ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида. Средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, могут быть разнообразными: четкие указания, уговоры, угрозы, просьба, подкуп, требование.
Руководители должны оказывать влияние таким способом, который ведет не просто к принятию идеи, а к действию, т.е. фактическому труду, который необходим для достижения целей организации. Для того, чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективным, руководитель должен развивать и применять власть.
Власть - это возможность влиять на поведение других. Реализация власти обычно связана с трудностями, поскольку руководитель, каким бы самостоятельным не казался внешне, на деле зависит от огромного количества людей и жизненных обстоятельств. Руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчиненных, коллег, от людей и организаций, находящихся вне собственной организации. Эта зависимость от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую, является основной причиной трудностей, которую испытывает руководящий персонал. Если руководитель не в состоянии эффективно взаимодействовать с этими неуправляемыми силами, он не может выполнить свою собственную работу, а это, в свою очередь, снизит эффективность деятельности всей организации.
Власть и влияние - инструменты лидерства - это средства, при помощи которых руководитель разрешает проблемные ситуации.
Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, то он не сможет получить ресурсы, необходимые для определения, и достижения целей через других людей.
Таким образом, власть является необходимым условием успешной деятельности организации.
Человек, на которого влияют, должен считать достаточно высокой вероятность того, что исполнение приведет к удовлетворению или неудовлетворению потребности.
Человек, на которого влияют, должен верить, что его усилие имеет хороший шанс оправдать ожидания руководителя. Власть зиждется на обращении к активным потребностям исполнителя.
Власть может принимать разнообразные формы. Согласно, классификации, выделяют пять основных форм власти:
1) власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности;
2) власть, основанная на вознаграждении.
Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие;
3) экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает. специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность;
4) эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий;
5) законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг — подчиняться им.
Он исполняет приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Законную власть часто называют традиционной. Законная власть бывает действенна тогда, когда подчиненный повинуется указанию руководителя только потому, что он стоит, на более высокой ступеньке организационной иерархии
К современным формам влияния относится убеждение и участие.
Убеждение - это эффективная передача своей точки зрения. Используя убеждение, руководитель молчаливо допускает, что исполнитель обладает какой-то долей власти, которая может уменьшить возможность руководителя действовать. Другими словами, руководитель признает зависимость от исполнителя. Активно добиваясь согласия, руководитель оказывает очень сильное воздействие на потребность исполнителя в уважении. Если исполнитель, в свою очередь, испытывает потребность в знаниях и авторитете, то сила влияния путем убеждения возрастает.
Поскольку убеждение представляет собой влияние, то при его использовании необходимо учитывать, что влиять можно только на того, кто открыт для этого влияния. Поэтому способность влиять путем убеждения зависит от ряда факторов.
У руководителя должна отсутствовать агрессивность по отношению к подчиненным, так как ее малейшее проявление заставляет человека замкнуться в себе и ожесточиться.
Руководитель должен доверять своему подчиненному, ибо если у работника появляется ощущение, что руководитель ему не доверяет, то и влиять на себя он не позволит.
Руководитель должен проявлять искреннее внимание к подчиненному, так как, только проявляя внимание, можно понять, какими мотивами руководствуется человек в своем поведении, и влиять на эти мотивы.
У руководителя должно быть наличие симпатии к подчиненным, т.к. только испытывая внутреннее расположение к человеку, можно пытаться сделать его своим единомышленником.
Концентрация внимания, поскольку только человек, умеющий концентрировать свое внимание на проблеме, может сконцентрировать на ней внимание другого.
Гибкость ума и быстрота мыслительных процессов, поскольку убедить человека в чем-либо можно, если только правильно, своевременно и доступно отвечать на возникающие у него вопросы.
Убеждение достигает своей цели, если в сознании подчиненного формируется комплексное, глубокое и однозначное представление о том, что ему необходимо делать.
Задания№1
Поговорки, цитаты, отражающие
психологический смысл руководства и личность руководителя:
2 Диагностика склонности к определенному стилю руководства
(Е.П.Ильин).
Поскольку в чистом виде склонность к одному из стилей руководства практически не встречается, речь может идти о смешанных стилях руководства с тенденцией склонности к одному из них. Опрашиваемые чаще всего выбирают ответы, характеризующие демократический стиль руководства. Если таких ответов больше 12, можно говорить о склонности к демократическому стилю; если меньше и при этом выборы А на 3 балла превалируют над Л, можно говорить о склонности к авторитарно-демократическому стилю, а в случае превалирования на 3 балла выборов Л над А - о склонности к либерально-демократическому стилю.
Контроль самостоятельной работы:
№1 На основании проведенной диагностики стиля руководства (по
Е.П.Ильину) проведите анализ личных качеств, указав положительные и
негативные черты в руководстве персоналом.
Положительные:
Отрицательные:
Руководители должны оказывать влияние таким способом, который ведет не просто к принятию идеи, а к действию, т.е. фактическому труду, который необходим для достижения целей организации. Для того, чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективным, руководитель должен развивать и применять власть.
Власть - это возможность влиять на поведение других. Реализация власти обычно связана с трудностями, поскольку руководитель, каким бы самостоятельным не казался внешне, на деле зависит от огромного количества людей и жизненных обстоятельств. Руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчиненных, коллег, от людей и организаций, находящихся вне собственной организации. Эта зависимость от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую, является основной причиной трудностей, которую испытывает руководящий персонал. Если руководитель не в состоянии эффективно взаимодействовать с этими неуправляемыми силами, он не может выполнить свою собственную работу, а это, в свою очередь, снизит эффективность деятельности всей организации.
Власть и влияние - инструменты лидерства - это средства, при помощи которых руководитель разрешает проблемные ситуации.
Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, то он не сможет получить ресурсы, необходимые для определения, и достижения целей через других людей.
Таким образом, власть является необходимым условием успешной деятельности организации.
Человек, на которого влияют, должен считать достаточно высокой вероятность того, что исполнение приведет к удовлетворению или неудовлетворению потребности.
Человек, на которого влияют, должен верить, что его усилие имеет хороший шанс оправдать ожидания руководителя. Власть зиждется на обращении к активным потребностям исполнителя.
Власть может принимать разнообразные формы. Согласно, классификации, выделяют пять основных форм власти:
1) власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности;
2) власть, основанная на вознаграждении.
Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие;
3) экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает. специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность;
4) эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий;
5) законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг — подчиняться им.
Он исполняет приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Законную власть часто называют традиционной. Законная власть бывает действенна тогда, когда подчиненный повинуется указанию руководителя только потому, что он стоит, на более высокой ступеньке организационной иерархии
К современным формам влияния относится убеждение и участие.
Убеждение - это эффективная передача своей точки зрения. Используя убеждение, руководитель молчаливо допускает, что исполнитель обладает какой-то долей власти, которая может уменьшить возможность руководителя действовать. Другими словами, руководитель признает зависимость от исполнителя. Активно добиваясь согласия, руководитель оказывает очень сильное воздействие на потребность исполнителя в уважении. Если исполнитель, в свою очередь, испытывает потребность в знаниях и авторитете, то сила влияния путем убеждения возрастает.
Поскольку убеждение представляет собой влияние, то при его использовании необходимо учитывать, что влиять можно только на того, кто открыт для этого влияния. Поэтому способность влиять путем убеждения зависит от ряда факторов.
У руководителя должна отсутствовать агрессивность по отношению к подчиненным, так как ее малейшее проявление заставляет человека замкнуться в себе и ожесточиться.
Руководитель должен доверять своему подчиненному, ибо если у работника появляется ощущение, что руководитель ему не доверяет, то и влиять на себя он не позволит.
Руководитель должен проявлять искреннее внимание к подчиненному, так как, только проявляя внимание, можно понять, какими мотивами руководствуется человек в своем поведении, и влиять на эти мотивы.
