Файл: Система по дисциплине Основы теории сложных систем.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное агентство связи

Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций

им. проф. Бонч-Бруевича »

Кафедра информационных управляющих систем

ОТЧЁТ

по лабораторной работе №1 на тему:

«Система»

по дисциплине «Основы теории сложных систем»

Выполнил: студент группы ИСТ-111 Евланов Е.А.

Принял: Козлова О.А.

Задачи

1. Указать пропущенные атрибуты системы и охарактеризовать их:



Вход

Выход

Цель

Система

1

Студенты

Знание темы

Обучение

Лекция

2

Студенты

Оценка

Проверка знаний

Контрольная

3

Системные настройки

Текущее время

Показ времени

Часы

4

Пассажир в пункте отправления

Пассажир в пункте назначения

Передвижение

Автомобиль

5

Время

Предмет коллекции

Антиквариат

Автомобиль

6

Выпускник

Специалист

Обучение специальности

Студент

7

Родители

Ребенок

Продолжение рода

Семья

8

Законодательные проекты

Законы

Защита прав

Государство


3. Указать подсистемы систем, приведенных в задаче 1. Какие связи между ними существуют? Опишите их внешнюю и внутреннюю среду, структуру. Классифицировать (с пояснением) системы, приведенные в задаче 1 и указать какие из них большие, а какие сложные системы и почему. Описать вход, выход, цель, связи указанной системы и ее подсистем.


Система 1: Подсистема отметки присутствующих на лекции. Взаимодействие с системой – подсистема обеспечивает оценку показателя информативности лекции для потока студентов, то есть, чем меньше студентов присутствует на лекции, тем меньше студентов овладеет знанием темы. Внешняя среда – студенты, преподаватели, учебное заведение. Внутренняя среда – отметка о присутствии/отсутствии в журнале. Вход подсистемы – поток студентов, у которых данной парой стоит лекция. Выход подсистемы – количество присутствующих на лекции. Цель – контроль числа присутствующих студентов.

Классификация системы «Лекция»:

  • По происхождению: искусственная

  • По взаимоотношению с внешней средой: открытая – система берет входные параметры извне (взаимодействует с внешней средой), к примеру расписание, составленное методистами, используется и студентами, и преподавателями, а методисты, в свою очередь, не являются частью системы «Лекция».

  • По управлению: изнутри, управляется преподавателем.

  • По сложности: Сложная, так как система является вероятностной и исходя из количества элементов системы и взаимосвязей между ними, мы не можем четко предсказать состояние системы.

Система 2: Подсистема оценивания контрольной работы. Взаимодействие с системой – количественная оценка знаний студента, которые представлены в ответах на контрольные вопросы. Внешняя среда – студенты. Внутренняя среда – процесс оценки работы (интеллектуальный – преподавателем, или автоматический - программой). Вход подсистемы – контрольная работа студента. Выход подсистемы – оценка этой работы по пятибалльной шкале. Цель – оценка работы.

Классификация системы «Контрольная»:

  • По происхождению: искусственная

  • По взаимоотношению с внешней средой: открытая – система взаимодействует с внешней средой путем оценки качества знаний студентов, что в последствии может сказываться на общую успеваемость студента.

  • По управлению: изнутри – преподаватель сам составляет варианты контрольных работ, сам выбирает время проведения работы.

  • По сложности: Простая. Система «Контрольная» имеет четкий регламент проведения (количество вопросов, время на решения, метрика оценивания), следовательно является детерминированной. Количество элементов и взаимосвязей в системе позволяют примерно оценить работу системы и предсказать ее состояние (преподаватель знает, какой студент на какую оценку может рассчитывать).


Система 3: Подсистема отображения времени на дисплее. Взаимодействие с системой – отображение выхода системы «часы». Внешняя среда – кнопки управления. Внутренняя среда – закодированные символы, представляющие собой текущее время, выводимое на экран. Вход подсистемы – информация о текущем времени. Выход подсистемы – отображение времени на дисплее. Цель – отображение времени на дисплее.

Классификация системы «Часы»:

  • По происхождению: искусственная

  • По взаимодействию с внешней средой: открытая – система взаимодействует с внешней средой. На течение времени напрямую влияет пространство-время и системные настройки задаются извне, а также выход системы – текущее время – может влиять на множество внешних процессов.

  • По управлению: изнутри – выход системы зависит от заранее заданных системных настроек

  • По сложности: Детерминированная и простая. Система "Часы" является детерминированной, так как она основана на заранее определенных системных настройках, которые определяют текущее время, и не имеет случайных или вероятностных элементов. Система также является простой, так как она имеет ограниченное количество входных параметров и выходных параметров, и количество взаимосвязей между элементами системы невелико, что делает ее прогнозируемой и легко управляемой.


Система 4: Подсистема навигатора. Взаимодействие с системой – подсистема навигатора оказывает влияние на водителя автомобиля, который корректирует курс движения. Внешняя среда – космическое пространство, электромагнитное поле. Внутренняя среда – закодированные координаты машины, ее скорость, направление движения. Вход подсистемы – сигнал от спутника. Выход подсистемы – координаты автомобиля на дисплее навигатора. Цель – контроль курса движения.

Классификация системы «Автомобиль»:

  • По происхождению: искусственная

  • По взаимодействию с внешней средой: открытая – система напрямую взаимодействует с внешней средой и изменяет ее путем перемещения пассажира из одной точки пространства в другую.

  • По управлению: извне – водитель управляет автомобилем, но не является частью системы.

