Файл: Ресурсный подход в управлении стратегическим развитием организации на основе пао мегафон.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание
Ресурсный подход в управлении стратегическим развитием организации на основе ПАО Мегафон

Введение.............................................................................................................. 3

1. Краткая характеристика предприятия............................................................ 4

2. Теоретические основы стратегического развития на основе

ресурсного подхода................................................................................................ 6

3. Ресурсный подход в управлении стратегическим развитием

организации на основе ПАО Мегафон............................................................... 9

Заключение.......................................................................................................... 17

Список используемой литературы..................................................................... 18

Введение
В настоящее время, в период перехода экономики к рыночным отношениям, усиливается обособленность экономических субъектов, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает роль финансовой устойчивости предприятий. Все это в значительной степени увеличивает роль стратегического финансового анализа их состояния.

Эффективная деятельность компании в долгосрочном периоде, обеспечение высоких темпов его производства и повышения уровня конкурентоспособности в условиях рыночной экономики наиболее зависимы от уровня стратегического управления его финансовой деятельностью. Этот процесс осуществляется на всех стадиях жизненного цикла предприятия от момента его рождения до момента его ликвидации как самостоятельного хозяйствующего субъекта.

Ресурсный подход рассматривает компанию в качестве набора материальных и нематериальных ресурсов, что позволяет подойти к такому стратегическому анализу деятельности организации, в рамках которого можно выделить критически важные для организации в контексте ее конкурентного окружения ресурсы и компетенции.

Актуальность данной темы обусловлена рядом условий, главным из которых выступает интенсивность изменений факторов внешней финансовой среды. Высокая динамика основных макроэкономических показателей, непосредственно зависящих от финансовой деятельностью компании, темпы технологического прогресса, частые колебания конъюнктуры финансового рынка, постоянность изменения государственной экономической политики и форм регулирования финансовой деятельности не дает возможности эффективно осуществлять управление финансами предприятия на основе лишь ранее накопленного опыта и традиционных методов финансового менеджмента.



  1. Краткая характеристика предприятия


Публичное акционерное общество (ПАО) «МегаФон» (далее ПАО Организационно–экономическая характеристика ПАО «МегаФон» «Мегафон») является общероссийским оператором связи, который предоставляет услуги внутризоновой и местной связи; фиксированной международной и междугородной связи; мобильной телефонной связи, доступа широкополосного в сеть Интернет, а также телевидения кабельного и некоторого ряда дополнительных сопутствующих услуг.

На основе проведенного анализа официального сайта, было выявлено, что ПАО «МегаФон» было создано по причине изменения типа и дальнейшего переименования ЗАО (закрытого акционерного общества) «Северо–Западный GSM», которое было создано и зарегистрировано в июне 1993 года.

Согласно устава ПАО «МегаФон», который находится в публичном доступе на сайте компании, основная цель деятельности компании заключается в получении прибыли при помощи оказания услуг связи и выполнения другой хозяйственной деятельности. К основным видам деятельности ПАО «Мегафон» относятся (неполный перечень):

1. Предоставление аренды каналов связи.

2. Предоставление услуг связи по передаче данных.

3. Ремонт и техническое обслуживание оборудования связи.

4. Предоставление услуг связи для целей кабельного вещания.

5. Предоставление услуг местной и внутризоновой телефонной связи.

6. Предоставление услуг междугородной и международной телефонной связи.

7. Проектирование, производство, эксплуатация, развитие и реализация технологического оборудования информационных систем.

8. Научные исследования в области связи, а также внедрение и использования результатов, полученных в ходе таких исследований.

9. Любые операции, связанные с недвижимостью, а также строительство, реконструкция и эксплуатация жилых и нежилых помещений.

10. Разработка, внедрение, эксплуатация и развитие сетей связи на территории России, а также управление сетями связи на территории РФ.

На основе проведенных исследований материалов публичного отчета организации, было выявлено, что шестьдесят два миллиона рублей составляет уставный капитал ПАО «Мегафон», который состоит из 620 миллионов обыкновенных именных бездокументарных акций номинальная стоимость которых составляет 10 копеек каждая.



В уставном капитале компании не принимает участие государство. Привилегированных акций ПАО «Мегафон» не имеет.

ПАО «МегаФон» является на рынке телекоммуникаций России одним из самых привлекательных и больших работодателей. Численность работников компании, которая рассчитана по более новой для компании методике, согласно которой, данным показателем учитываются все временные сотрудники и сотрудники, работающие на полной ставке, которая не учитывает внештатных сотрудников и лиц, ушедших в декретный отпуск и представляет из себя среднегодовое значение, по состоянию на 31.12.2022 г. составляет 31 486 человек, что на 2,34% является большим относительно года предыдущего.

2. Теоретические основы стратегического развития на основе ресурсного подхода
В условиях ухудшения финансово-экономического положения, многие организации теряют финансовую устойчивость и начинают пересматривать планы развития, оптимизировать ресурсы. Организации начинают уменьшать расходы путем сокращения линейки продуктов, отсекая нерентабельные продукты и услуги, а также, путем увольнения персонала, нагружая других сотрудников организации большими функциями и задачами. Так как решения об уменьшении расходов принимаются очень быстро, мгновенно, порой сокращаются именно те расходы, которые приносят наибольший мультипликационный экономический эффект.

