Файл: Занятие 4 Обучающийся Ярослав Анастасия Викторовна Преподаватель Степанова Елена Ивановна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Педагогика

Практическое занятие № 4


Выполнил:

Обучающийся Ярослав Анастасия Викторовна

Преподаватель:

Степанова Елена Ивановна


Задание 1.

Таблица 1 - Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания.

п/п

Наименования практических и теоретических педагогических дисциплин.

Описания направлений и содержания научной деятельности.

Объекты науки, на которые направлены данные отрасли научных знаний.

1.

Преддошкольная педагогика

Этo paздeл вoзpacтнoй пeдaгoгики. 3aнимaeтcя иccлeдoвaниeм зaкoнoмepнocтeй, условий вocпитaния peбёнкa дo тpёx лeт.

Cooтвeтcтвeннo, пpeддoшкoльникaми cчитaютcя дeти 1-3 лет.

2.

Дошкольная педагогика

Этo paздeл, зaнимaющийcя изyчeниeм тoнкocтeй paбoты c дeтьми дoшкoльнoгo вoзpacтa, зaкoнoмepнocтями иx paзвития, фopмиpoвaния индивидyaльнocти.

Дети от 4 до 6 лет.

3.

Специальная педагогика

Это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.

Человек, развивающаяся личность с отклонениями в соматической, психической, двигательной, интеллектуальной, сенсорной, речевой или поведенческой сфере, которые ограничивают или затрудняют возможность социализации, нормальной жизни в обществе, трудоспособность и жизнедеятельность.

4.

Социальная педагогика

Отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, то есть воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.

Исследуется воспитательный процесс во всех возрастных группах.

5.

Коррекционная педагогика

Область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей.

личность ребенка, имеющего отклонения в психофизическом и/или социальном развитии.

6.

Дефектология:

6.1 Сурдопедагогика

Это педагогическая дисциплина, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения детей и взрослых, имеющих нарушения слуха.

Слабослышащие и глухие люди.

6.2 Тифлопедагогика

Это отрасль педагогической науки, раздел специальной педагогики, занимающийся исследованием вопросов обучения и воспитания людей, имеющих отклонения в работе зрительных органов.

Люди, имеющие отклонения в работе зрительных органов.

6.3 Олигофренопедагогика

Это отрасль педагогического научного знания, занимающаяся изучением процессов обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей.

Умственно-отсталые люди.

6.4 Логопедия

Специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Лица с отклонениями в речевых способностях.


Задание 2.

Таблица 2 -Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно - воспитательного процесса.



п/п

Направления и виды образовательной деятельности педагога.



п/п

Направления и виды деятельность обучаемых.

1.

Управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения умений и первичных навыков;

1.

восприятие новых знаний и получение умений.

2.

организация эвристической и исследовательской деятельности.

2.

ознакомление обучаемых с новыми заданиями.

3.

проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения.

3.

познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей.

4.

управление процессом перехода от теории к практике

4.

практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем.

5.

разъяснение целей и задач обучения.

5.

приобретение умений и навыков, а также их систематизация.

6.

собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения.

6.

самоконтроль, самодиагностика достижений.

7.

анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация.




8.

управление процессом познания научных закономерностей и законов

Задание 3.

Таблица 3- Основные концепции воспитания в современной педагогике.



п/п

Наименования концепций воспитания.

Авторы,

Ф.И.О.

Положительные черты концепций.

Недостатки концепций.

Практическое применение концепции воспитания.

1.

Психоаналитическая теория.

Зигмунд Фрейд.

глубинный анализ психики; долговременный результат.

длительность и высокая цена лечения; зависимость результатов от квалификации специалиста; возможное возникновение отрицательных эмоций.

В рамках общей психологии теория и методы психоанализа находят себе применение преимущественно в сферах психотерапии и консультации, связанных, в первую очередь, с решением супружеских и семейных конфликтов, а также преодолением профессиональных кризов и стрессов.

2.

Поведенческая теория.

Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен.

стал одним из важнейших направлений в психологии, расширил её, позволил сделать её не только прикладной, но и более объективной наукой;
показал себя как эффективный инструмент для изучения, объяснения и предсказания поведения, а также влияния на него;
достаточно достоверно установил поведенческие закономерности.

игнорируются сознание, воля, мотивация, рефлексия и прочие мыслительные процессы человека;
человек рассматривается как животное, а все формы его поведения – как система инстинктов и рефлексов;
все поведенческие навыки сводятся к базовым реакциям на раздражители;
бихевиоризм не объясняет, почему человек стремится к удовлетворению потребностей, находящихся на вершине пирамиды Маслоу.

