Файл: Финансовая система РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы: С наступлением кризиса российская экономика пребывает в состоянии системного сбоя, поэтому требуются безотлагательные реформы всей финансовой системы. Для ввода изменений необходимо выявить ее наиболее уязвимые места. За основу рыночной экономики России был взят опыт развитых стран, без учета ее истории и менталитета. Что в свою очередь подорвало эффективность национальной финансовой системы.

Сегодня жизнь общества тесно связана с различными финансовыми операциями. Понятно, что эргономичный рост государственной и рыночной экономики невозможен без устойчивой финансовой системы, которая в идеале должна состоять из совокупности отдельных частей финансовых отношений, связанных между собой.

Следовательно, одной из главных задач государства должно быть создание надежной и крепкой финансовой системы - основе всей национальной экономики, которой отводится главная роль.

Кроме того, каждое развитое государство наделено отличительными особенностями, которые послужили росту развития финансовой системы и стали неотъемлемой частью новейшей истории. Поэтому вызывает огромный интерес детальное исследование идентичных государств среди российских специалистов в финансовой сфере.

Целью работы является уточнение сущности современного состояния финансовой системы Российской Федерации.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) раскрыть понятие и структуру финансовой системы;

2) проанализировать особенности российской финансовой системы;

3) рассмотреть перспективы финансовой системы РФ.

Объект исследования – система отношений связанных с финансовой системой.

Предметом исследования является особенности современной финансовой системы РФ.

Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности современного состояния финансовой системы Российской Федерации. Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.

Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

1. Общая характеристика финансовой системы

1.1. Финансовая система: понятие и сущность


Финансовая система - это исторически сформировавшаяся и закрепленная действующим финансовым законодательством совокупность сфер финансовых отношений, финансовых институтов и финансовых органов, посредством которых обеспечивается мобилизация и последующее использование денежных средств для удовлетворения соответствующих потребностей общества.

Термин «финансовая система» является понятием общеупотребительным в теории финансов. Однако содержание финансовой системы и ее структура остаются в значительной степени дискуссионными.

Значительная часть авторов, финансовую систему рассматривают, прежде всего, как совокупность определенных сфер и звеньев финансовых отношений, отмечая, что «финансовая система – это совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений» и фактически сводят финансовую систему лишь к финансовым отношениям, объединенным в сферы и звенья. Наиболее общее определение содержится в учебнике «Финансы» под редакцией Л.А. Дробозиной – «финансовая система в целом – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуется и используются фонды денежных средств»[1].

Коллектив авторов под руководством Г.Б. Поляка под финансовой системой понимает совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства, а также специальных финансовых институтов. Здесь вызывает сомнение – может ли категория, как наиболее общее или специальное априорное понятие, используемое при построении теорий, быть видом финансовых отношений и тем более распределять и использовать денежные средства.

Особая позиция у авторов учебника под ред. В. Ковалева, которые рассматривают финансовую систему как «форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта». Необходимо заметить, что не все данные отношения относятся к разряду финансовых. В другом учебнике под редакцией В. Ковалева под финансовой системой понимается форма организации стоимостных отношений между всеми субъектами финансовых отношений по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта[2].

Существуют и более оригинальные, хотя и менее распространенные, точки зрения на определение финансовой системы, например, как «совокупности денежных отношений, функционирующих в государстве», или «совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению». В этом случае не представляется возможным выделить тот специфический признак, который отличает финансовую систему и элементы, входящие в нее, от других систем и категорий.


Специфическим подходом отличаются некоторые авторы, представители, разделяющие два понятия – финансовую систему и систему финансов. Если под системой финансов они понимают совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды, то финансовая система включает субъекты и объекты управления, в том числе органы, осуществляющие управление финансовыми отношениями. На наш взгляд, это ведет к излишнему усложнению категориального аппарата.

Таким образом, финансовая система, понимаемая в узком смысле слова, представляет собой совокупность финансовых отношений, образующих сферы и звенья.

1.2. Составные элементы финансовой системы

Состав финансовой системы уже в течении продолжительного времени вызывает споры разных авторов. И на сегодняшний день найти в литературе единого подхода к определению ее состава крайне сложно. Поэтому данная тема является столь актуальной.

Необходимость выделения отдельных звеньев системы финансов вызвана различием в участии субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании доходов. Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. Таким образом, рассмотрим различные варианты отнесения тех или иных звеньев, а также подсистем к финансовой системе, какие нам дают авторы, придерживающиеся разных точек зрения[3].

С. Ф. Федулова в своем учебном пособии выделяет три звена системы, а именно, государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и местные финансы.

Государственные финансы проявляются в разных формах, выполняют важные функции в финансовой системе, связывая между собой различные структурные элементы, что помогает комплексно осуществлять экономические и финансовые связи на федеральном, муниципальном и региональном уровнях.

