Файл: Занятие 4 Обучающийся Ярослав Анастасия Викторовна Преподаватель Степанова Елена Ивановна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Педагогика
Практическое занятие № 4
Выполнил:
Обучающийся Ярослав Анастасия Викторовна
Преподаватель:
Степанова Елена Ивановна
Задание 1.
Таблица 1 - Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания.
№ п/п | Наименования практических и теоретических педагогических дисциплин. | Описания направлений и содержания научной деятельности. | Объекты науки, на которые направлены данные отрасли научных знаний. |
1. | Преддошкольная педагогика | Этo paздeл вoзpacтнoй пeдaгoгики. 3aнимaeтcя иccлeдoвaниeм зaкoнoмepнocтeй, условий вocпитaния peбёнкa дo тpёx лeт. | Cooтвeтcтвeннo, пpeддoшкoльникaми cчитaютcя дeти 1-3 лет. |
2. | Дошкольная педагогика | Этo paздeл, зaнимaющийcя изyчeниeм тoнкocтeй paбoты c дeтьми дoшкoльнoгo вoзpacтa, зaкoнoмepнocтями иx paзвития, фopмиpoвaния индивидyaльнocти. | Дети от 4 до 6 лет. |
3. | Специальная педагогика | Это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения. | Человек, развивающаяся личность с отклонениями в соматической, психической, двигательной, интеллектуальной, сенсорной, речевой или поведенческой сфере, которые ограничивают или затрудняют возможность социализации, нормальной жизни в обществе, трудоспособность и жизнедеятельность. |
4. | Социальная педагогика | Отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, то есть воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией. | Исследуется воспитательный процесс во всех возрастных группах. |
5. | Коррекционная педагогика | Область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей. | личность ребенка, имеющего отклонения в психофизическом и/или социальном развитии. |
6. | Дефектология: 6.1 Сурдопедагогика | Это педагогическая дисциплина, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения детей и взрослых, имеющих нарушения слуха. | Слабослышащие и глухие люди. |
6.2 Тифлопедагогика | Это отрасль педагогической науки, раздел специальной педагогики, занимающийся исследованием вопросов обучения и воспитания людей, имеющих отклонения в работе зрительных органов. | Люди, имеющие отклонения в работе зрительных органов. | |
6.3 Олигофренопедагогика | Это отрасль педагогического научного знания, занимающаяся изучением процессов обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей. | Умственно-отсталые люди. | |
6.4 Логопедия | Специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. | Лица с отклонениями в речевых способностях. |
Задание 2.
Таблица 2 -Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно - воспитательного процесса.
№ п/п | Направления и виды образовательной деятельности педагога. | № п/п | Направления и виды деятельность обучаемых. | |||
1. | Управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения умений и первичных навыков; | 1. | восприятие новых знаний и получение умений. | |||
2. | организация эвристической и исследовательской деятельности. | 2. | ознакомление обучаемых с новыми заданиями. | |||
3. | проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения. | 3. | познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей. | |||
4. | управление процессом перехода от теории к практике | 4. | практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем. | |||
5. | разъяснение целей и задач обучения. | 5. | приобретение умений и навыков, а также их систематизация. | |||
6. | собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения. | 6. | самоконтроль, самодиагностика достижений. | |||
7. | анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация. | | ||||
8. | управление процессом познания научных закономерностей и законов |
Задание 3.
Таблица 3- Основные концепции воспитания в современной педагогике.