  • По сложности: Детерминированная и сложная. Система "Автомобиль" в контексте средства передвижения является детерминированной, так как передвижение автомобиля основано на определенных правилах дорожного движения, физических свойствах автомобиля и действиях водителя, и результат передвижения можно предсказать с высокой степенью точности. Система также сложная, так как она включает в себя множество взаимодействующих компонентов, таких как дороги, транспортное средство, пассажиры, водитель, правила дорожного движения, погодные условия и другие факторы, которые могут влиять на процесс передвижения и делать его менее прогнозируемым.



Система 5: Подсистема электропитания. Взаимодействие с системой – подсистема электропитания обеспечивает работу всех электрозависимых устройств в автомобиле. Внешняя среда – условия погоды, скорость движения автомобиля. Внутренняя среда – передача электроэнергии компонентам автомобиля, количество электроэнергии. Вход подсистемы – аккумулятор. Выход подсистемы – фары, акустическая система, система обогрева. Цель – обеспечение электричеством автомобиля.

Классификация системы «Автомобиль»:

  • По происхождению: искусственная

  • По взаимодействию с внешней средой: закрытая – автомобиль, как предмет коллекции, никак не взаимодействует с внешней средой и никак на нее не влияет.

  • По управлению: изнутри – только время влияет на становление автомобиля антиквариатом.

  • По сложности: Детерминированная и простая. Система "Автомобиль" в контексте предмета коллекции является детерминированной, так как процесс превращения автомобиля в антиквариат основан на определенных правилах, процедурах и временных рамках, определяющих, когда автомобиль может быть считаться антиквариатом. В отличии от предыдущей системы, данная система является простой, так как она имеет ограниченное количество входных параметров (время) и выходных параметров (предмет коллекции), и процесс превращения автомобиля в антиквариат обычно не включает сложных взаимосвязей между элементами системы.

Система 6: Подсистема электронной подачи документов в вуз. Взаимодействие с системой – подсистема обеспечивает переход системы из одного состояния (вход выпускник) в другое (промежуточное состояние - первокурсник). Внешняя среда – множество всех выпускников школ, администрация вуза. Внутренняя среда – документооборот между компонентами, формирование документов, проверка документов. Вход подсистемы – документы (паспорт, аттестат и прочее), характеризующие выпускника. Выход подсистемы – зачисленный на обучение в вуз студент (первокурсник). Цель – зачисление выпускников школ в вуз.

Классификация системы «Студент»:

  • По происхождению: искусственная

  • По взаимодействию с внешней средой: открытая – система напрямую взаимодействует с внешней средой путем изменения статуса человека (из выпускника в первокурсника).

  • По управлению: извне – разработчики, администрация вуза, министерство образования и прочие объекты внешней среды задают системные настройки системы.

  • По сложности: Вероятностная и сложная. Система "Студент" является вероятностной, так как процесс обучения специальности зависит не только от определенных учебных программ, но и от поведения конкретного студента, что в общем является вероятностным процессом. Система сложная, так как процесс обучения специальности может включать различные взаимосвязи между различными предметами, проектами, практическими занятиями и другими компонентами учебного процесса, требующими от студента определенного уровня когнитивных навыков, усилий и времени для достижения цели обучения.



Система 7: Подсистема воспитания и ухода за ребенком. Взаимодействие с системой – поддержание жизнедеятельности ребенка, тем самым обеспечивая ребенка безопасной и благоприятной средой для роста, развития и продолжения рода. Внешняя среда – общество, культура, государство, образование. Внутренняя среда – менталитет семьи, культурное воспитание, передача знаний. Вход подсистемы – новорожденный ребенок. Выход системы – совершеннолетний человек, способный к самостоятельной жизни. Цель – обеспечение безопасного и полноценного развития ребенка.

Классификация системы «Семья»:

  • По происхождению: естественная

  • По взаимодействию с внешней средой: открытая – множество внешних факторов влияет на состояние системы. К примеру, в непригодных для жизни условиях цель системы не будет достигнута, ребенок погибнет.

  • По управлению: изнутри – родители определяют поведение системы по своему усмотрению.

  • По сложности: Система "Семья" является детерминированной, так как процесс продолжения рода основан на биологических законах и процессе размножения. Система простая, так как процесс рождения ребенка в большинстве случаев не требует сложных взаимосвязей внутри системы и происходит естественным образом без необходимости дополнительных управленческих решений или действий со стороны родителей.


Система 8: Подсистема конституционного суда. Взаимодействие с системой - решения, принятые конституционным судом, являются обязательными для исполнения всеми подсистемами государства, в том числе законодательной, исполнительной и судебной властями, а также обеспечение правового государства в целом. Внешняя среда – другие органы государства (например, исполнительные), граждане государства. Внутренняя среда –механизмы работы суда, формирование решений. Вход подсистемы – обращения граждан, иски, заявления. Выход подсистемы – решения суда, которые обязательны для исполнения. Цель – обеспечение правовых актов, в соответствии с которыми происходит поддержание правового порядка.

Классификация системы «Государства»:

  • По происхождению: искусственная

  • По взаимодействию с внешней средой: открытая – государства взаимодействуют друг с другом и с внешней средой (природой, геополитической обстановкой в мире и прочее)

  • По управлению: изнутри – лидеры государств определяют внутреннюю политику государства.

  • По сложности: Детерминированная и сложная. Система "Государство" является детерминированной, так как законы обычно создаются на основе формальных процедур и проходят через законодательный процесс. Однако, сложность системы высока из-за большого количества взаимосвязанных процессов внутри государственной системы, таких как законотворчество, исполнение законов, судебная система, правоприменение, мониторинг и контроль за соблюдением прав граждан и другие. Взаимодействие различных уровней власти, множество заинтересованных сторон, и сложность правовых процедур делают систему "Государство" сложной.