Файл: Особенности психического развития людей с нарушениями зрения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности психического развития людей с нарушениями зрения: развитие психические процессов и состояний, особенности формирования и проявления в разных видах деятельности, особенности взаимодействия в профессиональной сфере.
Слепота – не приговор.
По данным ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) в мире насчитывается 42 млн. слепых и слабовидящих. Причем ежегодно наблюдается увеличение этого показателя, и прирост составляет 3 – 6% в год. Уровень слепоты и слабовидения в России за последнее время также вырос на 4%. Число абсолютно слепых россиян с каждым годом увеличивается и на сегодняшний день составляет 210 тыс. человек.
Какие причины зрительных нарушений? Нарушения зрения у детей могут быть наследственными, врожденными и приобретенными. Зрительный анализатор проходит сложный путь развития. К моменту рождения ребенка развитие глаза не всегда заканчивается. В первые недели и месяцы жизни может происходить обратное развитие некоторых элементов глаза. В результате задержки развития глаза зародыша на разных этапах эмбриогенеза или в результате неполного обратного развития эмбриональных тканей в глазу могут возникать различные аномалии. Возникновение врожденной глазной патологии может быть связано с воздействием факторов внешней и внутренней среды. По данным разных исследователей основной патологией является наследственная, а основной клинической формой слабовидения являются осложненные аномалии рефракции, среди которых ведущее место принадлежит миопии (близорукость) высокой степени.
Слепой и слабовидящий ребенок, как и нормально видящий, с момента рождения реагирует на резкие звуки, на 3-й неделе — на громкий звук, к концу 1 месяца — на человеческий голос, на 3-м — может отвечать на обращенную к нему речь улыбкой, звуками и движениями рук и ног.
Таким образом, отсутствие зрения или его нарушение в ранний период развития (3—4 месяца) не оказывает существенного отрицательного влияния на развитие основных движений и осязания. Отставание
в развитии движений у ребенка с глубокими нарушениями зрения от зрячих наступает не сразу после рождения, а лишь тогда, когда у нормально видящих зрение включается в контроль за выполнением двигательных актов, что способствует быстрому продвижению в формировании координации движений, их точности и разнообразия. В это же время ребенок с нарушением зрения еще неспособен осуществлять точный контроль за своими движениями.
Первоначальное развитие основных движений осуществляется в том же темпе и в те же временные отрезки, что и у зрячего, но с 5—6 месяцев начинается его значительное отставание.
В то же время отсутствие или неполнота зрительных восприятии в этом возрасте наносит ребенку такой ущерб, который не компенсируется в пред дошкольном и дошкольном возрасте. Серьезное и углубляющееся отставание в психическом развитии ребенка с глубокими нарушениями зрения выражается в значительно меньшем объеме знаний и представлений об окружающем мире, в ограниченном понимании слов, отсутствии конкретных представлений, которые должны сопровождать произносимое слово, в менее развитых и нескоординированных движениях, в слабой ориентировке и ограниченности