Необдуманное уменьшение расходов, так называемое «затягивание ремней», может привести к негативным стратегическим и тактическим последствиям, потерям ресурсов.

В отличие от оперативного (тактического) управления, стратегическое

управление призвано обеспечить выживание организации и достижение ее целей в долгосрочной перспективе. Развитие фирмы зависит от ее стратегии, генерального плана. Насколько правильно и точно подобраны ресурсы и компетенции, налажены связи и процессы работы служб фирмы, какие принимаются управленческие решения учитывая внешние и внутренние факторы, зависит долгосрочный успех фирмы.

Одним из подходов в решении вопросов развития фирмы является ресурсная теория – ресурсный подход.

Развитие ресурсной теории в полной мере началось в 80-е годы XX века. Разработкой теории занимались такие известные экономисты исследователи как Эдит Пенроуз (1959), в работе которой подробно излагались экономические основы ресурсного подхода, Биргер Вернерфельт (1984) и Джей Барни (1991). Именно Барни и Вернерфельт развили теорию в одну из самых известных и влиятельных в стратегическом менеджменте и теории фирмы.


Главная идея ресурсного подхода заключается в следующем: успех экономической деятельности фирмы определяется ее устойчивыми конкурентными преимуществами, а основным фактором обретения конкурентных преимуществ является наличие под контролем фирмы стратегических ресурсов, которые позволяют ей осуществлять успешные конкурентные стратегии; в свою очередь, особые качества фирмы – способности обеспечивают эффективное использование стратегических ресурсов.

Ресурсы представляют собой все активы, материальные (помещения, здания, машины и оборудования) и нематериальные (права собственности, патенты, бренды) ресурсы, кадровые, финансовые ресурсы (денежные ресурсы, обязательства и т.д.), контролируемые предприятием и позволяющие ему создавать и осуществлять эффективные стратегии. Процесс производства состоит из ресурсов на входе (активов), которые в процессе трансформируются в ресурсы на выходе (продукты).

Безусловно не все ресурсы представляют собой стратегическую ценность. Стратегически ценными ресурсами для организации, являются ресурсы, соответствующие следующим критериям:

- «ценный» для организации ресурс позволяет организации улучшить свое положение на рынке по сравнению с конкурентами (например, ресурс, полученный по цене ниже его приведенной чистой стоимости может приносить ренту);

- ресурс должен быть редким: спрос на ресурс должен значительно превышать его предложение;

- ресурс должен быть неподверженным копированию или замене субститутами: для того, чтобы быть редким, ресурс должен быть немобильным, а также достаточно затратным для копирования или имитации.

Набор стратегических ресурсов также зависит от отрасли, в которой фирма осуществляет экономическую деятельность. Например, стратегическими ресурсами нефтегазодобывающих компаний является наличие разрешения на добычу сырья на крупных месторождениях или крупные государственные контракты на поставку нефти и газа в другие страны.

Именно стратегические ресурсы формируют конкурентные преимущества фирмы, но и остальные ресурсы обладают определённой ценностью и играют важную роль. Наличие только уникальных ресурсов не гарантирует успех фирмы на рынке. Умелое управление уникальным набором ресурсов и компетенций позволяет фирме быть конкурентоспособной и получать финансовый результат.


Ресурсный подход дает возможность для качественного анализа сильных и слабых сторон организации.

Фирма, обладающая конкурентными преимуществами в той или иной отрасли, должна развивать и эффективно управлять ресурсами, т.к. остальные фирмы могут копировать или развить собственный уникальный ресурс. Данный подход позволяет не только достичь конкурентного преимущества, но и сохранять его на протяжении длительного времени.

3. Ресурсный подход в управлении стратегическим развитием организации на основе ПАО Мегафон
Главная цель развития бизнеса ПАО «Мегафон» - способствование реализации успешных деловых, творческих, межличностных и корпоративных коммуникаций.

Основные цели организации сформированы в рамках ее миссии и звучат следующим образом:



Рисунок 1 - Основные цели ПАО «Мегафон»

Моделирование стратегии ПАО «Мегафон» (далее - Мегафон) следует проводить в рамках стратегии концентрированного роста. Так, устойчивого развития Мегафон может добиться за счет использования стратегии «трех И»:



Рисунок 2 - Стратегия трех


Стратегия трех «И», представленная на рисунке 2, наиболее оптимально подходит для ПАО «Мегафон», так как акцентирует внимание на таких важнейших для предприятия аспектах, как:



Рисунок 3 - Важнейшие стратегические аспекты для ПАО «Мегафон»

Таким образом, для полного использования возможностей стратегии трех «И» необходимо освоение смежных рынков, кроме инвестирования в развитие товара и инфраструктуры.

Данную стратегию эффективно дополняет регионализация бизнеса, представляющая собой абсолютно новый подход к ведению бизнеса, который подразумевает оптимальное распределение ресурсного потенциала между регионами, а также учет специфика региональных рынков при реализации коммерческой стратегии на них. Данный подход позволит ПАО «Мегафон» получить максимальную прибыль, а также эффективно оценить возможности рыночного развития в отрасли. При этом наиболее значимыми для предприятия угрозами выступают: