ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ахтырская О.Н. 401 ПП
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
«ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ»
1 Личность руководителя в организационных структурах.
2 Понятие о стилях руководства, их характеристика и факторы их
определяющие.
3 Лидерство и руководство в организации.
4 Власть и организационное воздействие в организации.
1 Личность руководителя в организационных структурах.
Руководитель – это не профессия, это социально-производственная роль, общественная позиция человека в данном конкретном коллективе. Для успешного управления трудовым коллективом руководитель должен обладать определенным набором качеств, которые подразделяются на деловые, политические и моральные.
-
Деловые качества характеризуются наличием у руководителя высокой научно-технической и экономической подготовки и знаний в области государственного законодательства, педагогики, организаторских способностей. -
Политические качества проявляются в его общественно-политической деятельности, привлечении трудящихся к управлению производством, искоренении бюрократизма, заботе об идеологическом воспитании трудящихся. -
Моральные качества характеризуют руководителя с точки зрения нравственности, человечности, порядочности.
В настоящий период мы переходим к новой управленческой философии, новой управленческой парадигме, что предопределено кардинальным изменением внешней среды предприятия (ужесточение конкуренции на рынках сбыта, сокращение рынков сбыта в связи с возросшей массой конкурентов, сокращением материальных и сырьевых ресурсов, наличием кризисных явлений и т.п.). Все это требует новых, адекватных современным условиям, систем управления на уровне предприятия и предъявляет жесткие требования к личностным качествам руководителя. Требования к должности могут совпадать с личностными установками и способностями человека, и тогда эта деятельность для него и для руководимых им людей. Но если он стремится к лидированию, а должность не соответствует его притязаниям, – это проявляется в неудовлетворенности человека своей работой и вызывает эмоциональную напряженность со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если же он занимает должность руководителя, но по своим социально-психологическим показателям (свойствам характера и способностям) не соответствует этой роли, то это проблема не только его личных амбиций, но и работоспособности всего руководимого им коллектива.
Виды качеств руководителя. По результатам управленческой деятельности руководители могут быть отнесены к одному из следующих пяти уровней:
• репродуктивный – умеет требовать от других то, что знает сам и что предписывают приказы и распоряжения;
• адаптивный – умеет приспособить свои требования к особенностям подчиненных;
• локально-моделирующий – владеет стратегиями формирования у подчиненных системы знаний, умений, отношений по отдельным задачам и выдвигаемым требованиям;
• системно-моделирующий – владеет стратегиями побуждения подчиненных к самообразованию, самоорганизации, творческой самореализации, самоконтролю, то есть владеет научно обоснованной системой воздействия на подчиненных, которое обеспечивает достижение ими стабильных результатов в труде в прогнозируемых условиях и ситуациях;
• инновационно-творческий – мастерски владеет искусством руководства, для оптимального задействования творческого потенциала субъектов труда активно реализует авторские модели, алгоритмы и технологии, обеспечивая в нестандартных ситуациях реализацию адекватных управленческих мер.
Выступая как педагог, руководитель должен иметь соответствующие личностные качества, такие как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность. Необходимо ему иметь такое качество ума, как остроумие, обладать ораторскими способностями, артистической натурой. Особенно важно для руководителя как педагога иметь готовность к эмпатии, т. е. пониманию психического состояния подчиненных, сопереживанию и потребность к социальному воздействию. Большое значение придается «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура руководителя и высокий профессионализм его деятельности.
К важным профессиональным качествам можно отнести:
-
профессиональная эрудиция, -
педагогическое мышление,
-
интуиция, -
импровизация, -
наблюдательность, -
оптимизм, -
находчивость, -
предвидение.
К личностным свойствам руководителя как педагога и психолога следует отнести:
-
вежливость, -
вдумчивость, -
взыскательность, -
воспитанность, -
справедливость, -
самокритичность, -
скромность, -
чувство собственного достоинства, -
чуткость, -
эмоциональность, -
логичность, -
гуманность, -
дисциплинированность и т.д.
Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального руководителя. Большое значение имеют характеристики личности руководителя, психологическая структура мотивации.
Профессионализм руководителя напрямую связан с его компетентностью. Как показывает практика, даже самые обширные и глубокие знания могут оставаться мертвым капиталом без умения реализовывать их в процессе рационально организованного труда самого руководителя и возглавляемого им коллектива.
Руководитель с гибким мышлением всегда шагает в ногу со временем, ищет новые, более совершенные методы руководства. Руководитель органа или подразделения внутренних дел обязан при любых обстоятельствах умело использовать властные полномочия, контролировать свое поведение, владеть своим настроением и чувствами, быть примером для подчиненных. Особое значение для начальника имеет способность сдерживать себя от приступов гнева. В отношениях с подчиненными следует быть объективным, справедливым, предъявлять ко всем одинаковую требовательность, оценивая каждого из них, прежде всего, по отношению к делу, по результатам работы. Ни при каких обстоятельствах нельзя создавать вокруг себя группу «любимчиков». Одна из главных задач руководителя – умение разбираться в людях, их знаниях, особенностях характера, настроениях…
2 Понятие о стилях руководства, их характеристика и факторы их
определяющие.
