Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Теоретические основы дошкольного образования Практическое занятие 3.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 5.
1. Организация заключается в том,что педагоги в строго определённой последовательности выделяют стороны и свойства предмета, чтобы дети успешно изобразили его в рисунке, лепке, аппликации. Педагог учит детей зрительно воспринимать форму, величину, цвет, строение, поэтому предметы сначала рассматриваются. Для уточнения таких свойств предмета, как объёмная форма, величина, качество поверхности, требуется ощупывание - осязательное восприятие, а всё, что имеет запах требует обонятельного восприятия.
2. Различия в рисунках будут. Дети первой группы могут упустить многие детали строения тела зверька, но максимальное внимание уделят изображению шерсти белочки. Дети второй группы передадут общий вид белки, но нарисуют ее без достаточной прорисовки шерсти и других особенностей. Характер изображения определяется влиянием тех или иных анализаторных систем, способом обследования и тем, что выделяет для себя ребенок в процессе обследования.
3. Сам процесс обследования включает несколько этапов:
1. Восприятие предмета в целом.
Воспитатель в яркой образной форме даёт общую характеристику предмета, подчёркивая его эстетические качества.
Для этого используются стихотворные отрывки из рассказа, загадки, или слова.
"Полюбуйтесь, какой серый, пушистый зайчик прискакал к нам!"
"От картины веет спокойствием, весенней прохладой, почувствовали. "
Воспитатель даёт возможность полюбоваться предметом или представить образ.
2. Обследование с анализом.
У предметов выделяются крупные части, затем мелкие, определяется их форма.
Как правило, форму частей предмета сравнивают со знакомыми геометрическими фигурами, отмечая свойства и различия.
В сюжетном рисовании выделяется главное и второстепенное.
3. Определение строения.
У предметов рассматривается соотношение крупных и мелких частей, их расположение по отношению к главной части. Для этого необходимы не только зрительные, но и осязательные способы обследования, но и действенные - прикладывание одной части к другой, выбор подходящих частей.
У сюжетов определяется построение, расположение на месте: далеко, высоко, низко, впереди, за.
4. Выделение цвета.
Делается это только в том случае, если цвет надо передать точно.
Если цвет хорошо знаком, или передача его необязательна, если дети выбирают цвет по желанию, то называть его при обследовании не обязательно, хотя надо помнить о том, что цвет оказывает большое эмоциональное воздействие на ребёнка.
5. Рассматривание вновь всего предмета в целом.
Надо отметить, что такое деление процесса восприятия на этапы, условно И не всегда они присутствуют на занятии. Это зависит от опыта детей и от цели занятия.
Задание6.
Таблица 2 – Календарно-тематический план мероприятий по теме «Банк».
Фрагменты мероприятия | Цель проведения для детей | Методы и приёмы | Проектирование предметно-пространственной развивающей среды | Способы взаимодействия ребёнка со сверстником |
Организационно-мотивационная беседа | 1.Сформировать у детей умение играть в сюжетно – ролевую игру «Банк» 2.Расширить знания детей о банке и проводимых в нем операциях 3.Сформировать коммуникативные навыки | 1.Словесный (художественное слово; вопрос-ответ) 2.Сюрпризный момент (просмотр видеоролика) | В результате создания предметно-пространственной среды ребенок приобретает уверенность в себе, ответственность и самостоятельность;способность принимать решения, выбирать задачи и решать их. Наглядный метод (просматривание картинок и атрибутов) | Диалог, слушают и высказывают точку зрения друг друга; Проявляют уважение к мнению другого |
Дидактическая игра на ИКТ оборудование | 1. Научиться оценивать деятельность банка и его работу, проявлять интерес к соревновательной деятельности в условиях игры. 2. Узнать о банке и его деятельности, проявлять интерес к соревновательной работе в условиях игры. | Наглядный (показ игровых действий на ИКТ-оборудовании) | ИКТ-оборудование | Выстраивают очередность в выполнении заданий, не перебивают и вежливо доказывают свою правоту. |
Сюжетно-ролевая игра | Понять сюжет игры, принять игровую роль и отработать самостоятельные ролевые действия. | 1.Словесный (наводящие вопросы) 2.Моделирование ситуации | 1.Рассматривание иллюстраций к сказкам по финансовой грамотности. 2.Изготовление кошелька в технике оригами. Сочинение рассказа на тему: «Если я буду банкиром» 3.Презентация: «Познавательный маршрут «Банкомат». | Дидактическая игра «Для чего нужны деньги». Рисование денег в технике «Фроттаж». Загадывание загадок о деньгах. Дидактическая игра «Орудия труда банкира». Рисование денег в технике «Фроттаж». |
Заключительный этап – рефлексия по всем фрагментам мероприятия | Сделать вывод о собственных затруднениях и успешности в процессе участия в мотивационной беседе, дидактической и сюжетно-ролевой играх. | Словесный (наводящие вопросы, выражение собственных мыслей) | Наглядный (применение ИКТ-оборудования) ИКТ-оборудование | Смайлики, значки для поощрения выслушивают позицию другого, проявляют терпимость; выражают согласие. Итог занятия Чем занимаются банки? Какие действия (операции) банк может осуществлять с деньгами? Как банки получают прибыль? Почему люди хранят деньги в банках? За что человек, положивший деньги в банк, получает от банка проценты? На каких условиях банк выдаёт кредиты? Нужно ли брать кредиты на покупку всего того, что хочется, или следует копить и не жить в долг? Можно ли жить без банков? Где лучше хранить свои сбережения: дома или в банке? Почему люди пользуются услугами банков? Если останется время, можно посмотреть мультфильм «Смешарики». Финансовая грамотность. Золушка» и еще раз обсудить одну из услуг банка - кредит и его условия. |
Задание 7.
