Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Государственная миграционная политика в современной России
1.1 Понятие и механизмы реализации миграционной политики
1.2 Нормативная и организационная база государственной миграционной политики
Глава 2. Региональные особенности миграционной политики на примере Пензенской области
2.1 Система регулирования миграционных процессов в
2.2 Анализ состояния миграционных процессов в Пензенской области
Введение
Миграционные процессы, вопросы регулирования миграционной политики сегодня приобретают важное значение, поскольку для этого явления характерны как позитивные, так и негативные стороны, влияющие на развитие любого государства. Правильно управлять процессами миграции в условиях финансового кризиса необходимо для эффективности деятельности государства. Россия является одним из крупнейших центров миграции, она - значимый фактор экономического, демографического, культурного развития.
Миграционная политика - это основанная на принципах конституционного строя система объективно обусловленных целей, задач, направлений развития общественных отношений в сфере миграции, норм миграционного законодательства, а также механизмов управления государством, реализуемых субъектами миграционного процесса и направленных на перемещение, переселение, размещение, обустройство и интеграцию физических лиц на территории государства и (или) в отдельных его регионах, обеспеченных стимулирующими и контрольными факторами.
С распадом союзного государства процесс реформирования российского общества вызвал к жизни новые тенденции в миграции населения, а это оказало существенное влияние на социально-экономическое и демографическое развитие практически всех регионов России.
По данным ООН в 2015 г. число мигрантов в мире достигло рекордного уровня — 244 млн человек, что около 3% всего народонаселения Земли (по сути каждый тридцатый человек в мире проживает вне своей территориальной принадлежности, что на 71 млн или 41% больше уровня, зафиксированного в начале XXI века). При этом одной из стран — лидеров по числу принятых мигрантов на мировой арене считается Россия. Выступая 14 декабря 2016 г. в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в рамках «Правительственного часа» Министр внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцев подтвердил, что Россия занимает второе место в мире по
количеству находящихся на ее территории мигрантов: общее количество иностранных граждан и лиц без гражданства в России составляет свыше 10 млн человек или 7% от численности всего населения страны.
Решение демографической проблемы и тесно связанные с ней проблемы рынка труда в Пензенской области, как и в целом в стране, возможны при реализации миграционной политики, направленной на интеграцию мигрантов в российский социум. Для этого необходимо создать эффективные механизмы адаптации мигрантов на новом месте жительства, прежде всего на региональном уровне.
Массовый приток мигрантов инициирует накопление конфликтного потенциала. Высокая нерегулируемая миграционная нагрузка усиливает конкуренцию на рынках труда и порождает мигрантофобию у коренного населения, что свидетельствует о слабых адаптационных возможностях не только мигрантов, но и принимающей стороны. В такой ситуации говорить о политической и экономической стабильности и общественном благополучии не представляется возможным.
Ведущие российские политологи отмечают объективную потребность в конкретных исследованиях, направленных на разработку стратегии адаптации и интеграции мигрантов на уровне конкретного региона РФ.
Таким образом, анализ проблемы адаптации мигрантов на новом месте жительства на примере Пензенской области обусловлен происходящими изменениями в российском социуме, перестройкой политической системы и как следствие, необходимостью проведения комплексных исследований, направленных на выработку конкретных предложений по вопросам миграционной политики.
Объектом исследования выступает миграционная политика.
Предметом в выпускной квалификационной работе является адаптация мигрантов как проблема миграционной политики Пензенской области.
Цель – анализ миграционной политика на примере Пензенской области.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать основные существующие подходы к изучению и решению проблем миграции населения и миграционной политики в РФ;
-проанализировать нормативно-правовое обеспечение современной миграционной политики РФ;
-дать общую характеристику современных миграционных процессов в
Пензенской области и выявить факторы (критерии) миграционной привлекательности области;
-рассмотреть систему регулирования миграционных процессов в Пензенской области;
-определить основные направления совершенствования миграционной политики в регионе.
В работе использованы следующие методы исследования: общенаучные - анализа и синтеза, дедукции, логический метод; специальные - экономикостатистический, табличный, факторного анализа, графический.
Источники информации проекта - учебная, научная литература и периодические издания по теме исследования дипломного проекта, сеть Интернет, данные сайта УФМС России по Пензенской области,
Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области.
Глава 1. Государственная миграционная политика в современной России
1.1 Понятие и механизмы реализации миграционной политики
Миграция представляет собой сложный социально-экономический процесс, который вызывает качественные и количественные изменения населения государства и оказывает влияние на различные сферы общества, в связи, с чем данное явление выступает предметом изучения многих наук и трактуется учеными с разных позиций.
Термин «миграция» происходит от латинского (migratio) и означает перемещение, переселение [13, С. 17]. Тем не менее, определения «перемещение» и «переселение» не идентичны, ибо имеют различный смысл. Необходимо отметить, что и в научной литературе нет единой позиции на содержание данного понятия, так как процесс миграции приводит к количественному и качественному изменению населения того или иного региона, государства в целом, влияет на различные стороны жизни общества. В этой связи процесс миграции населения является предметом изучения многих наук.
