Файл: Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность товаров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

За последние время происходит обильное насыщение внутреннего рынка страны разнообразными товарами как отечественного, так и зарубежного производства, что приводит к огромному спаду потребительского спроса. В таких условиях достаточно резко возросли требования не только к качеству продукции, правилам гарантийного и послегарантийного обслуживания, безвредности и безопасности продукции для потребителя и окружающей среды, но и внешнему оформлению и соответствию направлению моды потребительских товаров. Только товары, которые соответствуют требованиям потребителей, могут быть конкурентоспособными на рынке и обеспечить уверенность их изготовителям в успехе своей деятельности.

Кроме того, изготовителям при выпуске продукции необходимо учитывать тот факт, что среди потребительского населения произошло разделение по уровню доходов на богатых и бедных, а это значит, и по уровню потребностей. Каждый товар должен быть не только качественным, но и иметь точный социальный адрес.

В настоящее время в Российской Федерации проблема конкурентоспособности стоит намного острее, чем в других странах. Очевидно, что основной проблемой национальной экономической безопасности нашей страны является уровень конкурентоспособности производимой продукции.

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что важнейшим признаком процветающей экономики является выпуск высококачественных и конкурентоспособных товаров. Производство товаров низкого качества приводит к безвозвратным потерям сырьевых материалов, которые в настоящее время очень дороги, а также к неэффективному использованию материальных и трудовых ресурсов.

Цель курсовой работы – изучить теоретические аспекты факторов, влияющих на качество и конкурентоспособность товаров, провести оценку качества и конкурентоспособности товаров.

Задачи, необходимые для достижения выбранной цели:

  • изучить основные понятия факторов, влияющих на качество и конкурентоспособность товаров;
  • рассмотреть правовые акты и нормативные документы, содержащие требования к качеству товаров;
  • выявить проблемы обеспечения населения качественными товарами;
  • дать оценку исследуемых образцов.

Объектом исследования являются образцы молока. Предмет исследования – содержание маркировки и качественные характеристики образцов

Методы исследования: опрос, сравнение.


Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 28 страниц, она содержит 13 таблиц и 2 рисунка.

Глава 1. Теоретические основы формирования качества и конкурентоспособности продовольственных товаров

1.1 Факторы, формирующие качество и конкурентоспособность товаров

Качество товара, являете одним из важнейших факторов эффективной экономической деятельности любого предприятия и организации. Качество товара влияет на его успех на рынке.

Товар – экономическое благо, произведённое для обмена и способное удовлетворять ту или иную потребность человека за счёт его потребительской стоимости. [1]

Существует множество терминов и понятий качества и конкурентоспособности, например.

Качество – совокупность свойств товара, обусловливающих его способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначение.[2]

Конкурентоспособность товара – это комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, которые определяют его успех на рынке.[3]

На качество и конкурентоспособность товаров влияют множество различных видов деятельность на разных стадиях проектирования и производства:

  • изучение рынка;
  • создание нормативных документов, проектирование;
  • снабжение материалами – определение необходимого сырья;
  • разработка технологических процессов;
  • контроль и исследование;
  • упаковка, транспортировка, складирование и реализация.

На каждом из этапов формируется конечное качество товара.

Факторы, влияющие качество и конкурентоспособность товара, можно разделить на три группы (табл. 1).

Таблица 1

Факторы, влияющие на качество товара

Формирование качества

Стимулирование качества

Способствование сохранению качества

Изучение рынка товаров

Социальная и экономическая целесообразность

Упаковка и маркировка

Разработка требований к товарам

Эффективность производства

Условия транспортирования

Качество изготовления (переработки)

Ценообразование

Хранения

Качество исходного сырья и материалов

Особенности управления

Реализации и использования товаров

Качество технологических процессов

Материальная заинтересованность работников

Техническая помощь в обслуживании

Качество конструирования и проектирования

Санкции за производство некачественной продукции

Эксплуатация товара


Все факторы можно разделить на объективные и субъективные (табл. 2).

Таблица 2

Факторы, влияющие на качество товара

Субъективные факторы

Объективные факторы

Конструкция изделия

Профессиональное мастерство

Технический уровень производства

Общеобразовательный уровень

Механизация и автоматизация производства

Психологический склад человека

Современные технологии

Личная заинтересованность в результатах труда

Технологии контроля

Технический уровень базы эксплуатации

Объективные факторы стабильны по сравнению с субъективными. К субъективным относятся факторы, связанные с деятельность человека. Субъективные факторы полностью зависят от человеческого фактора.

Важным фактором качества и конкурентоспособности товар является конечная цена товара для покупателя. Сырьё и технологии производства являются основными факторами качества и конкурентоспособности. Дорогое сырьё и высокие затраты на производство влияют на конечную стоимость и качество товара.

