Файл: Роль языка в развитии общества.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Крайне важным свойством знака является его «оппозиционность» другим знакам в рамках данной системы, предполагающая чувственную различимость экспонентов и противоположность или, в любом случае, различность содержания знаков.

4. Установленная для каждого данного знака связь между его экспонентом и содержанием является условной, основанной на сознательной договоренности.

5. Что до содержания знака, то его связь с обозначаемым знаком носит принципиально иной характер: содержание знака - обобщенное и схематичное отражение в сознании людей, использующих этот знак, предметов, явлений и ситуаций действительности.

Язык представляет собой систему знаков и правил оперирования этими знаками.
1.1 Роль языка: язык и речь или язык как средство человеческого общения

Язык любого народа – его историческая память, воплощенная в слове. Многовековая духовная культура и жизнь любого народа своеобразно и неповторимо отражаются в языке, в его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров, и, значит, культура языка, культура слова предстает перед нами как неразрывная связь многих и многих поколений.

Родной язык – душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак: в языке и через него детерминируются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность.

Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляе-мую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Кроме того, язык – социальное явление, которым нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми посредством речи. Хотя процесс социализации в значи-тельной мере основан на имитации жестов - кивков, манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средством передачи культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила речи и структуры успешно усвоены. Это свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям человека, а без него общение между людьми осуществлялось бы значительно примитивнее. [1]

Кроме того, язык включает правила - подразумеваемые и формаль-ные, определяющие способы сочетания слов для выражения нужного смысла. Вместе с тем часто наблюдаются отклонения от грамматических правил, связанные с особенностями различных диалектов и жизненных ситуаций. Но, несмотря на это, язык организует опыт людей, поэтому, как и вся культура в целом, он вырабатывает общепринятые значения.


Отмечая социальную сущность языка, можно сказать, что язык есть важнейшее средство человеческого общения. Это — его главное предназна-чение, и именно этой своей главной функцией язык отличается от других общественных явлений — науки, культуры, мышления, техники и так далее.
1.2 Речевая культура, культура общения, речевой этикет

Речевая культура – сравнительно молодая область науки о языке, как самостоятельный раздел этой науки, сформировавшийся под влиянием социальных изменений, а, в свою очередь¸ качественной оценкой высказы-ваний занимается культура речи. [3]

В современной лингвистике различают два уровня речевой культуры человека – низший и высший. Для низшего уровня достаточно правиль-ности речи, соблюдения норм литературного языка: лексических, орфоэпи-ческих, грамматических, словообразовательных, морфологических и синтаксических. Недопущение человеком ошибок в произношении, в употреблении форм слов и их образовании, в построении предложений считается правильной речью, однако и этого мало, так как речь может быть правильной, но плохой, то есть не соответствовать целям и условиям общения. В понятие хорошей речи включаются, как минимум, 3 признака: богатство, точность и выразительность. Показателями богатой речи являются большой объем активного словаря, многообразие используемых морфологических форм и синтаксических конструкции. Точность речи –выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль. Выразительность же создается с помощью отбора языковых средств,

в максимальной степени соответствующих условиям и задачам общения. [1]

Как было сказано выше, в коммуникации люди передают друг другу ту или иную информацию, те или иные смыслы, что-то сообщая, к чему-то побуждая, о чем-то спрашивая, совершая определенные речевые действия, однако до перехода к обмену логико-содержательной информацией, необходимо вступить в речевой контакт, который должен быть совершен по определенным правилам, почти незаметным для нас.

Что же касается высшего уровня речевой культуры, здесь правила речевого поведения регулируются речевым этикетом, сложившимся в языке и речи системой устойчивых выражений, применимых в ситуациях установления и поддержания контакта: ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы совета и т. д.



Речевой этикет охватывает собой все, что выражает доброжелатель-ное отношение к собеседнику, что может создать благоприятный климат общения. Богатый набор языковых средств дает возможность выбрать уместную для речевой ситуации и благоприятную для адресата форму общения, установить дружескую, непринужденную или, напротив, офици-альную тональность разговора. Надлежит подчеркнуть, что в речевом этикете передается социальная информация о говорящем и его адресате, о том, знакомы они или нет, об отношениях равенства/неравенства по возрасту, служебному положению, об их личных отношениях, о том, в какой обстановке (официальной/неофициальной) происходит общение, и т.д. Таким образом, выбор наиболее уместного выражения речевого этикета и составляет правила вступления в коммуникацию, ибо употребляя выражения речевого этикета, мы совершаем сравнительно несложные речевые действия, и это значит, что сложная языковая социальная информация в наибольшей степени заложена как раз в речевом этикете [8]

Существует несколько сущностных признаков речевого этикета, объясняющих его социальную остроту:


Первый признак: «Хочешь быть “своим” в данной группе - исполняй соответствующие ритуалы поведения и общения»;

Второй признак: исполнение знаков этикета воспринимается адресатом как социальное “поглаживание”.