Слово «стиль» греческого происхождения. Оно означает «стержень для писания на восковой доске», а позднее употреблялось в значении «почерк». Стиль управления – манера и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.
Каждый менеджер отличается собственным индивидуальным стилем, однако это не исключает возможность общности стилей разных менеджеров.
Индивидуальность стилей руководства проявляется прежде всего в процессе общения менеджера с подчиненными. На стиль руководства, влияют:
-
человеческие и деловые качества менеджера (знания, энергичность, здравый смысл, уверенность в себе, способность к инновациям);
-
привычки (особенности речи, жесты, мимика, походка).
Формирование стилей руководства менеджеров определяется объективными и субъективными факторами.
Объективные факторы формирования стиля
- это факторы, которые не зависят от менеджера и, как правило, учитываются им в своей деятельности. К ним относятся стиль руководства вышестоящего менеджера, возрастные, общеобразовательные, социально-психологические характеристики коллектива, здоровье менеджера, особенности решаемых задач.
К субъективным факторам относятся факторы, зависящие от личности менеджера. Это человеческие и деловые качества менеджера, знание и навыки управленческой деятельности, манеры поведения.
Известны три основных подхода к теории стилей - это подход с позиций личных качеств, поведенческий и ситуационный подходы.
-
Сторонники подхода с позиций личных качеств сделали попытку определить соотношение между наличием конкретных личных качеств и эффективностью руководства. Однако практика показала, что человек не всегда становится руководителем, если он обладает необходимым набором личных качеств. Многие исследователи пытаются предложить свой вариант набора личных качеств. -
Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства в зависимости от манеры поведения по отношению к подчиненным. В рамках этого подхода существует несколько классификаций стилей, которые рассматриваются ниже. -
Ситуационный подход базируется на предположении, что стили руководства и личные качества менеджера более всего соответствуют определенным ситуационным факторам: потребностям и личным качествам подчиненных, характеру задания, требованиям к воздействию внутренней среды, имеющейся у менеджера информации.
Стиль руководства является в некоторой мере искусством. Вот почему исследователям не удалось до сих пор разработать стройную и единую теорию стилей.
Разновидность стилей руководства и их характеристика на основе управленческой решетки грид.
В теории управления широкое развитие получила классификация стилей руководства на основе поведенческого подхода. Согласно этому подходу, различают авто-кратичный, демократичный и либеральный стили.
Дуглас Мак-Грегор, известный ученый в области лидерства, сформулировал предпосылки автократичного поведения менеджера по отношению к работникам. Согласно его теории, получившей название «X»:
-
люди не любят трудиться и при любой возможности избегают работы; -
у людей нет честолюбия, они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили; больше всего люди хотят быть защищенными; -
чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, строгий контроль и угрозу наказания.
Исходя из таких предположений, автократ обычно как можно больше централизует полномочия, регламентирует работу подчиненных и почти не предоставляет им свободы при принятии решений. Автократ руководит всей работой в пределах его компетенции, и чтобы обеспечить выполнение работы, он может оказывать психологическое давление на подчиненных и даже прибегать к угрозам. И как бы благосклонен ни был этот руководитель, он требует неукоснительного соблюдения огромного количества правил, жестко регламентирующих поведение сотрудников.
Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений авторитарного руководителя. Мак-Грегор назвал их теорией «Y». Эти представления сводятся к следующему:
-
труд - это естественный процесс. Если созданы благоприятные условия, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней; -
если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль; -
приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели;
-
способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
Основываясь на этих предположениях, демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые воздействуют на потребности более высокого уровня: потребности принадлежности к высокой цели, автономии и самовыражения. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным.
Организация, в которой доминирует демократичный стиль, характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий.
Либеральный руководитель предоставляет подчиненным полную свободу в определении своих целей и контроле за своей собственной работой. Для либерального руководства характерно минимальное участие менеджера в руководстве: группа имеет полную свободу принимать собственные решения. При либеральном подходе к руководству объем работы меньше, чем при демократичном, качество работы ухудшается, появляется больше свободы, при опросах отдается предпочтение демократичному руководителю.
Широкую известность получила двумерная классификация стилей руководства, разработанная американскими учеными Блейком и Моутки Дж. С. и названная таблицей ГРИД. Согласно данной классификации, стиль управления оценивается по следующим показателям: забота о производстве и забота о подчиненных и коллегах. Каждый показатель оценивается по девятибалльной шкале. Таблица ГРИД приведена на рисунке 6.1.