Сырьё и производство хоть и являются основными факторами качества и конкурентоспособности товара, но оба эти фактора подвержены человеческим факторам. Стимулирующие факторы изучаются в курсах экономических дисциплин и не являются предметами исследования товароведения, но в процессе производства стимуляция работников очень важна.

Работник может испортить, забраковать продукцию, использовать сырьё не рационально. Для работы с технически сложными машинами, необходимы квалифицированные сотрудники. Даже при полной автоматизации производства, необходим контроль человека. Квалифицированные, заинтересованные в результатах труда работники являются самым важным фактором. Неквалифицированный сотрудник может совершать ошибки, затратные для производства:

  • неправильное использование оборудования приведёт к поломке и остановке производства;
  • нерациональное использование сырья повышает конечную стоимость товара;
  • незаинтересованные работники на любой стадии производства, будет выполнять свою работу менее качественно, что повлияет на конечную цену и качество товара.

Необходимо стимулировать работников в процессе производства.


1.2 Сырье, как основополагающий фактор, формирующий качество пищевых товаров

Одним из важнейших факторов, влияющих на качество пищевых продуктов, является сырье, из которого они изготовлены. Основным сырьем для производства продовольственных товаров служит продукция сельского хозяйства. Из сырья низкого качества нельзя приготовить высококачественные пищевые продукты. Например, качество колбас зависит от качества использованного мяса и другого сырья. Сырье, поступающее на переработку, по качеству должно соответствовать требованиям, установленным в нормативно-технических документах. Например, мука, предназначенная для производства макаронных изделий, по ГОСТ 26574-2017 «Мука пшеничная хлебопекарная» должна содержать не менее 28% клейковины.

Сырьевые ресурсы, материалы, являются предметами труда и составляют один из факторов, формирующих качество товара.

Факторы, формирующие качество товара:

  • качество исходного сырья;
  • качество проектирования;
  • качество изготовления.

Сырьё играет главную роль в конечном результате производства. Сырьё чаще всего, составляет две трети затрат на производство товара, и не менее половины итоговой розничной цены. Для производства, необходимо качественное и безопасное сырьё.

Сырьё разделяется на основное и вспомогательное.

Основное сырье – составная часть сырья, существенно влияющая на формирование товароведных характеристик готовой продукции на стадии производства. Основное сырье наряду с технологией производства в значительной мере определяет ассортиментную группу готовой продукции.[4]

Вспомогательное сырье – составной элемент сырья, предназначенный для улучшения состава и свойств основного сырья или готового продукта.[5]

Материалы – продукция первичной переработки сырья, предназначенная для вторичной обработки и получения продукции для конечного использования.[6]

Материалы так же различаются на основные и вспомогательные. Основные материалы – продукция, используемая для получения новой продукции с другой ассортиментной характеристикой, путем конструирования, моделирования, пошива, обработки. При этом продукция приобретает новые потребительские свойства, как правило, без существенного изменения химического состава этих материалов.


Вспомогательные материалы предназначены для обеспечения сохраняемости товаров, а отделочные - для улучшения эстетических свойств, в том числе внешнего вида, а также формирование стильного единства или определенных.

Особое внимание уделяется сырью для производства пищевой продукции. Ведь если вам попался не качественный товар, покупатель может его вернуть, но если потребитель употребит продукт из не качественного и не безопасного сырья, это может повлечь за собой вред здоровью.

Пищевые товары подразделяют на следующие группы:

  • товары массового потребления – выработанные по традиционным технологиям и предназначенные для питания основных групп населения;
  • лечебные (диетические) и лечебно-профилактические товары – специально созданные для профилактического и лечебного питания, они характеризуются измененными химическим составом и физическими свойствами;
  • продукты детского питания – специально созданные для питания здоровых и больных детей до трехлетнего возраста.

Сырье – один из основополагающих факторов, формирующий качество продукта. От состава сырья, соблюдения норм и правил его предварительной обработки в большой степени зависит качество готовой продукции. Сырье, как правило, подвергается предварительной обработке, которая включает очистку, удаление дефектных и излишне измельченных частей, обезвоживание и иногда замораживание. В процессе производства составляющие сырья подвергаются большим изменениям, в результате качество готового продукта определяется тремя группами:

  • компоненты, перешедшие в выпускаемый продукт без изменений;
  • компоненты сырья, изменившие исходные свойства;
  • новые компоненты, образовавшиеся в процессе обработки сырья.

1.3 Особенности формирования качества и конкурентоспособности конкретной группы однородных продовольственных товаров

Конкурентоспособность продукции зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы (табл. 3).