ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контрольная работа
по дисциплине «Деловые и научные коммуникации»
на тему:
«Роль языка в развитии общества»
Тула 2023
Содержание
Введение.……………………….………………………….…………………...3
1. Понятие языка, его функции, характеристики языка, язык как знаковая система………………………………………………………………………….3
1.1 Роль языка, язык и речь, язык как средство человеческого общения…9
1.2 Речевая культура, культура общения, речевой этикет………………10
1.3 Общество как фактор формирования и развития языка………………13
1.4 Взаимовлияние изменений в обществе и языке………………………14
2. Роль языка в развитии общества………………………….………………21
2.1 Специфика языка как фактора обслуживания общества……………21
2.2 Выражение языком общественного сознания………………………..22
2.3 Язык и общество……………………………………………………….25
Заключение………………………….………………………….………………28
Список литературы………………………….…………………………………30
Введение
Главным отличительным фактором общения животных от общения людей выступает наличие вербальных средств коммуникации, т. е. наличие языка, поскольку именно язык позволяет человеку передавать информацию посредством символьного обозначения объектов, о которых идет речь. Следовательно, язык - обозначающая функция, ибо его слова обозначают, определяют предмет или процесс. Он позволяет переходить к обобщениям. Но следует не упускать из виду то, что человек называет предметы не просто так: слово - результат сложной внутренней жизни человека, его обозначение выясняется постепенно. Одновременно слово упорядочивает внутреннюю жизнь человека, делая ее доступной для понимания других людей, для выражения предыдущего опыта.
Очевидно, что рождаясь, человек не приобретает знание языка. Как известно, ребенок учится говорить, слушая речь своих родителей и ближайшего окружения, и именно способность разговаривать, наличие речи и знание языка позволяет ребенку стать человеком, а не некой особью человеческого рода. В то же время следует заметить, что для любого человека язык уже как бы предопределен обществом, и то, как человек будет разговаривать (не берем случаи заболеваний) и на каком языке, диктуется именно обществом.
Благодаря языку осуществляется коммуникация между людьми, поскольку язык, выступая посредником между субъектами общения, является некой базой говорение и письма. [
2]
1. Понятие языка, его функции, характеристики языка, язык как знаковая система
Человек в мире не существует изолированно от других людей, проявляя только свою внутреннюю личную независимость и символизируя ее в языке, труде, культуре, выражая все это в формах символического бытия. В философском аспекте язык рассматривается как выражение внутреннего духовного мира человека, как средство общения и сохранения информации, как система знаков, как учебная письменная речевая деятельность. Однако с точки зрения процессов коммуникации язык детерминируется как сложный социальный феномен, являющий собой систему знаков, систематизированных и обрабатываемых с помощью определенного кода, причем структурными единицами языка являются слова и предложения, составленные из них тексты, логика языка образует его грамматику, а смысл языка есть семантика, практическое значение языка - прагматика.
Исходя из понятий семиотики, язык воспринимается как совокуп-ность предметов, обладающих смысловым значением и являющихся языковыми единицами. Сама же семиотика описывает различные типы языков с точки зрения характера предметов, образующих язык, и их смысловых значений, и именно спецификой этих предметов и их смысловых значений определяется специфика того или иного языка. [4]
Общеизвестно, что главное отличие человеческой коммуникации от коммуникации животных заключается в наличии вербального канала, передающего речевые сообщения (тексты) в устной и письменной форме.
Очевидно, что для осуществления коммуникации человек должен обладать, прежде всего, наследственно передаваемой способностью членораздельного говорения и понимания обращенной к нему речи, кроме того, обладать знаниями какого-либо естественного языка (социального достояния и фундаментального раздела социальной памяти, формирую-щегося в ходе социального общения естественным путем) и умением им пользоваться, поскольку язык является основой духовной культуры и важнейшим носителем социальной памяти.
Речь, представляющая собой «материализацию» результатов мышления и смыслов посредством языка, находящегося в индивидуальной памяти, точнее, в личном тезаурусе говорящего, следует отличать от языка, однако язык и речь образуют единство: нет языка - нет речи; нет речи - нет языка. Более того, речь выражается средствами языка; язык по факту существует только в речи. Под речью современное языковедение понимает также и речь письменную, а в совокупности язык и речь выполняют две сущностные, неотделимо присущие им, функции – коммуникативную и мыслительную, благодаря которым язык и речь являются средствами
и орудиями социальной коммуникации и личностного мышления. [1]
Функции языка [6]
Социально-языковые функции:
а) Национально-культурная функция как производное сущностной функции социальной памяти, свойственной языку, ибо национальный язык - духовный генофонд народа, подобный генетическому фонду этноса, на котором строится национальная культура.
б) Этнообразующая функция обусловлена вхождением национального (этнического) языка в число необходимых конституирующих признаков этноса (народа, нации), а потеря родного языка равноценна утрате этнического самосознания, так как язык может служить средством культурного империализма и колонизации отсталых народов.
в) Очевидна функция основания словесного искусства и поэтического творчества, так как поэзия неотделима от языка. На созданной «первичными» поэтами» и постоянно взращиваемой новыми творческими вкладами языковой основе стало возможно существование современного фольклора, литературы, публицистики.
г) Функция основания искусственных языков проявляется через введение в оборот новых «искусственных» языков (например, «эсперанто») и языков программирования посредством естественных языков с возможностью перевода на них.
