Файл: Финансовая система РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К наиболее эффективным финансовым инструментам регулирования относятся различные трансферты, лимиты, дивиденды, субсидии. Подобные механизмы применяются, как на региональном, так и на муниципальном, местном уровнях. Все это должно способствовать тому, чтобы улучшать качество регулирования. В результате чего, можно достичь большей самостоятельности, создать эффективную конкуренцию, стимулировать прозрачность в управлении, улучшать существующие механизмы, повышать заинтересованность и информированность аудитории, клиентов внутри страны и за ее пределами. Чем эффективнее и действеннее данная система, тем выше авторитет страны на международной арене.

 Источники государственных финансов: 

  • Ресурсная база госфинансов достаточно широкая, но к основным источникам формирования бюджета относятся такие, как:
  • Доходы и поступления от проведения внешнеэкономических операций, реализованных проектов;
  • Валовый внутренний и региональный продукты;
  • Доходы от реализации части национальных богатств. Это могут быть операции купли-продажи земли, финансовые потоки от нематериальных активов, продажа конфискованного, изъятого и бесхозного имущества;
  • Продажа недвижимости должников;
  • В случае чрезвычайных ситуаций, когда необходимо провести быструю аккумуляцию финансовых ресурсов, источниками поступления средств становятся деньги от продажи золотовалютного запаса, использование валютных резервов;
  • Часть национального богатства и ресурсов, которыми распоряжаются органы местной власти в регионах и на уровне муниципалитетов.

 Функции государственных финансов: 

  • Контрольная, которая помогает следить за тем, чтобы деньги вовремя перечислялись в фонды страны, а оттуда шли на удовлетворение запросов социального, экономического и производственного развития. Также эта функция отвечает за то, чтобы все финансы использовались только целенаправленно и имели эффективный характер применения;
  • Функция распределения отвечает за, чтобы обеспечивать удовлетворение потребностей общегосударственного значения, создавались постоянные потоки финансовых средств в сектора экономики и производства;
  • Перераспределения, которая реализуется через существующую систему централизованных фондов. Это позволяет быстро и качественно обслужить все производственные процессы, на государственном и местном уровнях, выделить часть средств на реализацию проектов филиалов и обособленных отделов.

 Задачи государственных финансов:  

  • Содержание армии;
  • Проведение внешнеразведывательной деятельности;
  • Содержание аппарата государственных чиновников; Реализация научных, экономических, культурных и образовательных проектов; Создание системы избирательных законодательных и исполнительных органов власти на разных уровнях;
  • Обслуживание интересов общество и потребностей аудитории, которая нуждается в получении государственных финансов;
  • Прогнозирование того, как будет развиваться финансовая система;
  • Создание и внедрение системы сбалансированного бюджета на разных уровнях; Обеспечение регулярных финансовых бюджетных поступлений;
  • Разработка финансового законодательства, которое будет отвечать реальным условиям и будет демонстрировать высокие показатели качества;
  • Снятие и снижение налогового давления[5].

В учебнике под редакцией Н. Ф. Самсонова представлено иное виденье состава. Автор делит финансовую систему на две подсистемы: общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне[6].

В учебнике под редакцией Л. А. Дробозиной отдельным звеном в финансовой системе выступают фонды имущественного и личного страхования.

Рассмотрим состав звеньев финансовой системы, предложенный Трошиным А.Н., Мазуриной Т.Ю. и Фомкиной В. И. Данными авторами финансовая система подразделяется на две подсистемы: централизованные (государственные и муниципальные финансы) и децентрализованные финансы (финансы предприятий и домохозяйств).

С. Ф. Федулова отмечает, что в состав финансовой ситемы входят:

  1. Государственные финансы: государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит;
  2. Финансы хозяйствующих субъектов: финансы коммерческих предприятий, финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность;
  3. Местные финансы: местные бюджеты, местные специальные фонды, местные займы.

Н. Ф. Самсонов отмечает, что в состав финансовой ситемы входят:

1. Общегосударственные финансы: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок,

2. Финансы хозяйствующих субъектов: государственных, муниципальных, частных, акционерных, арендных, общественных.


Л. А. Дробозина относит к составу финансовой ситемы:

  1. Государственная бюджетная система;
  2. Государственный кредит;
  3. Внебюджетные специальные фонды;
  4. Фонды имущественного и личного страхования;
  5. Финансы предприятий различных форм собственности.

Н. Трошин, Т. Ю. Мазурина, И. Фомкина отмечает, что в состав финансовой ситемы входят:

  1. Централизованные финансы: бюджетная система, внебюджетная система; государственный и муниципальный кредит
  2. Децентрализованные финансы: финансы коммерческих предприятий и организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы финансовых посредников, финансы домохозяйств, финансы субъектов, действующих без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств, простых товариществ).

На наш взгляд, менее всего вызывает вопросов состав финансовой системы, предложенный Трошиным А.Н., Мазуриной Т.Ю. и Фомкиной В. И., все звенья здесь самостоятельны и не являются частью друг друга.

Спорным, по нашему мнению, является вопрос о включении Н. Ф. Самсоновым фондовых рынков с состав финансовой системы, так как, финансовые отношения, возникающие на фондовом рынке, проявляются в других звеньях финансовой системы.

Итак, у большинства авторов одинаковыми являются лишь два звена: общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов. Вызывает споры вопрос о выделении отдельно таких элементов, как страхование, местные финансы, финансы домохозяйств, фондового рынка. Также не существует единого мнения о том, какие группы финансовых отношений можно выделить в качестве самостоятельных, а какие считать их подсистемами.

