Файл: Управление миграционными процессами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В области содействия адаптации, интеграции и реинтеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом: разработка и внедрение целевых федеральных и региональных программ адаптации и интеграции мигрантов; создание программ по формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом; государственная поддержка сети общественных организаций, содействующих адаптации и интеграции мигрантов; разработка и внедрение доступных для мигрантов схем медицинского страхования либо иных механизмов, обеспечивающих доступ к услугам здравоохранения; обеспечение механизмов свободного доступа к услугам здравоохранения для детей мигрантов [34, С. 105].

В области противодействия незаконной миграции: совершенствование системы иммиграционного контроля; разработка и принятие программ противодействия незаконной миграции, проведение совместных межгосударственных оперативно-профилактических мероприятий; продолжение работы по созданию центров содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению и депортации; совершенствование мер административной ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации; создание автоматизированной системы получения, формирования и хранения дактилоскопической информации об иностранных гражданах.

1.2 Нормативная и организационная база государственной миграционной политики

Законодательные нормы, регулирующие правоотношения в области миграции, помимо конституционного, административного и административно - процессуального права, также содержатся и в трудовом, жилищном и семейном, подпадающих под совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов.

К источникам миграционного права, помимо законов и иных нормативно - правовых актов, подзаконных актов, следует отнести судебные решения, внутригосударственные договоры и соглашения нормативного характера, международные договоры РФ. Россия присоединилась практически ко всем международно-правовым актам в области прав человека, а также к правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере миграции и общепризнанные нормы международного права.


Нормативное регулирование вопросов миграции и защиты прав мигрантов в Российской Федерации осуществляется на следующих уровнях:

• на федеральном уровне (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные акты - указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств);

• на уровне субъектов Российской Федерации (законы субъектов РФ; подзаконные акты, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ);

• на уровне местного самоуправления (нормативные акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления);

• на межгосударственном уровне (заключение многосторонних и двусторонних соглашений с другими государствами в области миграции), а также на основании общепризнанных принципов и норм международного и европейского права.

Правовую основу миграционной политики составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ, «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ, «Концепция миграционной политики Российской Федерации до 2025 года», Указ Президента РФ от 14.09.2012 г. № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Эти законы в значительной степени обеспечили законодательную реализацию целого ряда задач в регулировании миграционных отношений.

Законодательно учет регулируется Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» №109- ФЗ от 18.07.2006 года.

Миграционный учет осуществляется в целях: создания необходимых условий для реализации гражданами РФ и иностранными гражданами своих прав и свобод; выработки и реализации государственной политики в сфере миграции; формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; планирования развития территорий РФ; управления в кризисных ситуациях; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ и иностранных граждан, находящихся в РФ, а также в целях обеспечения национальной безопасности РФ и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям; систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в РФ (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан; решения других социально-экономических и общественно-политических задач [5].


Часть 4 ст.4 данного закона предусмотрено, что миграционный учет включает в себя:

1) регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных законом;

2) обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов;

3) ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, предусмотренные законом.

Согласно ч.4 ст.7 закона иностранные граждане, отбывающие уголовное или административное наказание, подлежат учету по месту пребывания в учреждении, исполняющем соответствующее наказание, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.

Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г утверждена Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 г. Концепция разработана с учетом отечественного и международного опыта в миграционной сфере. Ее создание призвано обозначить стратегические ориентиры миграционной политики на фоне ожидаемого экономического, социального и демографического развития страны, ее внешней политики и интеграционных процессов со странами СНГ, Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Для решения миграционных проблем предусмотрено три этапа реализации государственной миграционной политики.

