ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РУБКЕВИЧ Александра Дмитриевна
Науч. Руководитель - ЕРМОЛИНА Лилия Валерьевна
ORCID 0000-0002-1966-1250, e-mail: ermolina@mail.ru
Самарский государственный экономический университет,
Россия, Самара
УДК 336.225.673
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ
© Рубкевич А.Д., Ермолина Л.В., 2022
Аннотация. В статье представлены некоторые пути взаимодействия федеральной налоговой службы (ФНС) России и налогоплательшиков, касаемые различных вопросов налогообложения, дана словесная оценка эффективности данных взаимоотношений, а также проанализированы основные направления развития современной системы налогового контроля в РФ. Основным критерием повышения эффективности действующей налоговой системы является сокращение роли выездного налогового контроля и внедрение текущего и предварительного налогового контроля. Расширение информационного взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками, совершенствованием его инструментов и нормативно-правовой базы функционирования – является основным условием решения задач в данной области.
Ключевые слова: налоговая система, федеральная налоговая служба, налоговый контроль, налогоплательщики, мониторинг
В условиях модернизации экономики и развития рынка главной целью предпринимательской деятельности организации любой отрасли хозяйства независимо от формы собственности является получение прибыли. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. За счет налогов и сборов осуществляется распределение ресурсов в экономике, соответственно, при условии соблюдения баланса интересов государства и субъектов предпринимательской деятельности система налогообложения является необходимой основой для здорового функционирования экономики страны.
В настоящее время в условиях ускоренного темпа цифровизации изменения происходят во многих областях экономического развития. Исключением не стала и сфера налогообложения в данных условиях. Для начала рассмотрим актуальность данного исследования. Развитие данных технологий в современном мире стремительно ведет к модернизации системы налогообложения в стране, поскольку прежние подходы и методики начинают очень быстро устаревать и перестают быть действенными. В условиях ускоренной цифровизации можно отметить явную тенденцию изменения и модернизации методологии налогообложения под воздействием описанных ранее трендов. Во многом происходит переход к открытости формирования отчетов и данных о деятельности предприятия, кроме того, прослеживается развитие все большей открытости проведения налоговых проверок. [2]
Развитие современной налоговой системы можно охарактеризовать следующими тенденциями:
-
увеличением общей численности объектов и субъектов налоговых отношений; -
оцифровизацией большого числа сервисов и операций по налоговому контролю; -
снижением исполнения законодательства со стороны налогоплательщиков; -
необходимостью совершенствования налогового законодательства.
В настоящее время взаимодействие ФНС и налогоплательщиков по большому числу вопросов осуществляется без личного посещения инспекции последних. Говоря о положительных чертах, которые появились благодаря трендам в цифровую экономику, создаются новые возможности для налогоплательщиков и государства. Налоговые службы пытаются адаптироваться к происходящим процессам, создавая различные электронные сервисы для удобства взаимодействия с налогоплательщиками и применяя автоматизированные системы, повышающие качество налогового контроля, но и налогоплательщики ищут новые пути оптимизации своей налоговой нагрузки. Предоставление услуг ИФНС налогоплательщикам в настоящее время возможно различными путями (табл.1)
Таблица 1 – Пути взаимодействия налогоплательщиков и ФНС по различным вопросам
№ п/п | Взаимодействие | Доступность |
1 | через личный кабинет налогоплательщика: | юридическим лицам доступно к получению 43% из всех предоставляемых ИФНС услуг |
2 | через многофункциональный центр (МФЦ) | юридическим лицам доступно к получению 21,4% из всех предоставляемых ИФНС услуг |
3 | через Госуслуги (ЕПГУ) | юридическим лицам услуги не предоставляются |
4 | с помощью электронного сервиса | юридическим лицам доступно к получению 50% из всех предоставляемых ИФНС услуг |
5 | личное обращение в ИФНС | предоставляются все возможные услуги. |
Таким образом, налогоплательщики-юридические лица в настоящее время могут разрешить большую часть вопросов без личного присутствия в налоговой инспекции, в том числе через личный кабинет налогоплательщика реализована возможность предоставить налоговую отчетность. Личный кабинет позволяет получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, о суммах
начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, невыясненных платежей; справки о состоянии расчетов с бюджетом, об исполнении обязанности по уплате налогов и других обязательных платежей, акты сверки; выписку из ЕГРН и другие услуги.
В настоящее время в условиях повышения цифровизации и информатизации помимо большого количества преимуществ также возникают и риски. В методике налогового контроля довольно часто стали применять риск-ориентированный подход, который позволяет оценить действенность и возможные эффекты от проведения налоговых проверок и налогового контроля со стороны налоговых органов [1]. Данный факт помогает выявить возможные риски и проблемы, вызванные недобросовестным отношением налогоплательщиков к системе налогообложения.
Безусловно, технологии оцифровизации и облачного хранения данных помогут в работе ФНС. Единое окно хранения информации усовершенствует работу налоговых органов, упростят поиск и анализ информации. Контрагенты смогут получать информацию о налогооблагаемой базе, динамике налогообложения в режиме реального времени и оплачивать счета.
Однако, несмотря на множество преимуществ, получаемых в ходе цифровизации и информатизации налогообложения, можно выделить также и негативные стороны данного процесса.
Внедрение информационных технологий позволяет сконцентрировать ресурсы ФНС и применять риск-ориентированный подход.
