Файл: Виды юридических лиц (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значительными особенностями отличается правовое положение открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий. Эти АО регулируются специальным законодательством о приватизации, тогда как нормы Федерального закона «Об акционерных обще­ствах» применяется к ним лишь субсидиарно. Профессор В. В. Залесский полагает, что «общее собрание акционеров, являющееся высшим органом управления общества, вправе принимать решения по любому вопросу, относящемуся к компетенции совета директоров...»[10].

Особой разновидностью закрытого акционерного общества является народное предприятие акционерное общество работников. Если бы не прямое указание Закона (п. 2 ст. 1 ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» от 19 июля 1998 г, № 115-ФЗ), народные предприятия можно было бы рассматривать и как разновидность производственного кооператива (артели). Первоначально авторы соответствующего законопроекта намеревались создать новую самостоятельную организационно-правовую форму юридического лица. Но оказалось, что ГК содержит исключительный перечень коммерческих организаций, не позволяя произвольно плодить новые коммерческие юридические лица. По этой причине разработчики Закона пошли на компромисс, назвав свое творение разновидностью ЗАО, хотя по существу оно является гибридом АО, артели и казармы.

Появление этого вида юридических лиц вызвано, с одной стороны, желанием защитить работников коммерческих организаций от произвола хозяев-учредителей. С другой стороны, законодатель попытался оградить самих работников от возможных последствий их же собственных «неразумных» поступков. Однако сделана эта попытка так топорно, что ожидать массового появле­ния народных предприятий в сегодняшней России не приходится. Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников» зарегулировал все, что только поддавалось правовой регламентации в деятельности народных предприятий породив в результате совершенно нежизнеспособную конструкцию.

Таким образом, в данной главе мы рассмотрели теоретические основы изучения понятия юридического лица в научной литературе. А именно, рассмотрели понятие и признаки юридических лиц. Правоспособность, дееспособность и лицензирование его деятельности. Изучили виды юридических лиц. Рассмотрели хозяйственные товарищества и общества.


В соответствии со ст. 48 ГК РФ, дающей понятие юридического лица, таким лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Следовательно, юридическое лицо должно обладать признаками, совокупность которых позволяет признать организацию самостоятельным объектом гражданских правоотношений. К числу таких признаков относятся: организационное единство; имущественная обособленность; самостоятельная имущественная ответственность; выступление в гражданском обороте и при разрешении споров в судах от своего имени. Понятие юридического лица предусматривает признак организационного единства - это внутренняя структура организации, которая выражается в наличии у нее органов управления, иных подразделений, создаваемых для выполнения стоящих перед ней целей и задач. Имущественная обособленность подразумевает, что имущество организации обособленно (отделено) от имущества ее учредителей (участников). Свое конкретное выражение имущественная обособленность находит в самостоятельном балансе.

Понятие юридического лица определяет, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В этом заключается правоспособность юридического лица. В зависимости от целей создания и деятельности различаются коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческими называются такие юридические лица, целью которых является извлечение прибыли путем осуществления любой, не запрещенной законом деятельности. Некоммерческими называются организации, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Понятие юридического лица предусматривает, что юридическое лицо как субъект гражданского права обладает также и дееспособностью, которая возникает одновременно с правоспособностью.


ГЛАВА II. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Представительства и филиалы юридического лица. Дочерние и зависимые общества

Юридические лица могут иметь свои обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения юридического лица, – представительства и филиалы. Первые представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту; вторые могут осуществлять часть или даже все функции юридического лица, в том числе функции представительства. Однако ни то, ни другое подразделение не обладает необходимыми признаками юридического лица, а их имущество является частью имущества юридического лица. Филиалы и представительства действуют на основании не самостоятельных уставов и подобных им учредительных документов, а на основе положения, утвержденного юридическим лицом. Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют по его доверенности. Главные различия между этими подразделениями определяются объемом выполняемых ими функций. Представительство имеет меньшее количество функций по сравнению с филиалом. Так, филиал может вести всю или часть деятельности юридического лица, в то время как под представлением интересов юридического лица понимается совершение правовых действий, носящих административный, вспомогательный характер.

Дочерние и зависимые общества и их отличие от представительств и филиалов. Взаимосвязь имущества и деятельности некоторых хозяйственных товариществ и обществ порождает их деление на основные общества (товарищества) и дочерние общества, а также преобладающие (участвующие) общества и зависимые общества. Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом (п. 1 ст. 105 ГК). Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 106 ГК). Таким образом, как в отношениях основного – дочернего, так и в отношениях преобладающего – зависимого обществ присутствует элемент влияния (контроля)[11].