В рамках первого этапа, который должен завершиться до 2015 года, предполагается создать центры содействия иммиграции в РФ и медицинского освидетельствования иммигрантов как в России, так и за рубежом. Необходимо создать инфраструктуру для проживания трудовых мигрантов на основе государственно-частного партнерства, инфраструктуру для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры России

Затем, на втором этапе реализации концепции в 2016-2020 годы, российское руководство планирует обобщить и проанализировать правоприменительную практику правовых актов РФ, которые поддерживают государственную миграционную политику. А к 2021 году предполагается приостановить миграционный отток населения из районов Сибири и Дальнего Востока.


В рамках третьего этапа, который пройдет в 2021-2025 годы, эффективность миграционной политики получит оценку, а основные стратегические ориентиры, приоритеты и направления миграционной политики будут уточнены. К 2026 году политическое руководство намерено обеспечить миграционный приток населения в районы Сибири и Дальнего Востока [9].

В 2012 году был издан Указ Президента РФ от 14.09.2012 г. № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Данная программа направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов.

Глава 2. Региональные особенности миграционной политики на примере Пензенской области

2.1 Система регулирования миграционных процессов в

Пензенской области

Прежде, чем говорить о системе регулирования миграционных процессов в Пензенской области, можно провести небольшой социально-экономический анализ региона.

Пензенская область в современных границах образована 4 февраля 1939 года. Расположена на Восточно-Европейской (Русской) равнине и занимает среднюю и западную часть Приволжской возвышенности. Территория области с запада на восток - 330 км, с севера на юг - 204 км. Площадь - 43,3 тыс. кв.км. Административный центр области - город Пенза (523,7 тыс. человек). В области 11 городов и 16 поселков городского типа.

Область входит в состав Приволжского федерального округа. На севере граничит с Рязанской областью и Республикой Мордовия, на востоке - с Ульяновской областью, на юге - с Саратовской областью и на западе - с Тамбовской областью.

Пензенская область не входит в число регионов России с высокоразвитой добывающей промышленностью. Однако имеются и разведаны месторождения нефти и торфа, пресных и минеральных подземных вод, агроруд (фосфаты, глауконитовые пески), песков формовочных и стекольных, тугоплавких глин, минеральных красок и месторождения цементного сырья.


Промышленность - ведущая отрасль экономики области, влияющая на социально-экономическое состояние Пензенского региона. В составе промышленного комплекса - более 1500 предприятий. В промышленности производится около четверти объемов валового регионального продукта,

работают более 100 тысяч человек. Доля промышленности в налоговых доходах области составляет 43,6 процентов.

Промышленный комплекс области представлен следующими отраслями: машиностроение и металлообработка, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, медицинская, легкая (около 2 %).

Область является крупным производителем продуктов питания и относится к тем регионам России, которые почти полностью обеспечивают потребности населения за счёт собственного производства.

Таким образом, Пензенскую область можно охарактеризовать как индустриально развитый старопромышленный регион. Она лишена значимых природных ресурсов, таких, как нефть, газ, уголь, руда, и развивалась за счет промышленных (преимущественно металлообрабатывающих и приборостроительных) предприятий в городах и сельского хозяйства.

Динамика населения города Пензы представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - График изменения численности населения г. Пенза

Как показывают данные рисунка 1 до 2010 года отмечался спад численности населения г. Пенза с 516 тыс. человек до 506 тыс. человек. С 2010 года отмечается рост численности. В 2016 год численность населения г. Пенза составила 524, 6 тыс. человек.

Рассмотрим более подробно динамику населения Пензенской области (Таблица 1).

Таблица 1

Динамика населения Пензенской области (тыс. чел)

Показатель

Период

2017 г. в % к 2000 г.

2000

2010

2013

2014

2015

2016

2017

Все население

1 500,2

1 373,2

1 368,7

1360,5

1355,6

1348,7

1331,6

88,8

городское

население

969,1

915,9

927,2

924,8

923,2

920,9

912,1

94,1

сельское

население

531,1

457,3

441,4

435,7

432,4

427,8

419,5

79,0

Доля городского населения, %

64,6

66,7

67,7

67,9

68,1

68,3

68,5

х