Файл: Лекции Подходы к анализу художественного текста в современном литературоведении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа №8

Разработка тематики исследовательских работ для обучающихся 10-11 классов, в том числе для классов с углубленным изучением литературы.

Описание, требования к выполнению:

  1. Изучите материалы лекции «Подходы к анализу художественного текста в современном литературоведении».

  2. Изучите предложенные в презентациях дополнительные материалы: содержание научных статей и публикаций по проблематике современного литературоведения.

  3. Рассмотрите рекомендации к формулировке тем исследовательских работ: изучите чек-лист: «Как правильно сформулировать тему исследовательской работы» (Таблица 1).

  4. Рассмотрите примеры тем исследовательских работ, сформулированных по изученным направлениям литературоведческих исследований (Таблица 2).

  5. Разработайте темы исследовательских работ по изученным направлениям современного литературоведения для обучающихся 10-11 классов, проверьте формулировки по чек-листу, заполните таблицу (Таблица 3.)

  6. Выполните задания для самопроверки.



Таблица 1.

Как правильно сформулировать тему исследовательской работы

(чек-лист)

Показатель

Критерий

да

Актуальность темы

(один из предложенных критериев)

Существует потребность в изучении данной темы в литературоведении

да

Существует практическая необходимость в исследовании данной темы

да

Новизна темы

(один из предложенных критериев)

В теме заявлена новая литературоведческая проблема

да

Тема предполагает изучение новых источников по исследуемой проблеме

да

Тема предполагает новый ракурс рассмотрения уже исследованной проблемы

да

Тема предполагает использование новых инструментов/способов исследования

да

Практическая направленность

(один из предложенных критериев)

Материалы исследования можно будет использовать на уроках литературы

да

Материалы исследования можно использовать при подготовке к ГИА

да

Материалы исследования можно использовать в работе спецкурса по литературоведению, при подготовке к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам

да

Развитие исследовательских умений

(один из предложенных критериев)

Тема предполагает прохождение основных этапов исследования

да

Тема предполагает освоение новых методов/способов исследования

да

Тема предусматривает освоение нового для обучающегося знания

да

Корректность формулировки

(все предложенные критерии)

В формулировке отсутствуют слова «исследование», «изучение», «анализ» и т.п., так как эти понятия отражают процедуру/этапы исследования

да

В формулировке отсутствуют слова/словосочетания «анализ некоторых вопросов», «к вопросу о…», «к изучению…»

да

В формулировке темы отсутствует слово «основы» (например: «теоретические основы», «основы комплексного анализа» и др.)

да

В формулировке темы отсутствуют однокоренные слова

да

В формулировке темы не используется несколько слов подряд в родительном падеже («цепочка родительных падежей»)

да

Отражение содержания темы

(все предложенные критерии)

Ключевые слова формулировки темы указывают объект исследования

да

Ключевые слова формулировки темы указывают на предмет исследования

да

Формулировка темы дает представление об исследуемой проблеме

да

Формулировка темы позволяет предположить цель исследовательской работы

да

Определение границ темы

(все предложенные критерии)


Тема определяет границы исследования, конкретизирует замысел

да

«Узкая» тема предусматривает больший объем литературного материала. «Широкая» тема предусматривает меньший объем литературного материала

да


Таблица 2.

Темы исследовательских работ

Направления

Формулировка темы

1. Герменевтика

«Язык цветов» в произведениях русской литературы второй половины XIX века

Различия интерпретаций образа колеса в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Роль художественного пространства в произведениях А.С. Пушкина «Мадонна» и Рафаэля «Бриджуоторская мадонна»




2. Художественная антропология

Поэтика сновидений и иллюзорных состояний в произведениях Ф.М. Достоевского

Человек и мир в романе В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

Типология женских образов в романе Ф.М. Достоевского «Бесы»




3. Семиотика

Многослойность семантического содержания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Эпиграф как знаковое выражение позиции лирического героя в стихотворениях поэтов первой половины XIX века

Интерьер как внутреннее пространство в произведениях русской литературы второй половины XIX века




4. Имманентизм

Пространственные оппозиции в стихотворении В. Ходасевича «Музыка»

Симметричность поэтической композиции стихотворения Лермонтова «Нищий»

Пространственно-временная организация рассказа И. Бунина «Холодная осень»




5. Структурализм

Особенности композиции сюжета в рассказе В. Набокова «Круг»

Противопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида как способ выражения конфликта в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

Зависимость структуры стихотворения от грамматических форм частей речи в лирике А.С. Пушкина




6. Интертекстуализм

Заглавие как интертекстуальный элемент (на материале современной русской литературы)

Интертекстуализм как интеллектуальная игра в произведениях Т. Толстой.

Интертекстуальные включения в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»




7. Компаративизм

Классические традиции и модернистские тенденции в повести М. Осоргина «Вольный каменщик»

Традиции славянской мифологии в поэтике русского фэнтези

Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина в творчестве В. Пелевина


Таблица 3.

Таблица для заполнения

Подходы к анализу художественного текста


Формулировка темы

1. Герменевтический анализ



Герменевтический анализ стихотворения С.Есенина « Улеглась моя былая рана»


Опыт сопоставительного анализа и интерпретации лирического произведения (на материале стихотворения И. А. Бродского «От окраины к центру» и стихотворения А. С. Пушкина «Вновь я посетил...»)




2. Анализ с позиции художественной антропологии



 Художественная антропология в цикле рассказов И.С. Тургенева   «Записки охотника»

Антропология художественной прозы А. П. Чехова. Неизреченность человека и архитектоника произведения








3. Семиотический анализ

Изобразительно-выразительные средства в названиях произведений литературы, изучаемых в 5-11 классах по учебникам В.Я.Коровиной

Семиотический анализ текста романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"





4. Имманентный анализ



Имманентный и контекстуальный анализ текста на примере пьесы А. Островского «Бесприданница»



Имманентный анализ стихотворения И. Бунина «Настанет день – исчезну я…»




5. Структурный анализ



.Влияние литературы, содержащей элементы мистики, на мировоззрение современного читателя


 «Двучленная метафора в лирике С.А. Есенина»


Кольцевая композиция в стихотворениях А.А. Фета.




6. Интертекстуальный анализ

Интертекстуальность в русской литературе




Литературоведческий аспект проблемы интертекстуального подхода к анализу художественного произведения в старших классах








7. Компаративный анализ


«Н.М. Карамзин — основоположник готического жанра в русской литературе»


Использование старославянизмов в лирических произведениях А.С. Пушкина