Индивидуально-языковые функции:
С момента своего рождения и до последних дней любой человек, как правило, проводит в атмосфере родного языка, поскольку мы не только разговариваем, но и мыслим на родном языке, и это обстоятельство неизбежно накладывает свой отпечаток на личную духовную жизнь. Можно выделить следующие функции, выполняемые естественным языком в жизни отдельного человека:
а) Функция социализации: овладев родным языком, человек начинает общаться с социальным окружением, получает доступы к культурному наследию и формируется как типичный член данного общества.
б) Мировоззренческая функция: мировоззрение социализированной личности зависит от ее родного языка. Поскольку язык является орудием мышления, напрашивается вывод, что народы мыслят по-разному, Например, китаец и североамериканский индеец различно понимают одни и те же события и явления, воспринимая мир через призму своего родного языка. Таким образом, все мы являемся пленниками своего родного языка. Зависимость этнического сознания от языка достаточно очевидна, но продолжаются споры о границах этой зависимости.
в) Инструментальная функция: владение языком может использоваться в утилитарных целях, например для чтения иноязычной литературы, для переводческой деятельности, для туристического общения и т. д.
г) Функция самоопределения и самовыражения: Внутренняя речь, разумеется, осуществляется на родном языке, поэтому размышления человека о своем Я, о самоидентификации, интимная самооценка произво-дится средствами родного языка. Более того, семантические ресурсы родного языка играют решающую роль в процессе поэтического само-выражения: как показывает анализ творческого процесса художников слова, создание произведения словесного искусства идет не от идеи к слову, а само произведение по мере его развертывания проясняет для автора творческий замысел, т.е. художественная идея как бы произрастает из словесного фонда. При этом следует упомянуть, что творческий процесс в сознании представителей точных наук протекает совсем иначе: они предстают в виде некоторых знаков или более или менее явных образов, которые могут быть по желанию воспроизведены и комбинированы.
Характеристики языка
Общеприняты следующие характеристики языка, выделяющие его из всей совокупности «посредников» межчеловеческой и межкультурной коммуникации: [2]
а) Язык уникален как социальный продукт, поскольку является единственно полной и одновременно открытой системой, позволяющей выражать различными способами любое содержание из безграничного многообразия человеческого опыта. Язык является как бы «посредником», без которого человек вообще не может действовать как человек.
б) В языке наиболее полно реализовано свойство «интерсубъективности»: очевидно, что освоение языка и полнота владения им меняются сообразно с возрастом, биографией и другими особенностями жизни человека, но при сравнении знания языка с каким-либо специальным знанием в науке, увидим не столь значительные вариации, так как знание языка приобретает практически каждый человек без особых усилий и заботы об этом, живя и занимаясь деятельностью в обществе других людей.
в) Язык является не только посредником между опытом различных субъектов, но его структура и семантическое содержание служат одним из важнейших определяющих элементов самого этого опыта. Важно подчеркнуть, что все это осуществляется в значительной степени вне сознательного контроля субъекта и определяется общим для данного человека и других людей обстоятельством – носительством определенного национального языка.
г) Язык может быть представлен в различных знаковых системах, образующих некоторую иерархическую систему разных уровней,
а наличие знаковой иерархии – мост между «языком» и «мышлением».
д) Иерархия языков и явление метаязыка: высказывания могут принад-лежать разным уровням, но объединение их в одно порождает противоречие и бессмыслицу даже при соблюдении принципов грамматической логики.
е) Интерпретируемость смыслового содержания, выраженного в знако-вой системе, при этой одни лингвисты полагают, что интерлингвистический перевод невозможен даже для жестких языков, а другие считают, что всегда имеется возможность для полной взаимной интерпретируемости языков.
ж) Безэнтропийность языка, типичная только для человеческого сознания, поскольку безэнтропийность восприятия символов освобождает сознание человека для деятельности более высокого уровня, и в этом и заключается коренное отличие психики человека от психики животных, для которых интенсивность информации физико-химического сигнала играет очень большую, часто решающую роль: психика животных заполнена «восприятием и анализом звуков, цветов, запахов и оценкой их интенсивности и направленности.
з) Размерностью или нелинейностью языка, т.е. распределение одного означаемого между несколькими означающими, которые имеют смысл только в их совокупности. [9]
Язык как знаковая система
Обмен информацией в человеческом обществе строится не через передачу адресату сообщения предметов, о которых идет речь, не «реальностей», служащих темой сообщения, а некие «суррогатов» этих реальностей, их представителей, вызывающих в сознании образ, представление или понятие об этих реальностях, в частности, даже при отсутствии таковых реальностей, и вот такое «замещение» мы и называем знаком. Язык не составляет исключения из общего правила, ибо он тоже, но самая сложная, знаковая система из всех знаковых систем. [6]
Рассматривая эту и иные подобные системы, мы можем вывести следующие наблюдения:
1. Все знаки обладают материальной, чувственно воспринимаемой формой, которую иногда называют «означающим» или «экспонентом знака».
2. Материальный, чувственно воспринимаемый объект (или материальное «событие», например, какой-либо звук) только в том случае является экспонентом какого-то знака, если с этим объектом (или событием) связывается в сознании общающихся та или иная идея, то или иное «означаемое», или «содержание знака».