Сигеле, Г. Лебон, В.М. Бехтерев, З. Фрейд, Э. Бургиньон, К.Г. Юнг, Почебут Л.Г и др.

Мы полагаем, что в связи со спецификой темы, данная работа может представлять интерес для студентов изучающих социологию и социальную психологию. Возможно, данная работа является нашим первым шагом на пути более углубленного изучения данной темы.

1. Понятие и виды толпы

Мы полагаем, что начать данную работу стоит с определения понятия толпы. А также, на наш взгляд, стоит охарактеризовать различия между толпой и массой. Так как данные понятия достаточно близки, и при определении одного из них или обоих возможно возникновение путаницы.

Толпа – понятие социологии и социальной психологии, отражающее социальные и социально-психологические особенности внутренне неорганизованных групп людей, временно объединяемых какими-либо общими интересами, представлениями, настроениями и увлечениями. Толпе присущи специфические формы обществ, сознания и поведения [10, c. 533].


Согласно позициям в вопросах толпы Г. Тарда, С. Сигеле, Г. Лебона и В.М. Бехтерева, толпа представляет собой не простое скопление людей, а особую психическую общность, попадая под влияние которой человек начинает думать, действовать и чувствовать совершенно иным образом, по сути, перестает быть собой [4, с. 75].

Итак, согласно современному научному знанию, толпа – это относительно кратковременное, слабоорганизованное и бесструктурное скопление множества людей, связанное между собой общим эмоциональным состоянием, объектом внимания, осознаваемой или неосознаваемой целью и обладающее огромной (несоизмеримой с индивидуальной) силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг дезорганизовать их поведение и деятельность. Толпа обладает огромной силой воздействия на общество, его жизнь, она способна в один миг дезорганизовать их поведение и деятельность. Толпа обладает отличительными от других социальных групп особенностями:

  • индивиды внутри толпы располагаются физически близко относительно друг друга;
  • между индивидами возникают временные случайные связи;
  • поведение внутри толпы определяется зачастую бессознательными мотивами;
  • внутри толпы интеллектуальная активность индивидов снижается, а эмоциональная активность наоборот повышается;
  • у индивидов внутри толпы пропадает способность к рациональному и самостоятельному оцениванию происходящего;
  • в толпе проявляет себя высокая степень всеобщей заразительности поведения, повышается внушаемость;
  • имеет место быть групповая эйфория.
  • Циркулярная реакция – это основной механизм определяющий поведение индивидов в толпе. Понимание особенностей функционирования циркулярной реакции может позволить делать прогноз возникновения и протекания некоторых событий внутри толпы [5, с. 338-339].

Циркулярная реакция — это взаимное заражение, т.е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами. Циркулировать может, например, веселье, скука (если кто-то начинает зевать, такое же желание испытывают окружающие), а также изначально более зловещие эмоции: страх, ярость и т.д. Циркулярная реакция, как всякий социальный и психологический феномен, не является однозначно негативным фактором. Она сопровождает любое массовое мероприятие и групповое действие.

Стоит отметить, что вероятность возникновения циркулярной реакции возрастает в периоды социальной напряженности. Логично было бы полагать, что напряженность, в свою очередь, возникает тогда, когда обстановка объективно становится очень плохой. Однако исследования историков и психологов показывают, что это не всегда так и даже чаще всего не так. Еще великий французский ученый XIX века А. де Токвиль указал на то, что революционному кризису обычно предшествует длительный период повышения экономических и политических показателей. Например, уровень жизни французских крестьян и ремесленников перед началом Великой французской революции был самым высоким в Европе. Параллельно росту возможностей растут потребности и ожидания людей. В какой то момент рост объективных показателей сменяется их относительным снижением. На фоне ожиданий, продолжающих по инерции расти, это оборачивается массовой фрустрацией, а та, в свою очередь, агрессивными и (или) паническими настроениями. Общий вывод довольно парадоксален: пока люди живут стабильно плохо (с точки зрения внешнего наблюдателя), они не испытывают болезненной неудовлетворенности и вероятность внутренних взрывов минимальна. Опасность появляется там, где есть растущие ожидания [6, с. 19-20].


