Файл: Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 304
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация
высшего образования
«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
РЕФРАТ
Дисциплина: Предпринимательское право
Тема: Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности
Выполнил: Андреев Александр Сергеевич
Проверил(а): ____________________
(Ф.И.О. преподавателя) _____________
2023
Содержание
ликвидация добровольная принудительная
Введение 3
1. Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности 4
1.1 Правовые основы ликвидации юридических лиц 4
1.2 Добровольная и принудительная ликвидация 5
1.3 Этапы ликвидационного процесса 8
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Введение
Под субъектом предпринимательской деятельности понимают – предпринимателей субъектом предпринимательской деятельности является хозяйствующий субъект. К предпринимателям относятся: физические лица зарегистрированные в качестве ИП; коммерческие юридические лица.
Хозяйствующий субъект – индивидуальные предпринимателя, коммерческие юридические лица, а также некоммерческие организации осуществляющие деятельность приносящую доход.
Ликвидация представляет собой прекращение субъекта предпринимательского права без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это означает, что права и обязанности ликвидированного субъекта к другим лицам не переходят. 1
Целью работы является изучение сущности ликвидации субъектов предпринимательской деятельности.
Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих задач:
-
Рассмотреть правовые основы ликвидации субъектов предпринимательской деятельности. -
Раскрыть особенности добровольной и принудительной ликвидации. -
Изучить этапы ликвидационного процесса.
Объектом является предпринимательское право.
Предметом - ликвидация субъектов предпринимательской деятельности.
Теоретической базой при написании контрольной работы послужили учебные пособия отечественных авторов в области изучения предпринимательского права, таких как Ершова И.В., Гущин В.В. и др.
1. Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности
1.1 Правовые основы ликвидации юридических лиц
Ликвидация юридического лица является легальной формой прекращения его деятельности без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Правовые основы ликвидации юридических лиц установлены в ГК РФ, регламентирующем в ст. 61-64 основания ликвидации юридических лиц; обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица; порядок ликвидации юридического лица и очередность удовлетворения требований кредиторов при его ликвидации.
Нормы ГК РФ конкретизируются в законах, посвященных отдельным видам юридических лиц: Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральном законе от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах", Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Особенности оснований и порядка ликвидации могут устанавливаться для субъектов, обладающих специальным правовым статусом. Так, ст. 23.1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" определяет процедуру ликвидации кредитных организаций, у которых Банком России отозвана лицензия на совершение банковских операций. Порядок ликвидации несостоятельного должника - юридического лица в соответствии со ст. 65 ГК РФ устанавливается Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Отдельные нормы, касающиеся ликвидации юридических лиц, содержатся в НК РФ. В качестве примера можно привести ст. 49 НК РФ, регулирующую порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.
Правовое регулирование ликвидации осуществляется также на подзаконном уровне. Так, порядок принятия решений о ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий отражен в постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия".
ГК РФ в качестве оснований для ликвидации юридического лица предусматривает решение учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также решение суда (п. 2 ст. 61).
2
1.2 Добровольная и принудительная ликвидация
В зависимости от оснований проведения ликвидации различают ликвидацию добровольную и принудительную.
Добровольной считается ликвидация, осуществленная по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица в связи:
-
с истечением срока, на который оно создано; -
с достижением цели его создания; -
с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер. 3
Чаще, однако, субъекты предпринимательства ликвидируются в связи с нецелесообразностью их дальнейшего существования, обусловленной самыми разнообразными жизненными обстоятельствами.
Законы об отдельных видах юридических лиц, в которых решения о ликвидации принимаются коллегиальным органом, предусматривают необходимость квалифицированного большинства голосов для принятия решения о ликвидации или даже полное единогласие участников по этому вопросу. Так, акционерные общества ликвидируются по решению общего собрания акционеров, принятому большинством в три четверти голосов акционеров, принимающих участие в собрании; в обществах с ограниченной
ответственностью такое решение принимается единогласно. Более того, законы о хозяйственных обществах устанавливают порядок инициации решения общего собрания участников о ликвидации. В акционерных обществах вопрос о ликвидации выносится на решение общего собрания акционеров советом директоров (п. 2 ст. 21 Закона об АО), в обществах с ограниченной ответственностью такое решение принимается по предложению совета директоров — единоличного исполнительного органа общества, участника общества (п. 2 ст. 57 Закона об ООО).
Добровольная ликвидация хозяйствующего субъекта наиболее целесообразна; она в максимальной мере соответствует характеру предпринимательства как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности. Преимущества добровольной ликвидации — не только в отсутствии принудительных механизмов, но и в относительной простоте, оперативности проведения ликвидационных процедур, их меньшей конфликтности.
4
Принудительная ликвидация состоит в том, что решение о ликвидации принимается судом независимо от воли юридического лица. Общие основания для принудительной ликвидации установлены ст. 61 ГК и частично воспроизводящей ее текст ст. 25 Закона о регистрации юридических лиц. Такими основаниями являются допущенные при его создании грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом. К «иным» случаям относится, например, ликвидация вследствие признания субъекта предпринимательства банкротом (ст. 65 ГК), при уменьшении величины чистых активов ниже минимального размера уставного капитала (п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99 ГК РФ). Заметим, что два последних основания могут быть использованы и при добровольной ликвидации, когда юридическое лицо само обращается в суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) либо принимает решение о ликвидации в связи с невозможностью пополнения активов до необходимого размера.
Следует иметь в виду, что согласно позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в постановлении от 18 июля 2003 г. № 14-п, ликвидация при нарушении юридическим лицом законодательства применяется лишь в качестве исключительного средства реагирования. Как указано в постановлении, «норма статьи 61ГК РФ предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц».
В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК требование о ликвидации юридического лица по основаниям, установленным в п. 2 данной статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Отдельные законы называют не только сами уполномоченные органы, но и конкретизируют основания для принудительной ликвидации.5
1.3 Этапы ликвидационного процесса
Рассмотрим основные этапы ликвидационного процесса применительно к коммерческой организации.
1. Сообщение о принятом решении в трехдневный срок регистрирующему органу, осуществившему государственную регистрацию данного лица. Регистрирующий орган направляет для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что лицо находится в процессе ликвидации, а также уведомляет об этом налоговые органы, органы статистики и внебюджетные государственные фонды. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений учредительных документов, государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
2. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации. На протяжении всего ликвидационного процесса организация или предприниматель продолжает существовать в качестве субъекта права. Пунктом 3 статьи 62 ГК РФ установлено, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица; указанная комиссия наделена правом выступать в суде от имени ликвидируемого юридического лица.
3. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридического лица. В публикации должны быть отражены следующие данные:
- наименование ликвидируемого юридического лица;
- дата принятия решения о ликвидации;
- наименование органа, принявшего решение о ликвидации;
- идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре;
- порядок и срок предъявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации;
- способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).
4. Переоформление банковской карточки с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.
5. Сообщение о ликвидации налоговому органу и внебюджетным фондам по месту постановки организации на учет. Такое сообщение должно быть направлено данным адресатам в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации.