Файл: Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С определением государства тесно связана и сущность государства, т.е. смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве является власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Назначение и сущность государства состоят в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса). Поскольку государство представляет собой территориальный публично­правовой союз населения, осуществляющий свои задачи и выполняющий свои функции с помощью специальных органов государственной власти, то можно сказать, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, регулирование и упорядочение общественных отношений и является основной обязанностью государства. Природа государственной власти - в охране прав и свобод человека и гражданина, в обеспечении гражданского мира и согласия. Социальное назначение государства заключается в том, что это организация политической власти, призванная представлять общие интересы населения. Деятельность государства направлена на решение общесоциальных проблем. Управляя делами общества, государство стремится к стабильности и гармоничному развитию общества, к обеспечению социального компромисса и правопорядка.

Социальное назначение и сущность государства проявляются в его функциях и задачах. Под функциями государства понимают основные направления его деятельности, вытекающие из его сущности и роли в общественной жизни. В отличие от задач государства, которые могут носить временный, локальный характер, функции государства имеют постоянный характер и общесоциальную направленность, хотя в различные исторические эпохи они могли быть направлены и на узкокорпоративные цели. Если в Древнем мире или Средневековье государство активно осуществляло такие классовые функции, как подавление сопротивления рабов и крепостных крестьян, обеспечение условий для их эксплуатации, то функции современных развитых демократических государств направлены на осуществление общесоциальных проблем, связанных с защитой прав и свобод личности, поддержанием общественного порядка, обеспечением мира и безопасности и т. д.


На характер и содержание функций государства оказывают влияние многие факторы социально-экономического, политического, экологического характера. Бурный рост экономики, ее научно-технический прогресс, стабильная политическая обстановка во многом определяют направления деятельности государства, связанные с обеспечением прав и свобод человека, экологической безопасностью, разрешением межнациональных конфликтов, борьбой с преступностью и т. д. На содержание функций государства большое влияние оказывает и международная обстановка. В современном мире активно продолжается процесс интеграции государств, что обусловливает их тесное сотрудничество по многим ключевым вопросам (защита прав человека, поддержание мира и международного правопорядка, экологической безопасности, борьба с международным терроризмом и т. д.). Возрастает значение международного права, международных организаций в решении всех этих вопросов.

  1. Понятие государства как конституционно - правового института

Конституционное право в отличие от других правовых наук изучает государство в целом, комплексно, с точки зрения правового оформления его устройства. Известно, что современные государства имеют различные политические режимы, формы правления и т. п. Это означает, что при изучении столь важного института, каким является современное государство, можно обнаружить различные варианты его конституционно-правового закрепления. Анализ конституционных положений показывает, что большинство ныне действующих конституций стремятся закрепить такие общие начала и особенности в устройстве различных государств, которые ориентированы на общечеловеческие ценности.

Термин «государство» в конституционном законодательстве и международном праве часто выступает как синоним понятия «страна». Каждый человек при рождении обладает естественными, неотчуждаемыми правами. Все люди рождаются свободными и равными. Для того, чтобы охранять и защищать свои права и свободы общество создает государство. Государство может эффективно выполнять свою функцию по защите прав и свобод граждан только в том случае, если власть принадлежит народу.

Право в государстве должно быть выше органов государственной власти и выступать регулятором не только общественных отношений, но и быть тем механизмом в обществе и государстве, который будет предотвращать злоупотребление полномочиями органами государственной власти.

Нет сомнений, что современным правовым государством может быть только демократическое государство, в котором обеспечиваются основные права и свободы человека и гражданина, народ является носителем власти и это выражается в участии граждан в осуществлении государственной власти по средствам таких конституционно правовых институтов, как выборы, референдум, плебисцит.


Для того, что бы данные конституционно - правовые институты работали и приносили определенный результат, в обществе необходим высокий уровень правового сознания и правовой, и политической культуры, а это предполагает развитое гражданское общество, возможность осуществления индивидуальных прав.

Вся идея правового государства сводится к идее верховенства закона. Но это в упрощенном представлении. Сам закон является формой выражения права. Много законов было и есть, которые порождают произвол и беззаконие. Назвать правовым государством - государство, в котором все подчинено верховенству закона недостаточно. Здесь необходимо понимать, что речь идет именно о верховенстве правового закона, который основан на правовых принципах. В правовом государстве власть ограничена правом. Поэтому, необходимо отметить важнейшие конституционно - правовые институты гражданского общества. Таковыми конституционно- правовыми институтами в гражданском обществе выступают референдум и свободные выборы, так как граждане осуществляет свою власть в следующих формах:

  1. Непосредственно. Высшей формой непосредственного выражения власти народа является референдум или свободные выборы. Референдум выражает прямое волеизлияние граждан по общественно важным и государственным вопросам. Эта форма обладает общественно важным юридическим результатом (общеобязательность решения). Но могут быть и другие формы, которые не имеют столь значимых последствий. Например, митинги, собрания, шествия всенародное обсуждение законопроектов и др.)
  2. Через органы государственной власти. Решить большинство вопросов невозможно без участия квалифицированных специалистов в той или иной области, поэтому власть от имени народа осуществляют государственные органы.
  3. Через органы местного самоуправления. Действия этой формы по своей иерархии представляют низовой уровень отношений власти и народа.