Наличие контроля означает, что контролирующее общество (основное, преобладающее) получает в той или иной степени возможность влиять на руководство подконтрольным (дочерним, зависимым) обществом. В то же время наличие элемента зависимости не лишает дочернее (зависимое) общество статуса юридического лица, т. е. статуса самостоятельного субъекта гражданско-правовых отношений. Данное обстоятельство коренным образом отличает дочернее и зависимое общество от филиалов и представительств, которые рассматриваются лишь как подразделения организации, их создавшей. С этим связан и ряд других особенностей. Так, например, дочерние (зависимые) общества могут создаваться в любом месте, в том числе в месте нахождения основного (преобладающего) общества, что исключается для филиалов и представительств.


Между дочерними хозяйственными обществами и зависимыми хозяйственными обществами существуют и различия. Так, контрольный пакет акций (учитывая голосующие акции) основного общества в дочернем обществе, как правило, составляет более 50 %; в зависимом обществе – более 20 %. В основу создания дочернего общества положен критерий возможности основного общества определять решения, принимаемые дочерним обществом в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между обществами договором. В зависимом хозяйственном возможности преобладающего общества определяются тем, что оно, являясь владельцем значительного пакета акций и обладая соответствующим числом голосов, может влиять на принятие решений зависимого общества, но не вправе давать ему обязательные указания. Дочернее общество не несет ответственности по долгам основного общества, однако основное общество, имеющее право давать дочернему обязательные указания, может привлекаться к ответственности по его обязательствам (долгам). Преобладающее общество не располагает по отношению к зависимому обществу теми правами, которые имеет основное общество по отношению к дочернему, и поэтому не несет какой-либо ответственности по долгам (обязательствам) зависимого общества.

2.2. Возникновение юридического лица

Наука гражданского права традиционно выделяет четыре способа (порядка) образования юридических лиц:

1) распорядительный порядок. В соответствии с ним юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. В таком порядке в СССР возникало подавляющее большинство государственных предприятий и учреждений. Однако, исходя из правил ст. 51 ГК, в современной России такой порядок возникновения юридических лиц не применим;

2) нормативно-явочный порядок. В данном случае для образования юридического лица не требуется согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы: организации создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица. При этом регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Подобный порядок образования юридических лиц является наиболее распространенным как в России, так и за рубежом;


3) разрешительный порядок. Он предполагает, что создание организации должно быть разрешено тем или иным компетентным органом. В таком порядке создаются, например, банки, коммерческие юридические лица с особо крупным размером уставного капитала;

4) договорно-правовой порядок. Его выделяет цивилистическая школа МГУ им. М. В. Ломоносова. Для него характерны наличие общей нормы, предусматривающей возможность образования юридических лиц, и заключение учредителями специального договора гражданско-правого характера[12].

Правовой основой деятельности юридического лица в России являются как нормативные правовые акты РФ, так и локальные акты юридического лица (учредительные документы, в которых учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам). Так, юридическое лицо может действовать на основании устава (например, акционерное общество), либо учредительного договора и устава (общество с ограниченной ответственностью), либо только учредительного договора (полное товарищество). Учредительный договор - это гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Он заключается только в письменной форме (простой или нотариальной) и, как правило, вступает в силу с момента его заключения. Нужно отличать учредительный договор от устава организации. Так, последний не заключается, а утверждается учредителями. К тому же устав подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Однако, как и учредительный договор, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Содержание учредительных документов в общем виде определяется в ст. 52 ГК, а для отдельных видов юридических лиц – в соответствующих разделах ГК и специальных нормативных правовых актах.

Порядок государственной регистрации юридического лица. Важным этапом образования юридического лица является его государственная регистрация, при которой компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания юридического лица, и принимает соответствующее решение. После чего основные данные об организации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления. Необходимо еще раз подчеркнуть, что в Российской Федерации статусом юридического лица может обладать не только организация, состоящая из коллектива граждан, но и из одного физического лица. Важно лишь, чтобы создание было должным образом организационно оформлено (упорядочено). Формальным подтверждением организационной упорядоченности является факт государственной регистрации юридического лица. Порядок государственной регистрации юридических лиц регулируется нормами ГК (ст. 51) и Закона о государственной регистрации.