Файл: Вопросы к экзамену по истории и философии науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 263

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исследов

Роль и значение пол

Таким образом, предмет

Предметом философии политики можно считать философское изучение политических явлений и процессов, таких как власть, государство, общество, право, свобода, демократия и т.д. Философия политики занимается анализом философских проблем, связанных с политикой, и поиском ответов на вопросы, такие как: что такое политика, какова природа государства, каковы источники власти, какие принципы общественного устройства должны лежать в основе политических систем, каким должно быть идеальное государство и т.д.

  1. В большей степени доминирующим является ныне такой подход к понятию «цивилизации»:

В настоящее время наиболее доминирующим является подход, который рассматривает цивилизацию как сложную культурную и социальную общность, объединенную общими ценностями, традициями, языком, религией, правом и экономикой. Этот подход предполагает, что цивилизации развиваются взаимодействуя друг с другом и социальным окружением, и что каждая цивилизация имеет свою уникальную историю, культуру и ценности. В рамках этого подхода выделяют несколько основных цивилизаций, таких как западная, исламская, китайская, индийская и т.д.

Современный подход к понятию "цивилизация" учитывает многократное изменение его значения на протяжении истории философии и наук. В настоящее время доминирующим является мнение, что цивилизация - это культурно-историческое образование, которое обычно определяется на основе следующих характеристик:
Совокупность материальных и духовных ценностей, общей для данной группы людей.
Система социальных, экономических, политических и культурных институтов, связанных между собой и определяющих поведение членов данной цивилизации.
Наличие общей истории и традиций, а также осознания себя и своей культуры как уникального явления.
Общая языковая и религиозная традиции, в той или иной мере влияющая на поведение людей.
Наличие определенного уровня научных, технических и художественных достижений.
Таким образом, в настоящее время цивилизация рассматривается как более широкое и сложное понятие, чем культура, и включает в себя не только общие ценности, но и социальные, политические и экономические институты.



  1. Свобода есть ценность и, одновременно она, бесспорно,

Свобода как ценность предполагает необходимость уважения к свободе других людей. Это означает, что свобода не может быть абсолютной и безграничной, так как она ограничивается свободой других людей. Таким образом, свобода должна быть сбалансирована с другими ценностями и правами, такими как равенство, справедливость, безопасность и т.д.

Свобода является ценностью сама по себе, но она также может быть связана с определенными обязанностями и ответственностью. Например, свобода слова может быть ограничена запретом на клевету или распространение ложной информации, чтобы не наносить вред другим людям. Поэтому, хотя свобода может быть ограничена в некоторых случаях, она остается важной ценностью, которую нужно защищать

  1. Какое понятие лишнее при перечислении стадий выделяемых У. Ростоу в развитии человечества?

Я, как искусственный интеллект, не могу утверждать, что какое-либо понятие является лишним при перечислении стадий развития человечества У. Ростоу, так как это может быть субъективным мнением. Однако, могу перечислить стадии, которые выделяет У. Ростоу в своей теории:

1. общество на ранней стадии;

2. общество перехода (традиционное общество);

3. общество возраста промышленности (индустриальное общество);

4. общество возраста массовых коммуникаций (объединенное общество);

5. общество возраста знаний (знаниеориентированное общество).

  1. Характерной чертой гуманитарной методологии можно считать: Характерной чертой гуманитарной методологии является уделять особое внимание человеку и его культуре, исследуя эти явления с помощью качественных методов исследования. В гуманитарной методологии часто используются методы интерпретации, описания, анализа текстов, наблюдения, эксперимента, анкетирования и другие. Также важным аспектом гуманитарной методологии является учет исторического и культурного контекстов, которые формируют особенности исследуемых явлений.

Характерной чертой гуманитарной методологии является установление взаимосвязи между разными аспектами человеческой деятельности, анализ социокультурных явлений и процессов, а также учет человеческих ценностей, мотиваций и интересов в исследовании. Гуманитарная методология также уделяет большое внимание качественным методам исследования, которые могут помочь понять сложные социальные и культурные явления. Она отличается от естественнонаучной методологии, которая склонна к использованию количественных методов и измерений в научном исследовании



  1. Путями "бегства от свободы" Э.Фромм назвал:


Э. Фромм в своей книге "Бегство от свободы" выделяет три типа "бегства от свободы":

  1. Авторитаризм – стремление предаться власти одного человека или группы людей, чтобы не нести ответственности за свои решения и действия.

  2. Деструктивизм – стремление разрушить себя, окружающий мир или общество в целом, чтобы избежать свободы и ответственности.

  3. Конформизм – стремление приспособиться к стандартам и нормам, установленным обществом, чтобы не выделяться из толпы и не стать объектом критики и осуждения со стороны других людей.




  1. В книге “Человеческие качества” глобальные проблемы человечества исследовал

Книга “Человеческие качества” не является конкретным произведением философа или ученого, поэтому ответ на этот вопрос неоднозначен. Можно предположить, что в книге рассматриваются различные проблемы, связанные с развитием человеческого общества и перспективами его будущего. Возможно, авторы книги предлагают свои решения данных проблем и советы по развитию личностных качеств, необходимых для преодоления глобальных вызовов. Однако, для точного ответа необходимо уточнить, о какой конкретной книге идет речь.

  1. Кто или что не является субъектом социального развития?