Современные государства становятся все более сложными, в них болезненно и противоречиво подчас решаются экономические, политические и социальные проблемы. Поэтому возрастание роли государств в решении указанных проблем ведет к появлению все новых и новых конституционных положений, регулирующих различные стороны деятельности государства.

При всем многообразии словесных форм ее выражения суть государства как конституционного института определяется в демократических конституциях, прежде всего новейших, достаточно четко, ясно и полно. Это - народовластие (суверенитет народа), правовой, социальный и светский характер государственной власти. Рассмотрим в этой связи каждую из этих сущностных конституционных черт демократической государственности. Народовластие или суверенитет народа - важнейшая и исходная характеристика демократического государства, отражающая то, что действительным источником государственной власти и ее изначальным социальным субъектом является народ и только народ. При этом именно народ как целое, а не та или иная его часть. Еще в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (ст.3) говорилось, что «источник суверенитета зиждется, по существу, в нации», что «никакая корпорация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника». В соответствии с этим в ст. 3 Конституции Франции указывается, что «национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и путем референдума», и что «никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление». (Здесь следует напомнить, что под национальным суверенитетом здесь понимается государственный суверенитет, а под нацией - согражданство.)


Эти важнейшие общие положения, направленные в историческом прошлом прежде всего против абсолютизма, имеют актуальное и принципиальное значение и в современных условиях, ибо именно здесь проходит и сегодня водораздел между действительно демократическим и псевдодемократическим пониманием сущности, места и роли государства в общественной системе. В конституциях демократических стран государство неизменно рассматривается как официальный представитель, выразитель и защитник общих интересов и чаяний всех или почти всех граждан, как орган их объединения, сплочения, укрепления их единства и солидарности, как воплощение их «общей воли» и «общего блага».

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВА

2.1 Территориальная организация населения и публичная
(государственная) власть

Постоянным признаком государства является наличие определенной территории, т.е. территориальная организация государственной власти. Территориальная организация государства означает, что его власть распространяется на определенную территорию, которая находится под юрисдикцией государства.

Государство - это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая прежде всего интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи.

Территория - пространство, в рамках которого действует суверенная государственная власть. Территория государства ограничивается государственной границей - плоскостью, определяющей пределы действия государственной власти как суверенной. Таким образом, государственная территория является не географической, а политико-правовой категорией. Для первобытного общества территориальные границы среды обитания вследствие кочевого образа жизни были весьма условны. Государство же характеризует четкое закрепление как внешних границ, так и внутреннего деления территории на отдельные управляемые единицы.

С момента возникновения государства защита государственных границ и территориальной целостности является его важнейшей функцией. Принцип территориальной целостности (неприкосновенности границ) государства - один из устоев современного международного права.


Структура территории складывается из следующих элементов:

  1. Сухопутная часть, включающая материковую поверхность, острова и анклавы (части территории, окруженные со всех сторон территорией других государств и не имеющие выхода к морю).
  2. Водная часть, включающая воды рек, озер, искусственных водохранилищ, расположенных в пределах сухопутной части государства, а также морские воды, омывающие его побережье.
  3. Недра, расположенные под сухопутной и водной территорией государства.
  4. Воздушная территория - атмосфера над сухопутной и водной территорией государства.
  5. Морские и воздушные суда, космические аппараты с государственной символикой, территории посольств и дипломатических представительств за рубежом.

Не относятся к территории какого-либо государства открытые моря и океаны, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также целый материк - Антарктида.

Составными частями территории государства являются следующие пространства и приравненные к ним объекты:

а) собственно территория государства - земля и ее недра, образующие сухопутную территорию; реки, озера, искусственные водохранилища, морские внутренние и территориальные воды, омывающие сухопутную территорию в пределах 12 морских миль, - водная территория государства; воздушное пространство над сухопутной и водной территорией - воздушная территория государства;

б) условная территория государства: территории посольств и консульств; морские, речные, воздушные суда; космические корабли, воздушные суда, действующие под флагом данного государства; другие принадлежащие государству объекты (например, трубопроводы).

Территория - это естественное условие возникновения и существования государства. Сама территория не порождает государство, она лишь образует пространство, в пределах которого государство возникает и осуществляет свою власть.

Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти и исключает какое бы то ни было вмешательство в дела «своего» общества иностранных властей. В правовых системах различных стран, а также в международном праве общепризнанными являются принципы территориального верховенства, территориальной целостности и неприкосновенности. Территориальное деление населения и распространение государственной власти лишь на население определенной территории неизбежно влечет за собой административно-территориальное деление. Вся территория государств разбивается на ряд административно­территориальных единиц. В разных странах они принято называть по- разному - округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т. д. Но их назначение и функции едины - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.