Файл: Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государство и право взаимозависимо - этот факт выступает в качестве основополагающего признака государства, так как с момента возникновения государство и право объединяют такие факторы, как социальная среда, территория, экономическая основа и политическая природа, социальное назначение, одинаковое (соответствующее степени развития общества) нравственно-духовное содержание. Эта взаимосвязь проявляется как на генетическом и сущностном уровнях, так и в системно-структурном и деятельностном аспектах.

Взаимозависимость государства и права означает то, что они не могут существовать друг без друга. Даже тоталитарные, диктаторские государства вынуждены упорядочивать общественные отношения с помощью права, устанавливать определенный правопорядок, использовать правовую форму для осуществления личного, группового или классового насилия.

Взаимодействие данных явлений носит многогранный и постоянный характер.

Государство активно участвует в правотворческой деятельности, объективирует волеизъявления народа или его большинства в качестве правовых актов, осуществляет правоприменительную деятельность, в необходимых случаях обеспечивает реализацию права государственным принуждением.

Право юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает предел осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государству и его деятельности легитимный характер. С помощью права определяются вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым.

Так, государство оказывается бессильным при попытках придать правовое значение нормативным актам, посягающим на биологические основания социальной коммуникации, вводя запреты на общение с себе подобными, на питание, продолжение рода, самозащиту и т. д. Не может «породить» право и закон, идущий вразрез с социокультурными основаниями коммуникации. Чем более культурно однородно общество, тем более единым и неизменным является его правосознание и тем активнее оно сопротивляется инородным инновациям (нормативным нововведениям). Поскольку право находится не в законе, понимаемом как материально - текстуальная форма права, а в социуме, то отсутствие социальной легитимации такого закона и не порождает у субъектов прав и обязанностей (не порождает права). И наоборот, закон, изданный легитимной властью и соответствующий господствующим в обществе настроениям и ценностным представлениям, способен к творческим изменениям правовой жизни общества, т. е. к установлению новых общественных отношений, вводя их в пространство правовой коммуникации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышеуказанных признаков можно дать определение государства. Государство - это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

Если рассматривать государство на сегодняшний день, то оно представляется как властная система, способная организовать общество в соответствии с интересами человека. И, естественно, исходя из того, что государство - это все - таки система, то оно должно быть целостным и со стороны властной организации, и со стороны территории. Другими словами, государство как таковое играет роль внешней оболочки, которая способствует сохранности конкретной социальной общности. По устоявшимся традициям государство необходимо рассматривать как союз людей, базирующийся на наличии определенной территории, населения и государственной власти. В узком понимании государство является неким обозначением аппарата управления, который отделился от общества и встал выше над ним. Следовательно, это акцентирует внимание на структурном характере устройства государства, другими словами, имеет место быть система государственных органов, с помощью которых реализуется деятельность, направленная на управление обществом.

Одновременно с этим представленное определение нельзя считать абсолютно полным и всесторонним, поскольку государство описывается исключительно как механизм, приводящий в жизнь публичную власть. В более широком понимании государство является некой ассоциацией, участники которой объединены одним политическим сообществом с публично властными структурами и отношениями публично властного характера. Такое определение дает характеристику государства как политически организованного общества, и так соответственно, акцентирует внимание на том, что государство нельзя сводить только к механизму управления.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что государством является объединение большого количества людей, которое предопределяет наличие в нем государственно - правовых институтов и сопутствующих отношений. Таким образом, государство в узком понимании - политический аппарат управления обществом, в широком - конкретная модель политической организации общества, к структурными звеньями которой относятся законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.


Что касается признаков государства, то обобщая вышеизложенное, можно сказать, что государство характеризуется следующими признаками:

  1. Наличием публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);
  2. Системой налогов, податей, займов (необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);
  3. Территориальным делением населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому- либо роду или племени);
  4. Связью с правом (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легальной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);
  5. Суверенитетом (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

В заключении хотелось бы отметить, что кроме названных признаков выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и других Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
  2. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" // Российская газета. -1993.- 04 мая. - N 84. Литература
  3. Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. 2015. - 410с.
  4. Бошно С.В. Теория государства и права. Учебное пособие. 2017. -400 с.
  5. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. 2016. -528с.
  6. Верещагин С.Г. Налог как категория и как политика // Гражданин и право", декабрь 2017. - N 12.
  7. Гринин Л. Е. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории // Философия и общество. № 5.2015 - С. 19-21.
  8. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-метод. Пособие. ВСГТУ, 2015. - 345с.
  9. Елеонский В.О. Страницы истории: права граждан и теория советского права // Гражданин и право, июнь 2018. - N 6.
  10. Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. Учебное пособие. 2017. - 303с.
  11. Ильин И. А. Теория права и государства (воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 гг.)- Москва, издательство "Зерцало", 2015.
  12. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Л.В. Лазарева. - ООО "Новая правовая культура", 2018.
  13. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д.
  14. Зорькина, Л.В. Лазарева. - "Эксмо", 2017.
  15. Левакин И.В., Юртаева Е.А. Государство и его свойства в условиях глобализации: проблемы единства и целостности России // "Гражданин и право", январь 2017. - N 1.
  16. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. 2016. - 640с.
  17. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. 2016. - 512с.
  18. Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник. 2017. - 640с.
  19. Общая теория права и государства. Учебник / под ред. Лазарева В.В., 2016. - 520с.
  20. Общая теория права и государства: Учебник // Под ред. Лазарева В. В., М.2015.
  21. Общая теория права. Учебник / Под ред. Пиголкина А.С. 2016. -384с.
  22. Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // http://ru.wikipedia.org.
  23. Проблемы общей теории права и государства. Учебник // Под ред. Нерсесянца В.С., 2018. - 832с.
  24. Протасов В.Н. Теория права и государства. Вопросы и ответы. 2016. - 240с.
  25. Теория государства и права. 100 экзаменационных ответов. Колюшкина Л.Ю. и др. 2014. - 304с.
  26. Теория государства и права. Тезисы лекций. Цыганов В.И. 2017. - 201с.
  27. Теория государства и права. Учебник // под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д., 2016. - 616с.
  28. Теория государства и права. Учебник /под ред. Пиголкина А.С. 2015. - 544с.
  29. Трубецкой Е. Н. Лекции по энциклопедии права. Спб., 2001. - С. 326-327
  30. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник.15 - 384с.
  31. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Вып. III. М., 2015. - С. 568