Файл: Самостоятельная работа к теме 1 Основы государственной политики в сфере воспитания. Базовые ценности российского общества.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа к теме 1.1
«Основы государственной политики в сфере воспитания. Базовые ценности российского общества».
1. Ознакомился с письмом Минпросвещения России от 18.07.2022 №АБ-1951 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания» и представленной в приложении к письму примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации,
Российские базовые духовно-нравственные и культурно-исторические ценности.
Традиционные российские духовно-нравственные ценности (п. 91)
Федеральные государственные образовательные стандарты, примерные основные образовательные программы
Личностные результаты освоения образовательных программ.
Воспитательное содержание образовательных программ.
Целевые разделы примерных программ воспитания в образовательных организациях.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, человечество, наука, семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература, природа
Вывод:
А) Базовыми российскими ценностями являются:
- РОДИНА, ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
- ЖИЗНЬ, ДОБРО, МИЛОСЕРДИЕ, СЕМЬЯ
- ПРИРОДА, РОДИНА
- ЗНАНИЕ, ИСТИНА
- ЗДОРОВЬЕ, ЖИЗНЬ
- ТРУД, ДОЛГ
- КУЛЬТУРА, КРАСОТА, ИСКУССТВО
Б) Основные направления воспитания являются следующие (патриотическое/гражданское, духовно-нравственное, экологическое, познавательное, физическое, трудовое, эстетическое)
В) Целевыми ориентирами воспитания являются:
-Знающий и принимающий свою гражданскую идентичность, проявляющий целостность к государственным символам России;
-Сознающий целостность каждой человеческой жизни, ориентированный на духовные ценности, нормы народов России.
-Ориентированный на применение знаний для охраны окружающей среды;
-Ориентированный в деятельности представлений развития человека, природы, общества;
-Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасность человека в обществе;
-
Проанализировал программу воспитания МОУ «СОШ №4», уделив особе внимание разделам, характеризующим уклад образовательной организации, воспитывающую среду и общность, сформированную в образовательной организации.
Вывод:
- К основным элементом уклада относится и символика школы, нормы взаимоотношений участников образовательного процесса, и наличие органов ученического самоуправления, и реализация социально значимых проектов, и условия для развития социальных компетенций учащихся
- Создание школы и основные вехи ее истории; местоположение и социокультурное;
- Организационно-правовая форма, наличие разных уровней общего образования, направленность образовательных программ;
-Контингент обучающихся, их семей, его социально- культурные, этнокультурные, конфессиональные и иные особенности;
- Наличие социальных партнеров;
- Наличие учебных курсов, предметов, практик гражданской, духовно-нравственной, социокультурной, экологической и воспитательной направленности;
- Наличие реализуемых инновационных, опережающих, перспективных воспитательных практик, определяющих «уникальность» школы;
- Наличие существенных проблемных зон, дефицитов.
-
Выделите ключевые моменты воспитательной работы, направленные на формирование ценностей.
К ключевым моментам воспитательной работы, направленные на формирование ценностей относится:
-Организационный раздел — это кадровое обеспечение;
-нормативно-методическое обеспечение;
-требования к условиям работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
-система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся; анализ воспитательного процесса.
4.Определите, в каких разделах программы воспитания наиболее полно и системно отражена работа по формированию ценностных ориентиров обучающихся.
5. Заполните чек-лист по программе воспитания:
В программе отражены все модули | Да |
Воспитательный потенциал раскрыт в разделе «Урочная деятельность» достаточно | да |
В программе отражены особенности уклада образовательной организации | да |
В программе отражена воспитывающая среда, ориентированная на задачи развития обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями | да |
Воспитательная деятельность реализуется в со-бытийной детско-взрослой общности | да |
В программе отражены виды деятельности, позволяющие обучающимся разных возрастов приобрести про активный жизненный опыт | да |
В календарном плане мероприятий отражена воспитательная деятельность, направленная на развитие каждого обучающегося | да |
Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ воспитательного процесса в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей.
Анализ проводится с использованием анкет, опросников, мониторингов.
Основными направлениями анализа, организуемого в школе воспитательного процесса являются следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах:
- какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год;
- какие проблемы решить не удалось и почему;
- какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
Показатель качества результатов воспитания, социализации и саморазвития школьников: положительная динамика уровня воспитанности и образовательных результатов учащихся по итогам независимых оценочных процедур, стабильные результаты ЕГЭ, ОГЭ; высокий уровень мотивации учащихся к участию в научно-практических конференциях, многопрофильных олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, волонтерской деятельности; низкий процент заболеваемости и пропусков занятий; отсутствие случаев преступлений среди несовершеннолетних; низкий процент травматизма.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Воспитательная деятельность педагогов.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
- качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
- качеством профориентационной работы школы
;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Показатель качества воспитательной деятельности педагогов:
Подавляющее большинство учителей и классных руководителей имеют высшую и первую квалификационные категории. Педагоги и классные руководители не испытывают затруднения в определении цели и задач своей воспитательной деятельности, а также в реализации воспитательного потенциала их совместной с детьми деятельности. Педагоги формируют вокруг себя привлекательные для школьников детско-взрослые общности; в большинстве случаев у них складываются доверительные отношения со школьниками. Классные руководители стремятся стать для своих воспитанников значимыми взрослыми людьми
3. Управление воспитательным процессом в образовательной организации.
Показатель качества управления воспитательным процессом в образовательной организации:
-Стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив.
-Отсутствие вакансий.
-Рост контингента обучающихся и количества классов- комплектов.
-Воспитательная деятельность сопровождается достаточным нормативным обеспечением. -Классные руководители и педагоги имеют чёткое представление о нормативно-методических документах, регулирующих воспитательный процесс в школе, о своих должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности.
-Администрацией школы создаются условия для профессионального роста педагогов в сфере воспитания путем повышения квалификации в рамках курсовой подготовки на базе ЛОИРО.
-Школьные педагоги и классные руководители поощряются администрацией школы за хорошую воспитательную работу со школьниками (через стимулирующие выплаты).
4. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной организации.
Показатель качества ресурсного обеспечения воспитательного процесса в образовательной организации: в школе имеются необходимые условия для условия для образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, СанПиН (учебные кабинеты, медицинское сопровождение, питание, территория и т.д.); техническое оснащение образовательно-воспитательного процесса соответствует требованиям на 90 %;
существующая база здоровьесберегающей, информационной, безопасной среды образовательной организации является основой, на которой каждый талантливый, творческий ребенок может воплотить свою одаренность в высокие результаты деятельности, подтвержденные в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях различного уровня.