Под термином «государственные финансы» принято понимать комплексную финансовую систему, которая направлена на то, чтобы собирать и реализовывать деньги, направленные на удовлетворение потребностей государств. В более широком понимании, это система всех финансовых поступлений и денег, которые идут на то, чтобы осуществлять товарно-денежные отношения, поддерживать баланс макроэкономических процессов, добиваться равновесия в притоках и тратах финасредств.

 Вместе денежные средства на государственном и муниципальном уровне образуют систему отдельных экономических отношений, которые характеризуются следующими факторами:


  • Всегда носят денежный характер;
  • Нужны определенные процессы, чтобы они правильно распределялись и формировались;
  • Распределение осуществляют органы госвласти и местного самоуправления;
  • Средства имеют целевое значение – идут на удовлетворение социальных нужд людей, вложение средств в систему национальной обороны и правоохранительной работы, содержание большого аппарата государственного управления, на осуществление экономического регулирования, реализацию муниципальных проектов.

Функционирование происходит в пределах государственной финансовой системе, поэтому и государственные, и муниципальные финансы являются ядром все процессов. Исходя из этого, можно утверждать, что государственные и муниципальные финансы связывают между собой экономические системы разных уровней, программы производственного развития, различных организаций, структур и учреждений, которые принимают участие в перераспределении денежных ресурсов. Касаются определенной аудитории потребителей, поэтому данные виды финансов отличаются четкой ориентированностью, целенаправленностью, что должно соответствовать правильному перераспределению средств и ресурсов.

Для того, чтобы осуществлять реализацию товарных и денежных отношений, необходимо наличие специального фонда, в котором концентрируются все денежные ресурсы. Они лежат в основе государственных финансов, состоящие из следующих структурных элементов:

  • Внебюджетные фонды;
  • Финансы, которыми владеют различные госпредприятия;
  • Федеральный бюджет;
  • Местный бюджет;
  • Государственный бюджет – это самый главный компонент структуры, поскольку отвечает за создание правильного баланса национального дохода, регулирование социальных и экономических процессов, формирование отношений с другими странами, стимулирование деятельности неприбыльных государств и фондов[4].

Вместе все эти компоненты образуют настоящую систему, чтобы формировать целевые денежные средства и вкладывать деньги туда, откуда потом финансы будут отправляться на выполнение различных заданий, задач и функций государства, госорганов власти на разных уровнях. Данная система развивается в тесном взаимодействии с домохозяйствами, юридическими лицами, бюджетами разных уровней. Чем четче, понятней и прозрачней будет эта структура, тем эффективнее будет работать вся финансовая система, будет развиваться страна и все бюджетные сферы. В частности, образовательная, медицинская, транспортная.


 Управление государственными финансами - это комплекс специальных мероприятий и действий, предусматривающих осуществление финансовой политики общего характера, координацию финансовых ресурсов и разработку законодательства в этой сфере, чтобы распределять ресурсы, деньги, поддерживать финансовые проекты и бюджетные организации. Финансы нужны правительству для того, чтобы не просто реализовывать собственные цели и задачи, но выполнять функции и обязательства, взятые перед целевой аудиторией. Процесс регуляции осуществляется через хорошо спланированную и организованную финансовую политику, чтобы правильно выполнять задачи, влиять на экономические факторы, процессы, системы.

 Система управления госфинансами входит в состав государственной экономической политики правительства, основанной на продуманном курсе экономического развития и осуществление теоретически-практических концепций. Для того, чтобы эффективно осуществлять руководство финансами необходимо обеспечить взаимодействие между тремя взаимосвязанными компонентами. Во-первых, это налоговая составляющая. Во-вторых, продуманная бюджетная политика. В-третьих, правильная денежно-кредитная деятельность.

 Среди органов, которые осуществляют управление госфинансами, стоит отметить такие учреждения:

  • Законодательные или общие институты;
  • Органы оперативного управления.

Инструментами управления на общем уровне могут быть такие инструменты, как:

  • Специальные финансовые законы;
  • Принятие госбюджета;
  • Составление отчет о том, как выполнен бюджет страны;
  • Принятие и отмена разных видов налогообложения;
  • Наличие государственного долга, размер которого должен быть установлен правительством.

Механизмами оперативного управления финансами выступают аппарат госуправления, обладающий финансовыми функциями, инструкции и методические рекомендации, планирование, учет, анализ и контроль финансов. На уровне разных промышленных предприятий управление происходит через финансовые отделы, которым могут помогать специальные службы, специалисты, эксперты.

 Государственное регулирование финансов направлено на то, чтобы на законодательном уровне закрепить систему влияния на финансы и финансовые отношения. Методами осуществления могут быть различные инструменты, способы реализации финансовой политики на микро- и макроуровнях. Основой госрегулирования финансов является специально разработанная финансовая концепция.