Миграция населения (лат. migratio — переселение) — перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния. Российский ученый О.Д. Воробьева в своих работах пишет, что миграция населения — это «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учёбы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит — притягивающих или выталкивающих» [19, с. 35].
Т.И. Заславская характеризует миграцию населения как процесс, который включает в себя перемену места жительства, то есть переезд из одних населенных пунктов в другие. Данное определение является недостаточно совершенным, поскольку не учитывает фактор расположения места работы, который является одной их причин миграции.
Согласно позиции А.С. Ахиезера, миграция населения представляет собой определенный элемент образа жизни или форму деятельности, изменяющуюся по своей важности и характеризующий ценности населения, его групп, связанные с временной или постоянной сменой мест проживания и труда, а также и насильственное переселение людей [14].
Миграционная политика - это основанная на принципах конституционного строя система объективно обусловленных целей, задач, направлений развития общественных отношений в сфере миграции, норм миграционного законодательства, а также механизмов управления государством, реализуемых субъектами миграционного процесса (физические лица, общественные организации, государственные органы) и направленных на перемещение, переселение, размещение, обустройство и интеграцию физических лиц на территории государства и (или) в отдельных его регионах, обеспеченных стимулирующими и контрольными факторами [24].
Миграционная политика — это система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего государство, а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение поставленных целей [26].
Целью миграционной политики является оптимизация миграционного движения населения, обеспечивающая соответствие трудовых ресурсов рабочим местам. Миграционная политика определяется государством на основе законодательства, учитывающего интересы общества и отдельных его членов.
Кроме того, выделяют следующие цели миграционной политики:
- привлечение мигрантов на временное место жительства;
- создание постоянного состава населения;
- обеспечение рабочей силой промышленных объектов, создаваемых в районах нового освоения;
- стабилизация населения в тех или иных местностях;
- повышение миграционной активности коренных жителей ряда территорий;
- сдерживание притока мигрантов в некоторые населенные пункты и т.д.
Государственная миграционная политика Российской Федерации основывается на следующих принципах:
- согласования государственных интересов России и интересов субъектов Федерации;
- обеспечения прямого действия Конституции Российской Федерации и применения федеральных законов в области регулирования миграционных процессов и защиты законных прав мигрантов на территории субъектов Российской Федерации;
- единообразного применения в субъектах Федерации федеральных стандартов в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина, лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, защиты законных прав мигрантов;
- недопустимости дискриминации мигрантов по признаку расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, пола, социальной принадлежности, убеждений;
- дифференцированного подхода к регулированию различных видов миграций (добровольных/вынужденных, внешних/внутренних, законных/нелегальных, на постоянное проживание/временное проживание/транзитные, российских граждан/иностранцев и апатридов;
- стимулирования рационального территориального распределения вынужденных мигрантов;
- квотирования приема беженцев и предоставления временного убежища.
Основные механизмы реализации миграционной политики в Российской Федерации определены в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации.
В области расширения возможностей для переселения в Российскую Федерацию на постоянное жительство для соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан применимы такие механизмы, как реформирование институтов разрешения на временное проживание и вида на жительство; создание балльной системы отбора мигрантов для получения ими вида на жительство; развитие Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом [29, С. 73].
В области разработки дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, востребованной российской экономикой: формирование эффективных механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе; совершенствование механизма квотирования как инструмента регулирования привлечения иностранной рабочей силы и защиты национального рынка труда; упрощение порядка въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, участвующих в инвестиционной и предпринимательской деятельности и т.д.
В области содействия развитию внутренней миграции населения Российской Федерации: внесение изменений в законодательство Российской Федерации в целях обеспечения гражданам Российской Федерации доступа к социальным и иным услугам независимо от регистрации по месту жительства и по месту пребывания; развитие дешевых сегментов рынка арендного жилья; совершенствование взаимодействия государственных центров занятости с рекрутинговыми и кадровыми агентствами; создание федеральной государственной информационной системы учета населения и т.д.
В области содействия образовательной миграции в Российскую Федерацию и поддержки академической мобильности: предоставление иностранным студентам, обучающимся в Российской Федерации, права заниматься трудовой деятельностью в период обучения на тех же основаниях, что и российским студентам; разрешение иностранным студентам, завершившим обучение в российских учреждениях высшего и среднего профессионального образования, без каких-либо ограничений работать по полученной специальности в Российской Федерации; упрощение порядка получения вида на жительство выпускниками российских учреждений высшего и среднего профессионального образования из числа иностранных граждан; создание центров довузовской подготовки, изучения русского языка в учреждениях начального профессионального образования в странах, из которых осуществляется массовый отток мигрантов; введение упрощенного порядка получения иностранными гражданами, въехавшими на территорию Российской Федерации с целью преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работы в образовательных и научных организациях, и членами их семей статуса постоянно проживающих и гражданства Российской Федерации и т.д.