Первые (и до настоящего времени наиболее точные) теоретические подходы к пониманию психологии толпы представили в своих работах французский психолог, антрополог и социолог Г. Лебон и австрийский психиатр, создатель психоанализа З. Фрейд. В частности, Г. Лебон характеризовал толпу как «психологическую массу», способную растворить в своей среде любую индивидуальность [14, с. 2]. Г. Лебон рассматривал массу и толпу как понятия близкие по своей сущности [10, с. 533]. Понятие «масса» является более общим понятием, чем понятие «толпа». Толпа – это одна из разновидности массы [15, с. 158]. Масса – это аморфная совокупность людей с минимальным уровнем групповой интеграции и организации. В массе нет никакого корпуса обычаев и традиций, никакого устоявшегося набора правил или ритуалов, никакой организованной группы установок, никакой структуры статусных ролей и никакого упрочившегося умения. Тем не менее, массовое поведение – это совокупность индивидуальных линий поведения, и оно может оказывать значительное влияние на общество. Если индивидуальные линии сходятся, то масса становится могущественной силой. Слово «масса» преобразуется в социологическое понятие (в смысле человеческой «массы») во второй половине XIX в., когда толпы становились политически все более значимыми и попали в поле зрения складывавшейся тогда науки об обществе. При этом за словом «толпа» сохранилось значение фактического скопления людей, тогда как слово «масса» стало приобретать свойство научного термина, обозначающего особый класс человеческих общностей. Понятия «толпа» и «масса» оказываются связанными, но не синонимичными: «толпа» – всегда физически цельное, видимое и действующее множество людей; «масса» – понятие, характеризующее любое множество людей, взятое простейшим способом с точки зрения его количества (энергии) и плотности.

Во второй половине XX в. понятие «масса» начало широко использоваться для описания людских множеств, объединенных признаком похожих действий или взглядов, но не имеющих физически обозримого воплощения. Стало принято говорить о массе футбольных или хоккейных болельщиков, массе покупателей данного товара, массе читателей данной книги или газеты, радиослушателей, вкладчиков, посетителей, сторонников, участников чего-либо и т. п.

Таким образом, понятие «масса» описывает самую простую форму человеческих ассоциаций, все случаи множеств, характеризуемых сходством, однотипностью поведения людей, а также их личных свойств, которые проявляются в рамках этих массовых ассоциаций и взаимодействий. Понятие «масса» характеризует также мощность этих множеств с точки зрения их численности и плотности скопления на определенной территории. Как известно, массы – только один из типов человеческих общностей такие как семья, формальные и неформальные организации, государство, партии, профсоюзы и другие политические структуры, которые организованы иначе, чем массовые общества [2, с. 31-33].


З. Фрейд, разделяя такие сходные феномены, как «психологическая масса» и «толпа», отмечал, что толпа – просто бесструктурное сборище людей, в то время как психологическая масса представляет собой сообщество индивидов, где существует либидозная привязанность к вождю (лидеру), личность которого подменяет собственные сознание, интеллект и ответственность. Фрейд считал, что индивиды, составляющие психологическую массу, регрессируют к более ранней ступени развития цивилизации, «… которую мы привыкли находить у дикарей» [14, с. 2].

Согласно Б.А. Грушину, специфические черты массы следующие: статистичность – люди, собранные в массу, не представляют собой целостного образования, отличного от составляющих его элементов; стохастичность, вероятность (случайность, неупорядоченность отношений). Границы массы размыты, а состав неустойчив; ситуативность – ее характер полностью определяется местом, временем, поводом образования, видом деятельности или общения, которым она занята; гетерогенность, разнородность состава, его межгрупповая природа; аморфность – отсутствие внутренней организации, структуры; анонимность – члены массы не открываются друг перед другом никакими индивидуальными свойствами, личностными качествами [15, с. 158].