Таким образом, вопросы о составе финансовой системы остаются актуальными и на сегодняшний день. Финансовая система представляет собой как бы «кровеносную» систему любого государства, по которой происходит движение денежных средств, способствуя жизнеобеспечению всего организма государства, поэтому для каждой страны является важным определение состава данной системы.

2. Финансовая система Российской Федерации на соременном этапе

2.1. Состояние финансовой системы Российской Федерации

На современном этапе финансовая система Российской Федерации сталкивается с новыми вызовами и рисками. К существенным рискам, которые в наибольшей степени со­кращают ресурсную базу бюджетов всех уровней можно от­нести следующие:


- снижение мировой цены на нефть в сред­несрочном периоде (данный риск представляется наиболее существенным ввиду его значительного влияния на объем и динамику ВВП, объем иностранных инвестиций, курс ру­бля, и как следствие - на объем доходов бюджетной систе­мы);

- недостаточная эффективность инвестиций в основной капитал снижает темпы совершенствования структуры эко­номики, роста производительности труда и не позволяет преодолеть сырьевую направленность экспорта;

- высокие инфляционные ожидания и дальнейший рост цен;

- отток ка­питала (сокращение инвестиционной активности);

- эмбарго на поставки зарубежных технологий (не позволит России осуществить переход на новых технологический уклад);

- де­вальвация национальной валюты.

Перечисленные выше факторы негативно влияют на все сферы финансовой системы страны, делая финансовую си­стему особенно уязвимой к воздействию циклических ко­лебаний, волатильности мировых цен на энергоресурсы, а также экономическим ограничениям со стороны междуна­родного сообщества. Возрастает необходимость комплексных мер противодействия данным рискам, прежде всего, за счет изменения финансовой политики[7].

Известно, что сфера домашних хозяйств играет большую роль в экономике страны, поскольку они выступают как по­ставщики финансовых ресурсов, и как потребители товаров и услуг, произведенных в обществе. За исследуемый период 2010-2016 гг. средние реально располагаемые доходы насе­ления РФ имеют тенденцию к снижению, что обусловлено экономическим спадом в стране, инфляцией, девальвацией. Известно, что значительная доля производимого ВВП рас­ходуется в сфере домашних хозяйств, поэтому снижение реально располагаемых доходов населения сказывается на темпах роста экономики.

Следующая составляющая финансовой системы - сфе­ра корпоративных финансов, состояние которых вызывает необходимость поиска эффективных механизмов финанси­рования инновационного развития предприятий. Целесоо­бразно использовать финансовый механизм государствен­но-частного партнерства, который не только поможет интенсифицировать экономический рост, но и приведет к повышению эффективности бюджетных расходов[8].

Наиболее значимой сферой финансовой системы России являются государственные и муниципальные финансы, ко­торые играют важную экономическую, социальную и по­литическую роль. С помощью бюджетных средств государ­ство может удовлетворить потребности общества в целом. Важными моментами здесь выступает своевременность и полнота поступлений финансовых ресурсов в распоряжение государства и местных органов власти, а также эффектив­ность государственного финансового контроля.


Следует отметить, что доля нефтегазовых доходов феде­рального бюджета уменьшается, и возрастают ненефтегазо­вые доходы. В сложившейся макроэкономической ситуации государство ищет новые пути и источники доходов феде­рального бюджета. Однако несмотря на сложности с форми­рованием доходов бюджетов, расходы государства отнюдь не сокращаются, но можно наблюдать сокращения расходов на национальную экономику, здравоохранение и националь­ную безопасность, в то время как расходы на социальную политику, национальную оборону и обслуживание государ­ственного долга возрастают.

Государство, как участник внутренней рыночной си­стемы, может выступать как заемщик денежных активов у юридических и физических лиц, которые имеют в своем распоряжении свободные денежные средства. Еще одним источником финансирования дефицита бюджета выступают неналоговые доходы. Однако, за последние три года феде­ральный бюджет был исполнен с дефицитом.

Нельзя не сказать о состоянии пенсионной системы Рос­сии. Дальнейшее развитие пенсионной системы должно рассматриваться как составная и неотъемлемая часть госу­дарственной политики в сфере финансов и быть направлено на: реформирование института досрочных пенсий; рефор­мирование института накопительной составляющей пенси­онной системы; развитие корпоративного пенсионного обеспечения.

Оценка состояния системы финансов России позволяет проследить их тесную взаимосвязь и взаимозависимость. Финансовая система - совокупность сфер, звеньев, охваты­вающих формирование, движение и использование финан­совых потоков, а также система финансовых учреждений, организующих и контролирующих этот процесс. Прове­денный анализ и систематизация представленных выше структурных и конъюнктурных рисков бюджетной систе­мы России позволяет сформулировать выводы о том, что фундаментальных преимуществ у бюджетной системы РФ, обеспечивающих противодействие выше перечисленным рискам, явно недостаточно[9].

Появление нестабильной финансовой системы во мно­гом обусловлено пассивной государственной политикой в сфере финансов за последние годы, которая сопровожда­лась усилением существующей сырьевой экономической модели и крайне медленным переходом к значительно бо­лее эффективной инновационной, диверсифицированной модели экономического развития России. Возрастает не­обходимость комплексных мер противодействия данным рискам. При этом важнейшим инструментом обеспечения долгосрочного экономического роста и, как следствие, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уров­ней является продуманная и последовательная комплексная политика государства в сфере финансов, применение увя­занная с инструментами бюджетной и налоговой поддерж­ки компаний. Именно эти направление должны стать ключевыми в рамках разработки и реализации финан­совой политики государства, поскольку улучшение показа­телей инвестиций в основной капитал и инвестиционной активности компаний реального сектора экономики будет являться наилучшим механизмом защиты государственных институтов и частных компаний от системных рисков и спо­собствовать переходу национальной экономики из рецес­сии в фазу роста.