№ п/п | Наименования концепций воспитания. | Авторы, Ф.И.О. | Положительные черты концепций. | Недостатки концепций. | Практическое применение концепции воспитания. |
1. | Психоаналитическая теория. | Зигмунд Фрейд. | глубинный анализ психики; долговременный результат. | длительность и высокая цена лечения; зависимость результатов от квалификации специалиста; возможное возникновение отрицательных эмоций. | В рамках общей психологии теория и методы психоанализа находят себе применение преимущественно в сферах психотерапии и консультации, связанных, в первую очередь, с решением супружеских и семейных конфликтов, а также преодолением профессиональных кризов и стрессов. |
2. | Поведенческая теория. | Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен. | стал одним из важнейших направлений в психологии, расширил её, позволил сделать её не только прикладной, но и более объективной наукой; показал себя как эффективный инструмент для изучения, объяснения и предсказания поведения, а также влияния на него; достаточно достоверно установил поведенческие закономерности. | игнорируются сознание, воля, мотивация, рефлексия и прочие мыслительные процессы человека; человек рассматривается как животное, а все формы его поведения – как система инстинктов и рефлексов; все поведенческие навыки сводятся к базовым реакциям на раздражители; бихевиоризм не объясняет, почему человек стремится к удовлетворению потребностей, находящихся на вершине пирамиды Маслоу. | Бихевиористическая педагогика стимулировала технологический подход к воспитанию. Согласно ему, определяется совокупность заданных свойств личности, модель ученика, и проектируется система средств и методов воздействия. Это отвечает технократическим тенденциям в педагогике: разрабатывать научно-педагогические системы управления формированием личности, тем самым держать под контролем общество. Крайним выражением технократического подхода является теория и практика психотропного воздействия на учащихся и взрослых. Воспитание с помощью фармокологических препаратов противоречит всем нравственным и юридическим нормам. |
3. | Биологическая. | К. Лоренц, Д. Кеннел. | Общепринятость среди ученых научного мира. Проверяемость (в лабораторных условиях элементарно можно воспроизвести каждый из представленных в теории этапов и, как доказательство, получить тот же результат). | неконкретно расписано образование коацерватов; не дано объяснение, почему клетки приступили к самовоспроизведению; непонятно, каким образом аминокислоты стали полноценными белками. | Практическое значение теории эволюции заключается, прежде всего, в том, что она, наряду с классической генетикой, образует теоретический фундамент современной селекции (по образному выражению Н.И. Вавилова «…селекция представляет собой эволюцию, направляемую волей человека»). В связи с исключительно высокими темпами развития биотехнологии теория эволюции образует теоретический фундамент и этой области человеческой деятельности, поскольку позволяет предсказать возможные последствия |
Гуманистическая концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. Авторы этой концепции- А.А. Бодалев, З.А. Малькова и Л.И. Новикова. Этот подход к воспитанию является наиболее популярным в настоящее время. Согласно ему роль учителя - это роль старшего друга, который может оказать помощь и поддержку растущему человеку, школьник и педагог должны взаимодействовать и сотрудничать. Концепция самоопределения личности.
Задание 4.
Таблица 4 - Классификация направлений воспитательной деятельности педагога.
№ п/п | Наименования направлений воспитания. | Характеристики содержания воспитательной деятельности |
1. | Трудовое воспитание | воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов деятельности; приобщение к общечеловеческим ценностям |
2. | Экологическое воспитание | развитие ценностного отношения к природе; формирование чувства прекрасного; |
3. | Патриотическое воспитание | воспитание патриотизма и любви к Родине; освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства |
4. | Эстетическое воспитание | привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности; формирование психологической и мыслительной культуры личности |
5. | Нравственное воспитание | воспитание законопослушного гражданина общества; |
6. | Физическое воспитание | формирование навыков здорового образа жизни; выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам; |
7. | Умственное воспитание | освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности; формирование умений и навыков мыслительных операций |
8. | Правовое воспитание | воспитание законопослушного гражданина общества |
Задание 5.
1-2-2
2-1-5
3-4-6
4-6-3
5-3-1
6-5-4
Задание 6.
№ п/п | Наименования форм. | Предварительная подготовка. | Организатор. | Характер влияния педагога. | Результат совместной деятельности. |
1. | Диспут | Не позднее чем за неделю объявляется тема диспута, перечень вопросов, выносимых для обсуждения, дата, время, место проведения и состав участников. | Учитель | Сама суть диспута не позволяет педагогу грубо вмешиваться в спор, торопиться отвергнуть ошибочное мнение и навязывать свое мнение. Он должен быть терпеливым, деликатным. | Диспут – пожалуй, наиболее сложный и интересный из методов формирования сознания личности. Диспут, как и беседа, основан на специально организованном диалоге, однако он имеет существенное отличие от беседы. Беседу, применяемую в воспитательном процессе, можно охарактеризовать как практический метод, при котором правильно поставленные педагогом вопросы приводят воспитанников к пониманию, усвоению определенных ценностей, норм, правил. |
2. | Консультация | Предварительная подготовка к консультации включает: 1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы консультации. 2. Формулировка основных вопросов и составление развернутого плана консультации. 3. Изучение и анализ методической литературы по теме консультации. | Педагог | Педагог-участник СД не только организует и руководит, но и сам является активным участником, действует | Получение новых знаний |