У руководителя должно быть наличие симпатии к подчиненным, т.к. только испытывая внутреннее расположение к человеку, можно пытаться сделать его своим единомышленником.
Концентрация внимания, поскольку только человек, умеющий концентрировать свое внимание на проблеме, может сконцентрировать на ней внимание другого.
Гибкость ума и быстрота мыслительных процессов, поскольку убедить человека в чем-либо можно, если только правильно, своевременно и доступно отвечать на возникающие у него вопросы.
Убеждение достигает своей цели, если в сознании подчиненного формируется комплексное, глубокое и однозначное представление о том, что ему необходимо делать.
Задания№1
Поговорки, цитаты, отражающие
психологический смысл руководства и личность руководителя:
-
Начальство не свой брат: много говорить не станешь. -
Если вожак умен - ты не заблудишься. -
По ватагам атаман, по овцам пастух. -
Не велик большак, да булава при нем. -
Два медведя в одной берлоге не улягутся. -
Люди не бывают без предводителя, речка не бывает без устья. -
Правдивый начальник оценивает всякого по заслугам.
2 Диагностика склонности к определенному стилю руководства
(Е.П.Ильин).
Автократический стиль руководства | 6 | |
Либеральный (попустительский) стиль руководства | 4 | |
Демократический стиль руководства | 9 | |
Поскольку в чистом виде склонность к одному из стилей руководства практически не встречается, речь может идти о смешанных стилях руководства с тенденцией склонности к одному из них. Опрашиваемые чаще всего выбирают ответы, характеризующие демократический стиль руководства. Если таких ответов больше 12, можно говорить о склонности к демократическому стилю; если меньше и при этом выборы А на 3 балла превалируют над Л, можно говорить о склонности к авторитарно-демократическому стилю, а в случае превалирования на 3 балла выборов Л над А - о склонности к либерально-демократическому стилю.
Контроль самостоятельной работы:
№1 На основании проведенной диагностики стиля руководства (по
Е.П.Ильину) проведите анализ личных качеств, указав положительные и
негативные черты в руководстве персоналом.
Положительные:
-
Дипломатичность
-
Жесткость в принятии решений -
Управленческий опыт -
Лидерские черты характера -
Воспитательный дух -
Нравственность -
Новаторство -
Честность -
Справедливость -
Рассудительность -
Профессиональная компетентность (система специальных знаний и практических навыков) -
Техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая культура -
Высокий уровень образования -
Широта взглядов, эрудиция -
Стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности -
Умение планировать свою работу -
честности и порядочности -
Физическое и психологическое здоровье -
Мотивационные навыки -
Энергичность -
Контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой -
Инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нём -
Готовность идти на риск -
Умение кратко и ясно изложить суть проблемы -
Обязательность -
Смелость и решительность -
Взвешенность в решениях -
Жесткость и напористость -
Находчивость -
Способность к назначению эффективных советников -
Поощряет наилучшие примеры -
Системно подходит к анализу работы
Отрицательные:
-
Изворотливость -
Многообещающий человек -
Не принимает во внимание того, что лежит в основе поведения подчиненных -
Избегает действий, связанных с наказанием вышестоящего руководителя -
Следует устаревшему стилю руководства -
Имеет слабое представление о механизмах исполнения руководящей роли -
Считает излишними нормальные отношения с подчиненными -
Не стремится к ясности -
Оставляет работу подчиненных на самотек -
Терпит посредственность -
Недостаточно системно подходит к анализу работы -
Мало делегирует полномочия -
Пренебрегает возможностью положительно отметить работу подчиненных -
Часто не справляется с трудными людьми -
Терпит плохой вклад в работу -
Не способен установить критерий успеха -
Недальновидность -
Неуважение к людям труда, линейным сотрудникам -
Скромность -
Беспринципность -
Необязательность -
Закрытость, скрытность, неоткровенность -
Аморальность -
Самодовольство, чувство превосходства по отношению к окружающим. -
Сверхконформность, зависимость от мнения группы, следования интересам групп влияния