Третий важный признак: произношение этикетного выражения представляет собой речевое действие или речевой акт, т. е. выполнение конкретного дела с помощью речи.

Четвертый важный признак: связь речи с категорией вежливости – моральным качеством, характеризующим человека, для которого проявле-ние уважения к людям стало привычным способом общения с окружаю-щими, повседневной нормой поведения. Однако неумелая и неуместная вежливость воспринимается как манерность, церемонность. При этом надо понимать, что бывает вежливость-искренность, идущая от чистого сердца, а бывает вежливость-маска, за внешним проявлением скрывающая иные отношения.

В то же время проявления грубости многообразны: заносчивость, спесивость, высокомерие, это оскорбление, нанесение обиды, неправиль-ный выбор выражения в данной ситуации и для данного партнера, нанесение партнеру обиды с помощью слов, имеющих негативную окраску.

Пятый признак: речевой этикет – важный элемент культуры любого народа, продукт культурной деятельности человека и инструмент такой деятельности. Являясь составной частью культуры поведения и общения человека и элементом национальной культуры, речевой этикет, отличается яркой национальной спецификой. [9]
1.3 Общество как фактор формирования и развития языка

К числу наиболее характерных особенностей языка как общест-венного явления так же относится тот факт, что общество создает язык, контролирует созданное и закрепляет его в системе коммуникативных средств: как было сказано выше, каждое слово и каждая форма создаются вначале каким-либо отдельным индивидом на основании его инициативы, которая не может быть одновременно инициативой всех членов данного общества, однако общность психофизиологической организации всех людей в целом, наличие общественного сознания, общности ассоциаций и т. п. создает так называемый «общественный потенциал», т. е. возможность проявления той же инициативы, идущей в сходном направлении.

Каждый мог бы создать новое слово аналогичным же образом. Нечто подобное происходит также при создании грамматических форм и их аналогов. Но в огромном большинстве случаев апробация вновь созданного обществом зависит от совокупного действия различных внешнеязыковых и внутреннеязыковых факторов: общество во
всей его совокупности иногда сознательно, но чаще всего интуитивно, очень хорошо чувствует, подходит вновь созданное слово или не подходит. [7]

Любопытно отметить, что различные оценочные критерии утверждения того или иного слова могут быть различными в разных языковых сферах, стилях и т. п. Люди, пользующиеся просторечием, могут оценивать слово иначе, чем его оценивают люди, пользующиеся литературным языком. Иногда факторы, поддерживающие слово или выталкивающие его из языка, выступают в довольно противоречивом сплетении, например, жаргонное слово низкого стиля может даже стать достоянием литературного языка, если одна группа факторов окажется в этой борьбе более эффективно действующей.

Внешнеязыковые факторы в ряде случаев могут оказать очень сильное влияние на судьбу слов. Существуют даже области словотворчества, где общественное утверждение почти не играет никакой роли. Это, например, относится к созданию очень узких специальных терминов.

Но, несмотря на огромное разнообразие внутри- и внешнелингвистических факторов, детерминирующих судьбу вновь возникшего слова или формы, которые мы не будем описывать в рамках данного раздела, решающая роль всегда принадлежит обществу: общество создает и формирует язык в подлинном смысле этого слова, ибо язык - продукт общества, и именно поэтому он в большей степени, чем какое-либо другое явление, обслуживающее общество, заслуживает название «общественного явления».
1.4 Взаимовлияние изменений в обществе и языке

При характеристике языка как общественного явления следует также учитывать его зависимость от изменения состояния человеческого общества. Язык способен отражать изменение в жизни общества в более широком плане, во всех его сферах, что существенным образом отличает его от всех других общественных явлений.

Рассмотрим такой аспект, как отражение в языке особенностей социальной организации общества. Итак, давно была подмечена зависимость языкового состояния от характера экономических формаций и формы государства. Так, например, для эпохи феодализма был характерен распад стран на множество мелких ячеек, где каждый феод и монастырь

с прилегающими к нему деревнями представлял государство в миниатюре. Совершенно естественно, что такая структура общества необычайно способствовала появлению мелких территориальных говоров. Местные территориальные говоры были основной формой существования языка в феодальном обществе. Но так же любопытно отметить, что различие социальной организации общества в