Файл: Взаимосвязь между личностными качествами и особенностями социального поведения (социальными установками).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Взаимосвязь между личностными качествами и особенностями социального поведения (социальными установками)
Введение
С незапамятных времен для человека были актуальны вопросы как взаимодействовать в различных сферах жизни: понимать людей, устанавливать различного рода отношения, оказывать на них влияние.
Изучение социальными психологами связи между личностными качествами и социальным поведением шло параллельно с изучением взаимного влияния установок и поведения. Проблема поведения человека в жизненных ситуациях в последнее время очень актуальна. Многие социальные психологи занимались изучением взаимосвязи поведения и социальных установок. Освоение социальных ролей - часть процесса социализации личности, непременное условие "возрастания" личности в обществе себе подобных. При этом установки формируются под воздействием в обществе и в то же время влияют на социум, определяя отношения к нему людей.
Значительные успехи по выяснению природы человеческого поведения были достигнуты в начале XX в. Эту проблему изучали такие ученые, как Д.Н.Узнадзе, В.А.Ядов, Смит, Томас Знанецкий, Г. Олфорт и другие.
Объект исследования: поведение человека.
Предмет исследования: взаимосвязь между личностными качествами и социальными установками.
Цель исследования: изучить труды представителей социальной психологии о взаимосвязи между личностными качествами и социальными установками.
Гипотеза: предполагаем, что существует взаимосвязь между личностными качествами и социальными установками.
1.1. Сущность поведения.
Человеческое поведение исследуется многими направлениями психологии. Поведе́ние — определённый сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой.
Поведенческие реакции могут быть выражены с помощью: движений, жестов, поз, мимики, интонации.
Чем выше подниматься по эволюционной лестнице, тем более стереотипное поведение замещается приобретенным.
Согласно С. Л. Рубинштейну, поведение - это особая форма деятельности. Она становится поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений.
Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является. Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях. Главное в поведении - отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения - поступок.
Различают поведения: адекватное и неадекватное реальным условиям. Неадекватное поведение может быть обусловлено ситуативной зависимостью индивида, личностными акцентуациями, пограничными и патологическими состояниями, дефектами воспитания.
Выделяют два аспекта поведения: аффективный (импульсивный) и когнитивный (интеллектуально-волевой). Аффективное поведение – рефлекторное, когда существует жесткая однозначная связь между стимулом и поведенческой реакцией, сформированной генетически или в прошлом опыте данного индивида. При интеллектуальной форме индивид прогнозирует возможные последствия своего поведения, анализирует различные варианты, сознательно моделирует и программирует свое поведение, принимает решение, вырабатывает план действий, производит текущую оценку и корректировку действий.
Факторы регуляции поведения:
1) внешние факторы:
а) социальные явления (общественное мнение, социальные потребности, общественные интересы);
б) общечеловеческие факторы (образ жизни, уровень благосостояния, традиции, обычаи, привычки, предрассудки, стереотипы, стандарты);
в) духовно-нравственные факторы (мораль, этика, менталитет, культура, идеал, ценности, образование, идеология, средства массовой информации, мировоззрение, религия);
г) политические факторы (власть, бюрократия, социальные движения);
д) правовые факторы (право, закон);
е) социально-психологические явления (большие и малые социальные группы, групповые явления (социально-психологический климат, конфликт, настроение, межгрупповые и внутригрупповые отношения, референтность группы, уровень развития коллектива и др.), личностные составляющие (социальный престиж, позиция, статус, авторитет, убеждение, установка);
2) внутренние регуляторы поведения: а) когнитивные процессы;
б) устная и письменная речь;
в) специфические психологические явления (инсайт, интуиция, суждения, умозаключения, решение задач);
г) психические состояния (аффективные состояния, депрессия, ожидания, отношения, настроения, настрой, навязчивые состояния, тревожность, фрустрация, отчужденность, релаксация и др.); д) психологические качества человека (внутренний локус контроля мотивационно-потребностная и волевая сферы личности);
3) социально-психологические механизмы (внушение, подражание, подкрепление, заражение; технологии рекламы и пропаганды и др.).
1.2. Понятие социальной установки, ее характеристики и структура.
Проблема социальной установки занимает важное место при исследовании личности в социальной психологии.
Понятие социальной установки было введено в 1918 г. Томасом и Знанецким при изучении проблем адаптации польских крестьян, эмигрировавших в Америку. Они определяли ее как психологический процесс, рассматриваемый в отношениях к социальному миру и взятый прежде всего в связи с социальными ценностями. Благодаря исследованиям для социальных установок был введен термин" аттитюда", употребляемый либо в русском переводе» социальная установка", либо без такового- аттитюд.
Установка — это состояние внутренней готовности субъекта реагировать определенным образом на объекты действительности или на информацию о них.
Термин «установка» или «аттитюд» в российскую психологическую науку ввел известный представитель грузинской (советской) психологической школы Д.Н.Узнадзе.
