Файл: Лекции Подходы к анализу художественного текста в современном литературоведении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа №8
Разработка тематики исследовательских работ для обучающихся 10-11 классов, в том числе для классов с углубленным изучением литературы.
Описание, требования к выполнению:
-
Изучите материалы лекции «Подходы к анализу художественного текста в современном литературоведении». -
Изучите предложенные в презентациях дополнительные материалы: содержание научных статей и публикаций по проблематике современного литературоведения. -
Рассмотрите рекомендации к формулировке тем исследовательских работ: изучите чек-лист: «Как правильно сформулировать тему исследовательской работы» (Таблица 1). -
Рассмотрите примеры тем исследовательских работ, сформулированных по изученным направлениям литературоведческих исследований (Таблица 2). -
Разработайте темы исследовательских работ по изученным направлениям современного литературоведения для обучающихся 10-11 классов, проверьте формулировки по чек-листу, заполните таблицу (Таблица 3.) -
Выполните задания для самопроверки.
Таблица 1.
Как правильно сформулировать тему исследовательской работы
(чек-лист)
Показатель | Критерий | да |
Актуальность темы (один из предложенных критериев) | Существует потребность в изучении данной темы в литературоведении | да |
Существует практическая необходимость в исследовании данной темы | да | |
Новизна темы (один из предложенных критериев) | В теме заявлена новая литературоведческая проблема | да |
Тема предполагает изучение новых источников по исследуемой проблеме | да | |
Тема предполагает новый ракурс рассмотрения уже исследованной проблемы | да | |
Тема предполагает использование новых инструментов/способов исследования | да | |
Практическая направленность (один из предложенных критериев) | Материалы исследования можно будет использовать на уроках литературы | да |
Материалы исследования можно использовать при подготовке к ГИА | да | |
Материалы исследования можно использовать в работе спецкурса по литературоведению, при подготовке к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам | да | |
Развитие исследовательских умений (один из предложенных критериев) | Тема предполагает прохождение основных этапов исследования | да |
Тема предполагает освоение новых методов/способов исследования | да | |
Тема предусматривает освоение нового для обучающегося знания | да | |
Корректность формулировки (все предложенные критерии) | В формулировке отсутствуют слова «исследование», «изучение», «анализ» и т.п., так как эти понятия отражают процедуру/этапы исследования | да |
В формулировке отсутствуют слова/словосочетания «анализ некоторых вопросов», «к вопросу о…», «к изучению…» | да | |
В формулировке темы отсутствует слово «основы» (например: «теоретические основы», «основы комплексного анализа» и др.) | да | |
В формулировке темы отсутствуют однокоренные слова | да | |
В формулировке темы не используется несколько слов подряд в родительном падеже («цепочка родительных падежей») | да | |
Отражение содержания темы (все предложенные критерии) | Ключевые слова формулировки темы указывают объект исследования | да |
Ключевые слова формулировки темы указывают на предмет исследования | да | |
Формулировка темы дает представление об исследуемой проблеме | да | |
Формулировка темы позволяет предположить цель исследовательской работы | да | |
Определение границ темы (все предложенные критерии) | Тема определяет границы исследования, конкретизирует замысел | да |
«Узкая» тема предусматривает больший объем литературного материала. «Широкая» тема предусматривает меньший объем литературного материала | да |
Таблица 2.
Темы исследовательских работ
Направления | Формулировка темы |
1. Герменевтика | «Язык цветов» в произведениях русской литературы второй половины XIX века |
Различия интерпретаций образа колеса в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» | |
Роль художественного пространства в произведениях А.С. Пушкина «Мадонна» и Рафаэля «Бриджуоторская мадонна» | |
| |
2. Художественная антропология | Поэтика сновидений и иллюзорных состояний в произведениях Ф.М. Достоевского |
Человек и мир в романе В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» | |
Типология женских образов в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» | |
| |
3. Семиотика | Многослойность семантического содержания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» |
Эпиграф как знаковое выражение позиции лирического героя в стихотворениях поэтов первой половины XIX века | |
Интерьер как внутреннее пространство в произведениях русской литературы второй половины XIX века | |
| |
4. Имманентизм | Пространственные оппозиции в стихотворении В. Ходасевича «Музыка» |
Симметричность поэтической композиции стихотворения Лермонтова «Нищий» | |
Пространственно-временная организация рассказа И. Бунина «Холодная осень» | |
| |
5. Структурализм | Особенности композиции сюжета в рассказе В. Набокова «Круг» |
Противопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида как способ выражения конфликта в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» | |
Зависимость структуры стихотворения от грамматических форм частей речи в лирике А.С. Пушкина | |
| |
6. Интертекстуализм | Заглавие как интертекстуальный элемент (на материале современной русской литературы) |
Интертекстуализм как интеллектуальная игра в произведениях Т. Толстой. | |
Интертекстуальные включения в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | |
| |
7. Компаративизм | Классические традиции и модернистские тенденции в повести М. Осоргина «Вольный каменщик» |
Традиции славянской мифологии в поэтике русского фэнтези | |
Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина в творчестве В. Пелевина |
Таблица 3.
Таблица для заполнения
Подходы к анализу художественного текста | Формулировка темы |
1. Герменевтический анализ | Герменевтический анализ стихотворения С.Есенина « Улеглась моя былая рана» |
Опыт сопоставительного анализа и интерпретации лирического произведения (на материале стихотворения И. А. Бродского «От окраины к центру» и стихотворения А. С. Пушкина «Вновь я посетил...») | |
| |
2. Анализ с позиции художественной антропологии | Художественная антропология в цикле рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника» |
Антропология художественной прозы А. П. Чехова. Неизреченность человека и архитектоника произведения | |
| |
3. Семиотический анализ | Изобразительно-выразительные средства в названиях произведений литературы, изучаемых в 5-11 классах по учебникам В.Я.Коровиной |
Семиотический анализ текста романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" | |
| |
4. Имманентный анализ | Имманентный и контекстуальный анализ текста на примере пьесы А. Островского «Бесприданница» |
Имманентный анализ стихотворения И. Бунина «Настанет день – исчезну я…» | |
| |
5. Структурный анализ | .Влияние литературы, содержащей элементы мистики, на мировоззрение современного читателя |
«Двучленная метафора в лирике С.А. Есенина»Кольцевая композиция в стихотворениях А.А. Фета. | |
| |
6. Интертекстуальный анализ | Интертекстуальность в русской литературе |
Литературоведческий аспект проблемы интертекстуального подхода к анализу художественного произведения в старших классах | |
| |
7. Компаративный анализ | «Н.М. Карамзин — основоположник готического жанра в русской литературе» |
Использование старославянизмов в лирических произведениях А.С. Пушкина |