С точки зрения, применяемых в процессе налогового контроля элементов риск-ориентированного подхода можно выделить следующие [3]:
- ранжирование налогоплательщиков в зависимости от особенностей экономического развития и отраслевой принадлежности;
- приоритетность при проведении налоговых проверок и контролем за деятельностью налогоплательщиков;
- сокращение проверок за определенными группами налогоплательщиков и увеличение за другими;
- регулярный анализ налоговых рисков в экономике страны;
- индивидуальная ориентация со стороны надзорных органов с точки зрения особенностей осуществления деятельности экономическим субъектом.
Таким образом, основной целью модернизации и совершенствования форм налогового контроля является его цифровизация. В настоящее время российская налоговая система является мировым лидером в сфере установления электронного документооборота и автоматизации процессов контроля и взаимодействия с налогоплательщиками.
С процессами цифровизации и выявления рискованных областей связана деятельность отдела предпроверочного анализа и истребования документов. Налоговый инспектор изучает данные о предприятиях, которые находятся в его распоряжении, с помощью специальных программ сравнивают между собой налогоплательщиков, имеющих одинаковый ОКВЭД, и те, что имеют отличные от установленных коридоров средних значений показатели деятельности, попадают под подозрение. Программа АИС-налог помогает в автоматическом режиме запрашивать информацию из разных источников для предпроверочного анализа (таможенная служба, ГИБДД, банки и т. д.). Также существуют программы, которые автоматически отслеживают цепочки уплаты НДС, позволяют отследить участие учредителей в других юридических лицах и прочее. Например, в программе АИС «Налог-3» информация представляется в виде дерева связи контрагентов, что наглядно позволяет увидеть с какими контрагентам работает каждый налогоплательщик. Система автоматически проставляет баллы каждому контрагенту. Если контрагент отмечен зелёным цветом, это означает, что показатель по рискам низкий и организация имеет статус «выгодоприобретатель», дополнительных проверок не требуется. Если контрагент отмечен в программе жёлтым цветом, то он имеет значение «средний», организация может выступать как «транзит» и настораживать проверяющих. Красный цвет означает, что контрагент обладает высокой степенью рисков, может быть «техническим», возможно, налогоплательщик не проявлял должную осмотрительность процессе осуществления предпринимательской деятельности. Баллы и, соответственно, цвета присваиваются организациям на основе большого числа факторов, в том числе сведения об осмотре территории юридического лица (данная форма контроля регулируется ст. 92 НК РФ) так же заносятся в данную программу и позволяют проверять, находится ли организация по своему юридическому адресу.
Таким образом, автоматические проверки позволяют с наименьшими затратами осуществлять сплошной анализ основных показателей деятельности, и по результатам такого отбора выявлять налогоплательщиков, предпринимательская деятельность которых требует более тщательного исследования. В дальнейшем вся информация, полученная в ходе работы данного отдела, формируется в заключение, где описаны все собранные данные и выводы по каждому риску и сомнительной операции. Данная информация является внутренней и не подлежит разглашению (п. 8 ст. 32 НК РФ). На основе данной информации принимается решение о проведении выездной налоговой проверки – еще одной формы налогового контроля.
Осуществление проверок налоговыми органами является одной из самых трудозатратных форм контроля (требует и качественного технического обеспечения, и квалифицированных трудовых ресурсов) и одновременно является самой эффективной мерой по выявлению и предотвращению нарушений законодательства о налогах и сборах, обеспечивает соблюдение законодательства РФ. Налоговые проверки как основная форма контроля интегрируют в себе другие формы контроля, без которых их проведение не было бы качественным и результативным.
В последние годы налоговый контроль трактуется как одна из функций налогового администрирования. Повышение качества налогового администрирования со стороны ФНС связано со следующими аспектами:
-
развитием информационных технологий; -
внедрением большого числа автоматических проверок и индикаторов, например системы АСК НДС-3; -
накоплением большого объема информации о налогоплательщиках, ее автоматизации; -
разработкой алгоритмов работы с большими данными; -
автоматизацией процессов сдачи бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций и др.
Осуществление налогового контроля и администрирования должно выполняться с учетом принципа рационального использования ресурсов. Автоматизация части проверок удовлетворяет данному критерию.
В целом, система показателей эффективности налогового администрирования может быть условно разделена на две группы:
-
как основных налоговых органов, обеспечивающих непосредственное поступление налоговых доходов в бюджет -
рассчитываемые как отношение суммы собранных налогов к затратам на их сбор.
Что касается факторов, которые могли бы способствовать повышению качества налогового контроля в современных условиях, то можно выделить следующие:
-
развитие автоматизированных систем налогового администрирования; -
внедрение онлайн-касс; -
введение онлайн услуг для налогоплательщиков; -
расширение способов исполнения налогоплательщиками своих обязанностей; -
внедрение механизма добровольной уплаты юридическими лицами авансовых платежей по налогам и сборам на единый код бюджетной классификации; -
интеграция оперативного контроля в систему налогового контроля; -
развитие системы налогового мониторинга.
Отметим, что предприятия сами могут оценивать риски выездных налоговых проверок со стороны ФНС, за счет определения налоговой нагрузки, ее сравнения со среднеотраслевыми установленными значениями, расчета налогового бремя по НДС (показатель данного расчета ниже 89% является одним из основных критериев при отборе кандидатов для выездных налоговых проверок со стороны ФНС), а также на основании оценки судебной практики по схожим ситуациям и фактам финансово-хозяйственной деятельности.