В 1941 г. в своей работе "Основные положения теории установки" Д.Н.Узнадзе дает определение первичной установке как " целостному отражению, на почве которого может возникнуть или созерцательное или действенное отражение. Оно заключается в своеобразном налаживании, настройке субъекта, его готовности... к тому, чтобы в нем появились именно те психические или моторные акты, которые обеспечат адекватное ситуации созерцательное или действенное отражение". Возникновение первичной установки обычно связано с удовлетворением физиологических потребностей человека в ситуациях, которые ему хорошо знакомы. Действия социальных установок осуществляется на сознательном уровне человека.
Итак: структура социальной установки включает следующие компоненты:
1) когнитивный, содержащий знания, мнения и убеждения, представления о социальном объекте;
2) аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту;
3) поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.
Глава 2. . Развитие представлений о взаимосвязи между поведением и социальными установками.
2.1. Установки определяют поведение.
Проблема того, определяют ли установки поведение, вызывает к жизни
основополагающий вопрос о природе человека: какая существует связь между тем,что у нас на душе,и тем,что мы творим в действительности?
Исходя из того, что установки определяют поведение человека, социальные психологи пришли к выводу, что знание установок людей позволяет прогнозировать их поведение.
Установки определяют поведение при выполнении некоторых условий:
-
другие влияния сведены до минимума (например, человек не получает личной выгоды от другого варианта поведения), установки часто связаны с интересами определённых лиц или групп и менять ситуацию бывает просто невыгодно для них. -
установка сильна (есть связь между ситуацией и установкой, прочность связи увеличивается при напоминаниях и повторениях, осознании связи, позже реакция закрепляется и становится автоматической), установка сильна, когда она осознанна и когда источником установки является опыт. -
установка активна (в зависимости от степени влияния на поведение различают активные и пассивные установки), она постоянно используется в деятельности. -
установка соответствует предсказанному поведению (когда человека спрашивают, как бы он поступил в данной ситуации и при данных условиях, он описывает желаемое поведение).5
2.2. «Установки не определяют ничего».
В 1969 г . социальным психологом Алланом Уикером. Проведя метаанализ нескольких дюжин исследований, объектами которых были разные люди, установки и действия, он пришел к шокирующему выводу: вряд ли можно предсказывать поведение людей на основании тех установок, которые они формулируют. Отношение к церкви весьма относительно связано с посещением церкви в конкретный воскресный день
Именно этот разрыв между установками и действиями был назван Даниэлем Бэтсоном и его коллегами «моральным лицемерием», т. е. претензией на обладание такими моральными качествами, которых на самом деле нет. Когда общество осознало, что демонстрация сцен насилия на телеэкране оказывает негативное воздействие на аудиторию, многие высказались в пользу более гуманных программ, но это не мешает им смотреть «медиа-убийства» с прежней регулярностью.
В конечном итоге, по мере развития представлений о том, что именно определяет поведение, на передний план вышли внешние социальные влияния, «переигравшие» такие внутренние характеристики, как установки и личностные качества. В 60-е гг. XX в. на смену изначальному тезису — «Установки определяют поведение» пришел антитезис — «Установки не определяют ничего».
Однако в 1964 г. Леон Фестингер, которого многие считают ученым, внесшим наиболее существенный вклад в социальную психологию (Gerard, 1994), пришел к следующему выводу: свидетельства в пользу того, что изменение установок приводит к изменению поведения, отсутствуют. По мнению Фестингера, все как раз наоборот: наше поведение—это лошадь, а установки—телега.
В 1957 г. профессорЛеон Фестингер(Festinger) предложил теорию познавательного диссонанса (cognitive dissonance). Суть этого явления заключается в том, что в подсознании возникает конфликт между нашими убеждениями/ предположениями и реальностью. Чтобы избежать его,
подсознание разрешает возникающие противоречия, «подстроив» исторические факты так, чтобы избежать внутреннего конфликта.
Преследует цель добавить знание, изменить отношение, взгляды. Оно зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта. Установки более успешно меняются через изменение отношения, что может быть достигнуто внушением, убеждением родителей, авторитетных личностей, средств массовой информации.
Когнитивисты считают, что на изменение установок влияет появление несоответствия в когнитивной структуре индивида(тщательное обдумывание достоинств и недостатков представляемой позиции, выдвижение собственных доводов и т.д.). Когнитивные реакции людей на убеждающее сообщение могут влиять на то, до какой степени данное сообщение их действительно убеждает.
Бихевиористы придерживаются мнения, что изменение аттитюдов зависит от подкрепления. Изменение аттитюдов через систему вознаграждений и наказаний.6Процесс убеждения может осуществляться разными путями, такими как центральный и периферийный. Создание мнения центральным путем осуществляется анализом аргументов сообщения, чем убедительнее аргумент, тем устойчивее установка. При создании мнения периферийным путем убеждающий индивид обращается к различным признакам (например, авторитет источника информации «проверенный аргумент»). В этом случае человек может принять аргумент просто потому, что дело происходит в приятной обстановке, или потому, что источник информации профессионал.