Толпа, точно также, как и любые другие социальные феномены, может быть классифицирована. Так, например, выделают (по управляемости) толпу стихийную (формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретных лидеров, организаторов и иных физических лиц; ей свойственна абсолютная непредсказуемость и неуправляемость); толпу ведомую (формируется и проявляется под воздействием конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее организатором и (или) лидером); толпу организованную (флэшмобы, заранее объявленные распродажи, митинги и т.д. ). Кроме того, выделяют четыре основных вида толпы: толпа окказиональная (случайная, связанная с любопытством к неожиданно возникшему происшествию); толпа конвенциональная (образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу); толпа экспрессивная (в ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию); толпа действующая (отличается наличием активных действий и включает в себя подвиды: агрессивная толпа; стяжательская толпа; паническая толпа) [14, с. 3-5].

Г. Лебон открыл коллективное бессознательное, которое составляет душу толпы. Так согласно Г. Лебону, при возникновении в толпе особого состояния происходит исчезновение сознательной личности, а мысли и чувства индивидов внутри толпы становятся однонаправленными. Толпа – это один из способов формирования коллективного бессознательного; содержание этого коллективного бессознательного – совместно переживаемые чувства. Очень важно, как для отдельного человека, так и для всего общества, чтобы подобные чувства обладали позитивной направленностью и доброжелательностью. Благодаря этому происходит образование общности на долговременной основе, возникает доверие, сплоченность, солидарность, чувство единения. Агрессивные чувства, зародившиеся в толпе, совершенные совместно преступные действия способны объединять людей только на короткое время в попытке уйти от ответственности. Быстро пережитые совместные негативные чувства, как правило, порождают взаимную подозрительность и разрушают общность.


Итак, содержанием коллективного бессознательного являются инстинкты — глубинные, истинные его обитатели, и чувства — пришельцы из области сознания, надолго поселившиеся в нем. Толпа представляет из себя катализатор для взаимного обмена инстинктами и чувствами между бессознательным и сознанием. Сознательная, целеустремленная воля отдельного человека, которая выполняет функцию мембраны между сознанием и бессознательным, в толпе ослабевает. Мембрана становится прозрачной, происходит взаимопроникновение инстинктов и чувств [13, с. 22-23]. Более подробно поведение индивида в толпе, а соответственно и изменения происходящие с его психикой мы рассмотрим в последующих частях нашей работы.

2. Понятие поведения и факторы на него влияющие

Согласно социологическому словарю, поведение – это процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, связанный с их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Поведение различают на биологических, психологических и социальных уровнях [11, с. 243].

Согласно психологическому словарю, поведение – это внешне наблюдаемые движения человека или животных, в основе которых лежат или которыми управляют психологические факторы. Поведение включает различные виды активности: действия, реакции, процессы, операции и т.п., т.е. все, что представляет собой осуществляемые с помощью мышечной системы движения организма. В широком значении термин употребляется в разных областях психологии, исключая бихевиоризм. Бихевиористы называют поведением лишь такие движения организма, которые можно непосредственно наблюдать и объективно оценивать [7, с. 288-289].

Оба определения, на наш взгляд, удачны. Совершенно определенно, что бихевиоризм нас интересует. Скорее наоборот – больший интерес представляют бессознательные процессы. Поведение в контексте нашей работы может быть рассмотрен как поведение коллективное. Поведение коллективное – это особый вид поведения социального: находит свое выражение в толпе или массах людей. Поведение социальное – это внешнее проявление деятельности, в которой выявляется конкретная позиция человека, его установка; это форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам. Оно представляет собой внешне наблюдаемую систему действий (поступков) людей, в которой реализуется внутреннее побуждение чел [10, с. 333].