Бихевиористическая педагогика стимулировала технологический подход к воспитанию. Согласно ему, определяется совокупность заданных свойств личности, модель ученика, и проектируется система средств и методов воздействия. Это отвечает технократическим тенденциям в педагогике: разрабатывать научно-педагогические системы управления формированием личности, тем самым держать под контролем общество. Крайним выражением технократического подхода является теория и практика психотропного воздействия на учащихся и взрослых. Воспитание с помощью фармокологических препаратов противоречит всем нравственным и юридическим нормам.

3.

Биологическая.

К. Лоренц, Д. Кеннел.

Общепринятость среди ученых научного мира.
Проверяемость (в лабораторных условиях элементарно можно воспроизвести каждый из представленных в теории этапов и, как доказательство, получить тот же результат).

неконкретно расписано образование коацерватов;
не дано объяснение, почему клетки приступили к самовоспроизведению;
непонятно, каким образом аминокислоты стали полноценными белками.

Практическое значение теории эволюции заключается, прежде всего, в том, что она, наряду с классической генетикой, образует теоретический фундамент современной селекции (по образному выражению Н.И. Вавилова «…селекция представляет собой эволюцию, направляемую волей человека»). В связи с исключительно высокими темпами развития биотехнологии теория эволюции образует теоретический фундамент и этой области человеческой деятельности, поскольку позволяет предсказать возможные последствия


Гуманистическая концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. Авторы этой концепции- А.А. Бодалев, З.А. Малькова и Л.И. Новикова. Этот подход к воспитанию является наиболее популярным в настоящее время. Согласно ему роль учителя - это роль старшего друга, который может оказать помощь и поддержку растущему человеку, школьник и педагог должны взаимодействовать и сотрудничать. Концепция самоопределения личности.

Задание 4.

Таблица 4 - Классификация направлений воспитательной деятельности педагога.



п/п

Наименования направлений воспитания.

Характеристики содержания воспитательной деятельности

1.

Трудовое воспитание

воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов деятельности;

приобщение к общечеловеческим ценностям

2.

Экологическое воспитание

развитие ценностного отношения к природе;

формирование чувства прекрасного;

3.

Патриотическое воспитание

воспитание патриотизма и любви к Родине;

освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства

4.

Эстетическое воспитание

привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности;

формирование психологической и мыслительной культуры личности

5.

Нравственное воспитание

воспитание законопослушного гражданина общества;

6.

Физическое воспитание

формирование навыков здорового образа жизни;

выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;

7.

Умственное воспитание

освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности;

формирование умений и навыков мыслительных операций

8.

Правовое воспитание

воспитание законопослушного гражданина общества


Задание 5.

1-2-2

2-1-5

3-4-6

4-6-3

5-3-1

6-5-4

Задание 6.



п/п

Наименования форм.

Предварительная подготовка.

Организатор.

Характер влияния педагога.

Результат совместной деятельности.

1.

Диспут

Не позднее чем за неделю объявляется тема диспута, перечень вопросов, выносимых для обсуждения, дата, время, место проведения и состав участников.

Учитель

Сама суть диспута не позволяет педагогу грубо вмешиваться в спор, торопиться отвергнуть ошибочное мнение и навязывать свое мнение. Он должен быть терпеливым, деликатным.

Диспут – пожалуй, наиболее сложный и интересный из методов формирования сознания личности. Диспут, как и беседа, основан на специально организованном диалоге, однако он имеет существенное отличие от беседы. Беседу, применяемую в воспитательном процессе, можно охарактеризовать как практический метод, при котором правильно поставленные педагогом вопросы приводят воспитанников к пониманию, усвоению определенных ценностей, норм, правил.

2.

Консультация

Предварительная подготовка к консультации включает:

1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы консультации.

2. Формулировка основных вопросов и составление развернутого плана консультации.

3. Изучение и анализ методической литературы по теме консультации.

Педагог

Педагог-участник СД не только организует и руководит, но и сам является активным участником, действует

Получение новых знаний

3.

Экскурсия

Предварительная подготовка к экскурсии, как и к урокам, начинается при составлении рабочей программы (раздел «тематическое планирование»), где указывается тема экскурсии, определяется ее место в системе других учебных занятий. ... Учитель проходит предварительно намеченный маршрут, намечает конкретные объекты изучения, определяет примерное время, затрачиваемое на движение и изучение объектов, определяет задание дня наблюдений, практических работ. В ходе маршрута могут быть выявлены дополнительные объекты, которые целесообразно пронаблюдать.

Педагог

Экскурсия как педагогический процесс представляет собой систему последовательных и целенаправленных взаимодействий между экскурсоводом и экскурсантами, которые приводят при соблюдении установленных педагогических требований к запланированному образовательному результату

Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами.

