Файл: Младший школьный возраст.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Меняются и  отношения ребенка со сверстниками. Психологи отмечают уменьшение коллективных связей и отношений между детьми по сравнению с подготовительной группой детского сада.

Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебной  деятельности, он способствует формированию статусов и межличностных отношений  в классе. Поэтому при проведении социометрических замеров можно  обнаружить, что среди предпочитаемых часто оказываются дети, которые  хорошо учатся, которых хвалит и  выделяет учитель.

Ко 2 и 3 классу личность учителя становится менее значимой, но зато связи с одноклассниками  становятся более тесными и дифференцированными. Обычно дети начинают объединяться по симпатиям и общности каких-либо интересов; немалую роль играет и  близость их места жительства, и  половой признак. На первых этапах межличностной  ориентации у некоторых детей  заостренно проявляются в общем не свойственные им черты характера (у одних – чрезмерная застенчивость, у других – развязность). Но по мере установления и стабилизации отношений с другими дети обнаруживают подлинные индивидуальные особенности.

Характерная черта  взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних  жизненных обстоятельств и случайных  интересов: например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием. Сознание младших школьников еще не достигает  того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам  личности, но в целом дети 3–4 классов  глубже осознают те или иные качества личности, характера. И уже в 3 классе при необходимости выбрать одноклассников для совместной деятельности около 75% учащихся мотивируют выбор определенными  нравственными качествами других детей.

Уже в младших  классах обнаруживается деление  класса на неформальные группы, которые  иногда становятся более значимыми, чем официальные школьные объединения (звенья, звездочки и т.п.). В них  могут складываться собственные  нормы поведения, ценности, интересы, во многом связанные с лидером. Далеко не всегда эти группы антагонистичны всему классу, но в ряде случаев  может сформироваться определенный смысловой барьер. В большинстве  случаев дети, входящие в эти группы, имея какие-либо частные интересы (спортивные, игровые, увлечения и т.д.), не перестают  быть активными членами всего  коллектива.


В младшем школьном возрасте особой значимостью обладает стиль, который выбирает учитель  для общения с ребенком и управления классом. Этот стиль легко ассимилируется детьми, оказывая влияние на их личность, активность, общение со сверстниками.