3. | Экскурсия | Предварительная подготовка к экскурсии, как и к урокам, начинается при составлении рабочей программы (раздел «тематическое планирование»), где указывается тема экскурсии, определяется ее место в системе других учебных занятий. ... Учитель проходит предварительно намеченный маршрут, намечает конкретные объекты изучения, определяет примерное время, затрачиваемое на движение и изучение объектов, определяет задание дня наблюдений, практических работ. В ходе маршрута могут быть выявлены дополнительные объекты, которые целесообразно пронаблюдать. | Педагог | Экскурсия как педагогический процесс представляет собой систему последовательных и целенаправленных взаимодействий между экскурсоводом и экскурсантами, которые приводят при соблюдении установленных педагогических требований к запланированному образовательному результату | Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. |
4. | Концерт | Определение темы концерта Определение даты, времени и места проведения концерта Составление программы или сценария концерта Просмотр и отбор концертных номеров Продумывание текста конферанса и подготовки ведущих Подготовка и распространение пригласительных билетов Оформление и вывешивание афиши Проведение репетиции концерта | Педагог | Деятельность педагога и концертмейстера заключает в себе чисто творческую (художественную) и педагогическую направленность. Мастерство педагога-музыканта и концертмейстера глубоко специфично. Оно требует не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению с листа и транспонированиюЭффективность творческого процесса зависит не только от получения обучающимися базовых знаний, умений и навыков, но и от умения работать с людьми. | Конферанс позволяет: Создать праздничное настроение; Изложить необходимую информацию об участниках концерта и концертных номеров; Дополнить концертные выступления тематической информацией; Провести поздравления и награждение участников и гостей концерта; Сгладить организационные недочеты, проявившиеся при проведении концерта; В качестве конферансье на детские концерты лучше всего подготовить двух детей – мальчика и девочку. Текст конферанса с ребятами нужно разучить заранее, а также проговорить возможные варианты действий ведущих в случаях недоразумений организационного характера, возможных в ходе проведения концерта. |
5. | Субботник | Выбор даты в зависимости от погодных условий, подготовка инвентаря для субботника, проведение инструктажа, координация работы. | Педагог | Педагогический состав тоже активно должен принимать участие в субботнике. Учителя могут не только направлять своих подопечных, но и демонстрировать им как правильно выполнять то или иное задания, а то и самим браться, за лопату или метлу, в общем, всячески помогать учащимся, мотивировать их, чтобы у них было отличное настроение для приложения всех усилия для того, чтобы территория вокруг родной школы засияла чистотой. | Субботники положительным образом влияют на детей, ведь это дисциплинирует их, учит элементарным трудовым навыкам и заставляет задуматься о необходимости соблюдения порядка. |
6. | Стенгазета | Беседа о подготовке стенгазеты к празднику. Коллективное планирование содержания стенгазеты. Доведение всех идей и содержания дела до сведения всех участников. Распределение поручений по подготовке отдельных фрагментов дела. | Педагог | Это дает возможность учителю наряду с другими средствами глубже узнать учащихся, влиять на них и коллектив в целом. Участие школьников в стенгазете способствует проявлению и развитию у них творческой активности и самодеятельности, повышению уровня успеваемости и дисциплины. Большое значение для достижения успехов в работе учащихся со стенгазетой имеет организация проверки действенности публикуемого материала самими ребятами. В систематическом выпуске стенгазет помогают: создание актива редколлегии, обсуждение итогов работы с газетой на сборе, на совете школьного актива и периодические смотры и конкурсы классных газет. | Стенгазета призвана приобщать подрастающее поколение к происходящим событиям, расширять круг его общения, дать возможность молодежи самореализоваться и развивать творческие способности. Стенгазета позволяет развивать инициативность, ответственность, самостоятельность, умение оценивать дела и поступки других людей, и собственные, развивать умения, соучастие, сотрудничество, сотворчество, приучает к чтению и обдумыванию содержащейся в газете информации. Таким образом, школьная газета – это школа жизненной позиции. |
Задание 7.
Задание 8.
Таблица 8 - Современная система оценки образовательных достижений учащихся.
№ п/п | Педагогические понятия. | Определения понятий. |
1. | Оценка | выраженное в числе мнение преподавателя (другого проверяющего лица) об уровне знаний ученика (качестве его работы). |
2. | Отметка | Это цифровое выражение знаний учащихся, которое выражается в баллах и помогает педагогу фиксировать уровень их обученности. |
3. | Рейтинг | это суммарная интегральная оценка, характеризующая уровень и объём работы обучающегося в процессе усвоения учебного материала. Рейтинг – это объективный интегральный критерий качества знаний обучающегося, равный сумме заработанных обучающимся баллов за различные контрольные мероприятия |
4. | Портфолио | Форма и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности ученика, а также систематизация соответствующих информационных материалов из внешних источников, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня учебных и индивидуальных достижений учащегося, а также его творческих способностей. |
5. | Шкала | это средство фиксации результатов измерения путем упорядочивания их в определенную числовую систему, в которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах.В процессе упорядочивания каждому элементу выборки ставится в соответствие определенный балл (шкальный индекс), устанавливающий положение наблюдаемого результата на шкале. |
6. | Самооценка | это представление индивида о самом себе, о важности собственной личности и своей деятельности среди других людей, оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто. |
7. | Девиантность | В педагогике под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. |
8. | Одарённость | это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. |