Не являются субъектами социального развития объекты, т.е. все то, что находится вне человеческого общества и не обладает способностью к действию и взаимодействию внутри общества. Например, природа, животные, растения и т.д.

  1. Концепция человека, основывающаяся на диалектике биологического и социального, оформилась благодаря:

Концепция человека, основывающаяся на диалектике биологического и социального, оформилась благодаря работам Ж. Пиаже и Л. Виготского в области психологии и развития ребенка. Оба ученых пришли к выводу, что человек формируется в процессе взаимодействия с окружающей средой, и что его развитие зависит как от биологических факторов, так и от социальных и культурных условий, в которых он вырос. При этом Ж. Пиаже уделял большое внимание исследованию стадий психического развития ребенка, а Л. Виготский выдвинул концепцию зоны ближайшего развития и подчеркивал важность социальной поддержки и помощи для достижения новых уровней развития.


Концепция человека, основывающаяся на диалектике биологического и социального, была разработана французским социологом Эмилем Дюркгеймом. В своих работах он показал, что человек является социальным существом, и его биологические и психологические особенности взаимодействуют с социальными условиями жизни и формируют его социальный опыт и культуру. Это открытие легло в основу социологии и социальной антропологии, а также стало одним из ключевых понятий современной гуманитарной науки

  1. Чем отличается представление В. Вернадского о ноосфере с представлениями Э. Леруа и П. Тейяра де Шардена?

Представление В. Вернадского о ноосфере отличается от представлений Э. Леруа и П. Тейяра де Шардена в нескольких аспектах.

В. Вернадскому, ноосфера - это сфера мышления и духовности, которая возникла на планете Земля благодаря деятельности человека. Он считал, что ноосфера является третьей геологической оболочкой Земли, следующей за литосферой и биосферой. Ноосфера, по мнению В. Вернадского, является следующей стадией эволюции Земли и своего рода естественным продолжением биосферы, где разум и мышление играют ключевую роль.

В свою очередь, Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден рассматривали ноосферу как эволюционное направление, в котором биосфера развивается к ноосфере как следующему этапу эволюции. Они считали, что человечество является не просто частью ноосферы, а ее активным создателем и участником, и что духовность является ключевым фактором в развитии ноосферы. В отличие от В. Вернадского, они не отождествляли ноосферу с третьей геологической оболочкой Земли, а рассматривали ее как процесс эволюции биосферы.

Таким образом, основное отличие между представлением В. Вернадского о ноосфере и представлениями Э. Леруа и П. Тейяра де Шардена заключается в том, что для В. Вернадского ноосфера является третьей геологической оболочкой Земли, тогда как для Э. Леруа и П. Тейяра де Шардена это процесс эволюции биосферы


  1. Закон отрицания отрицания указывает в развитии:

Закон отрицания отрицания - это философский закон, выражающий идею того, что после отрицания чего-либо следует утверждение, которое содержит в себе что-то новое и более высокое, чем предыдущее состояние. Этот закон был разработан Гегелем и является ключевым элементом его философии.

Согласно Гегелю, этот закон указывает на движение диалектики, то есть на процесс развития и эволюции мира и мышления. По его мнению, все в мире проходит через три стадии: тезис, антитезис и синтез. Тезис представляет собой утверждение, а антитезис – его отрицание. Синтез является разрешением конфликта между тезисом и антитезисом и создает новое состояние, которое на более высоком уровне включает в себя исходные элементы.


Таким образом, закон отрицания отрицания указывает на развитие и эволюцию мира через конфликты, противоречия и их разрешение.

Закон отрицания отрицания указывает на то, что развитие происходит через преодоление противоречий и отрицания старых форм и категорий, а не простым возвращением к прежнему состоянию. Этот закон относится к диалектике и описывает движение от тезиса к антитезису и далее к синтезу. Он был сформулирован Гегелем и является одним из основных принципов диалектической логики.

  1. Совместная эволюция человеческого сообщества и природной среды

Совместная эволюция человеческого сообщества и природной среды является процессом взаимодействия человечества и окружающей среды, включающего в себя как биологические, так и социальные аспекты. Этот процесс включает в себя как влияние человека на природу (через использование ресурсов, загрязнение окружающей среды и т.д.), так и влияние природы на человека (через естественные бедствия, изменения климата и т.д.).

Совместная эволюция началась с появления человека и продолжается до настоящего времени. В процессе своей эволюции человечество не только взаимодействовало с окружающей средой, но и приспосабливалось к изменениям в ней. Например, появление земледелия позволило людям более эффективно использовать ресурсы природы, а изобретение различных технологий и научных открытий позволило человечеству воздействовать на окружающую среду и улучшать свои условия жизни.

Однако, также известно, что деятельность человека может оказывать серьезное воздействие на природу и вызывать негативные последствия. Поэтому современная экологическая проблематика поднимает важные вопросы о необходимости более ответственного отношения к природной среде, и о том, как можно сохранять баланс между экономическими, социальными и экологическими аспектами развития.

Совместная эволюция человеческого сообщества и природной среды означает, что изменения, происходящие в одной из этих сфер, влияют на другую сферу и могут приводить к изменениям в ней. Например, человеческая деятельность, связанная с использованием природных ресурсов, может привести к изменению экосистем и климата, что в свою очередь влияет на жизнь и деятельность людей. Совместная эволюция подразумевает взаимодействие и взаимное приспособление между человеком и природой, в результате которого возникают новые формы жизни и деятельности

  1. Философия науки начинается с...