4.

Концерт

Определение темы концерта
Определение даты, времени и места проведения концерта

Составление программы или сценария концерта

Просмотр и отбор концертных номеров

Продумывание текста конферанса и подготовки ведущих

Подготовка и распространение пригласительных билетов

Оформление и вывешивание афиши
Проведение репетиции концерта

Педагог

Деятельность педагога и концертмейстера заключает в себе чисто творческую (художественную) и педагогическую направленность. Мастерство педагога-музыканта и концертмейстера глубоко специфично. Оно требует не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению с листа и транспонированиюЭффективность творческого процесса зависит не только от получения обучающимися базовых знаний, умений и навыков, но и от умения работать с людьми.

Конферанс позволяет:

Создать праздничное настроение;
Изложить необходимую информацию об участниках концерта и концертных номеров;
Дополнить концертные выступления тематической информацией;
Провести поздравления и награждение участников и гостей концерта;
Сгладить организационные недочеты, проявившиеся при проведении концерта;
В качестве конферансье на детские концерты лучше всего подготовить двух детей – мальчика и девочку. Текст конферанса с ребятами нужно разучить заранее, а также проговорить возможные варианты действий ведущих в случаях недоразумений организационного характера, возможных в ходе проведения концерта.

5.

Субботник

Выбор даты в зависимости от погодных условий, подготовка инвентаря для субботника, проведение инструктажа, координация работы.

Педагог

Педагогический состав тоже активно должен принимать участие в субботнике. Учителя могут не только направлять своих подопечных, но и демонстрировать им как правильно выполнять то или иное задания, а то и самим браться, за лопату или метлу, в общем, всячески помогать учащимся, мотивировать их, чтобы у них было отличное настроение для приложения всех усилия для того, чтобы территория вокруг родной школы засияла чистотой.

Субботники положительным образом влияют на детей, ведь это дисциплинирует их, учит элементарным трудовым навыкам и заставляет задуматься о необходимости соблюдения порядка.

6.

Стенгазета

Беседа о подготовке стенгазеты к празднику. Коллективное планирование содержания стенгазеты. Доведение всех идей и содержания дела до сведения всех участников. Распределение поручений по подготовке отдельных фрагментов дела.

Педагог

Это дает возможность учителю наряду с другими средствами глубже узнать учащихся, влиять на них и коллектив в целом. Участие школьников в стенгазете способствует проявлению и развитию у них творческой активности и самодеятельности, повышению уровня успеваемости и дисциплины. Большое значение для достижения успехов в работе учащихся со стенгазетой имеет организация проверки действенности публикуемого материала самими ребятами. В систематическом выпуске стенгазет помогают: создание актива редколлегии, обсуждение итогов работы с газетой на сборе, на совете школьного актива и периодические смотры и конкурсы классных газет.

Стенгазета призвана приобщать подрастающее поколение к происходящим событиям, расширять круг его общения, дать возможность молодежи самореализоваться и развивать творческие способности. Стенгазета позволяет развивать инициативность, ответственность, самостоятельность, умение оценивать дела и поступки других людей, и собственные, развивать умения, соучастие, сотрудничество, сотворчество, приучает к чтению и обдумыванию содержащейся в газете информации. Таким образом, школьная газета – это школа жизненной позиции.


Задание 7.



Задание 8.

Таблица 8 - Современная система оценки образовательных достижений учащихся.



п/п

Педагогические понятия.

Определения понятий.

1.

Оценка

выраженное в числе мнение преподавателя (другого проверяющего лица) об уровне знаний ученика (качестве его работы).

2.

Отметка

Это цифровое выражение знаний учащихся, которое выражается в баллах и помогает педагогу фиксировать уровень их обученности.

3.

Рейтинг

это суммарная интегральная оценка, характеризующая уровень и объём работы обучающегося в процессе усвоения учебного материала. Рейтинг – это объективный интегральный критерий качества знаний обучающегося, равный сумме заработанных обучающимся баллов за различные контрольные мероприятия

4.

Портфолио

Форма и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности ученика, а также систематизация соответствующих информационных материалов из внешних источников, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня учебных и индивидуальных достижений учащегося, а также его творческих способностей.

5.

Шкала

это средство фиксации результатов измерения путем упорядочивания их в определенную числовую систему, в которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах.В процессе упорядочивания каждому элементу выборки ставится в соответствие определенный балл (шкальный индекс), устанавливающий положение наблюдаемого результата на шкале.

6.

Самооценка

это представление индивида о самом себе, о важности собственной личности и своей деятельности среди других людей, оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

7.

Девиантность

В педагогике под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

8.

Одарённость

это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.