Организация предметно-пространственной среды в рамках эстетического воспитания.
Для реализации задач художественно-эстетического развития в детском саду педагог в качестве воспитательных и обучающих средств использует окружающую дошкольников среду (помещение, игрушки, предметы интерьера), самостоятельную деятельность детей в различных режимных моментах. Предметно-пространственная среда образуется в виде центров познавательной и творческой активности:
-
Центр изобразительного искусства. Содержит репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуду и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.). В центре искусства предусматривается место для детского продуктивного творчества — за столами или партами. На полках стеллажей в уголке искусства хранятся инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок. -
Театральный уголок. Здесь хранятся декорации для инсценировок сказок, наборы кукольного и пальчикового театров, маски и костюмы персонажей для детей, парики, аквагрим. Театрализованная деятельность у малышей проходит в игровой форме. Младшие дошкольники разыгрывают простые сценки на основе прослушанных сказок («Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»). В возрасте 4–5 лет преобладают импровизированные ситуации в декорациях, дети фантазируют, развивают художественно-речевые навыки, составляя диалоги. Старшие дошкольники придумывают интересные сценки, они развивают навыки коллективной работы: совместно сочиняют историю, распределяют роли, обсуждают последовательность выхода на сцену. -
Музыкальный уголок. В зоне музыкального искусства находится проигрыватель и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни, записи звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением), инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен. Младшие дети проводят самостоятельные исследования по извлечению звуков из инструментов. Воспитанники средней и старшей группы составляют мелодии, сочетают звучание нескольких инструментов, играют в «Оркестр». Дети 6–7 лет используют музыкальное сопровождение в театральных сценках.
Задание 8.
Таблица 3 – Классификация форм взаимодействия в системе «детский сад-семья».
Наименования форм взаимодействия в системе «детский сад-семья» | Описание основных характеристик форм взаимодействия в системе «детский сад-семья» | Описание творческих решений по использованию форм взаимодействия в системе «детский сад-семья» |
Индивидуальные формы взаимодействия | Посещение семьи – знакомство педагога с семьёй воспитанника, выяснение общих условий семейного воспитания необходимо для того, чтобы учитывать особенности семьи в дальнейшей работе и плодотворно выстраивать взаимодействие с родителями. Цель первого прихода педагога заключается чаще всего в изучении общих условий семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например, знакомство с опытом семейного воспитания, выяснение условий подготовки к школе и т.д. Беседы - наиболее доступная форма связи педагога с родителями воспитанников, заключающаяся в оказании им помощи по тому или иному вопросу воспитания. Цель беседы заключается в обмене мнениями по тому или иному вопросу воспитания, в оказании родителям своевременной педагогической помощи. Ведущая роль здесь отводится педагогу, который заранее планирует тематику и структуру беседы, но и родители являются активными участниками обсуждения. | Необходимо предварительно договориться о посещении семьи с родителями ребёнка, обозначить цели прихода: познакомиться с тем, как живёт ребёнок дома, чем занимается, узнать, что беспокоит родителей; визит не должен занимать более 15–20 минут, иначе он может стать обременительным для родителей; беседу вести в спокойных, доброжелательных тонах по заранее продуманным вопросам; необходимо быть в хорошем настроении, приветливым и доброжелательным; советы (единичные!) давать тактично и ненавязчиво; желательно общаться с родителями при ребёнке, выбрав щадящие для него форму и содержание. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать её с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главной теме. В ходе беседы необходимо так ставить вопросы, чтобы родители активно на них отвечали и приводили примеры из собственного опыта. Если беседа возникла стихийно и воспитатель не может уделить родителям необходимое внимание, он договаривается с ними о специальной встрече в удобное время. Родители должны получить в результате беседы новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольников, беседа должна побуждать у них интерес к педагогическим проблемам, повышать чувство ответственности за воспитание детей. |
Коллективные формы взаимодействия | Родительские собрания - целесообразная и действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, предполагающая организованное ознакомление их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи, а так же совместное решение вопросов организационного характера. Организация совместных мероприятий | В течение учебного года рекомендуется проводить 3-4 групповых собрания продолжительностью около 1,5 часов. Повестка дня родительских собраний включает: педагогическую беседу или выступление по наиболее важной в данный момент теме; выступления старшей медицинской сестры; выступления специалистов ДОУ (учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог, воспитатель ИЗО, инструктор по физическому воспитанию и др.); сообщения кого – либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов. Важно заранее запланировать интересные выступления родителей, отвести время для их вопросов по актуальным проблемам. Очень интересно проходят собрания, в которых участвуют приглашённые специалисты или предусмотрены открытые просмотры определённых форм работы с детьми, а так же оформлен разнообразный наглядный материал. Вопросы, поставленные на групповых собраниях, находят отражение в дальнейшем в индивидуальных беседах, в наглядных материалах, на групповых консультациях и т.д. Участие в экскурсиях, совместных походах, прогулках, поездках на природу; Участие в подготовке и проведении развлечений, праздников для детей; Участие в мероприятиях игрового и соревновательного характера; Участие в проведении занятий и бесед с детьми на различные темы (встречи с родителями определённой профессии, с ветеранами и т.д.) Участие в улучшении материально-технической базы ДОУ и благоустройстве его территории. |
Пермь - 2023