Файл: Календарнотематическое планирование по химии 7 класс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Календарно-тематическое планирование по химии
7 класс
36 ч. в год,1 ч. в неделю
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ», 7-11 КЛАССЫ
-
Изменения и дополнения в Государственном общеобязательном стандарте образования по учебному предмету «Химия» В соответствии с пунктом 34 Государственного общеобязательного стандарта общего среднего образования, утвержденного приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 при проведении уроков по учебному предмету «Химия» в 10-11 классах по двум направлениям обучения деление класса на группы допускается в городских, сельских организациях образования, в малокомплектных школах независимо от количества обучающихся при проведении уроков. 2. Изменения и дополнения в Типовом учебном плане по предмету Республиканың жалпы білім беретін мектептеріндегі оқу процесі ҚР Білім және ғылым министрінің 2012 жылғы 8 қарашадағы № 500 бұйрығымен бекітілген Үлгілік оқу жоспарларымен (2022 жылғы 26 қаңтардағы №25 бұйрығымен өзгерістер мен толықтырулар енгізілген) жүзеге асырылады. В соответствии с приказом МОН РК от 30 октября 2018 года № 595 «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования (начального, основного среднего и общего среднего)» организации образования независимо от вида и форм собственности самостоятельно выбирают типовые учебные планы, в том числе с сокращенной учебной нагрузкой, по которым осуществляются процесс обучения. Объем учебной нагрузки по учебному предмету «Химия» отражен в таблице 15.1. -
-
Дополнительные часы, появившиеся в связи с продлением учебного года, рекомендуется использовать на повторение, закрепление пройденного материала и изучение сложных тем. Согласно Типовому учебному плану с сокращением учебной нагрузки (Приказ МОН РК №25 от 26.01.2022г.) для обеспечения ранней профилизации 189 обучающихся в вариативном компоненте предусмотрены комбинации учебных предметов (каждый по 2 часа) по выбору из инвариантного компонента. Выбор предмета «Химия» из инвариантного компонента за счет вариативного компонента осуществляется в следующем порядке: − учебные предметы: «Биология», «Химия» и один предмет по выбору из инвариантного компонента; − учебные предметы: «Химия», «Физика» и один предмет по выбору из инвариантного компонента. В 7-11 классах по типовым учебным планам (с сокращением учебной нагрузки) перечень предметов, выбранных обучающимися из инвариантного компонента за счет вариативного компонента, должен быть в обязательном порядке утвержден педагогическим советом организации образования. 3. Изменения и дополнения в содержании учебного предмета в Типовых учебных программах В 2022-2023 учебном году при организации учебного процесса по предмету «Химия» используются следующие учебные программы: 1.Типовая учебная программа по предмету «Химия» для 7-9 классов уровня основного среднего образования, утвержденная приказом министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций» (приказ МОН РК от 3 апреля 2013 года № 115; с изм. и дополн. на 25 октября 2017 года № 545); 2. Типовая учебная программа по предмету «Химия» для 7-9 классов уровня основного среднего образования (с сокращением учебной нагрузки), утвержденная приказом министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций» (приказ МОН РК от 3 апреля 2013 года № 115; с изм. и дополн. на 27 ноября 2020 года № 496). Типовые учебные программы (с сокращением учебной нагрузки) состоят из содержания базовых знаний предмета, разделов, изучаемых тем и рассматриваемых вопросов в рамках тем, системы целей обучения, долгосрочного плана. В этих учебных программах не указаны часы, необходимые на изучение разделов и подразделов Долгосрочного плана. Право распределения количества часов между подразделами предоставлено педагогу, но учебный материал должен быть полностью изучен в указанной четверти. В случае обучения по Типовому учебному плану (с сокращением учебной нагрузки), утвержденному приказом министра образования и науки РК «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан» (приказ МОН РК от 8 ноября 2012 190 года № 500; с изм. и допол. на 26 января 2022г. №25) в 10-11 классах количество часов, выделяемое на изучение предмета: в классах с естественноматематическим направлением подготовки составляет 3 часа в неделю, общественно-гуманитарным направлением - 2 часа. В типовой учебной программе учебного предмета «Химия» для 10-11 классов естественно-математического направления уровня общего среднего образования сохранено содержание базовых знаний и систематизированы цели обучения. Учебная нагрузка по предмету «Химия» для 10-11 классов уровня общего среднего образования в соответствии с Типовым учебным планом (приказ министра образования и науки РК «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан» от 8 ноября 2012 года № 500; с изм. и допол. на 26 января 2022 года № 25) как обязательному предмету по естественно-математическому направлению составляет 2 часа в неделю, общественно-гуманитарному направлению - 1 час в неделю. В Типовой учебной программе по предмету «Химия» для 10-11 классов естественно-математического направления (2 часа) были сокращены цели обучения. В Типовой учебной программе по предмету «Химия» для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления (1 час) сокращены учебные цели. В Типовую учебную программу по предмету «Химия» для 10-11 классов были внесены изменения. В классах естественно-математического направления разделы сохранены, а подраздел «Углерод и его соединения» в рамках органической химии перенесен в 11 класс. Из содержания учебной программы для классов общественно-гуманитарного направления обучения исключен раздел «Энергетика химических реакций». 4. Количество суммативного оценивания за раздел согласно нормативным требованиям к оцениванию учебных достижений обучающихся. В соответствии с пунктом 12 «Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования», утвержденных приказом МОН РК от 18 марта 2008 года № 125 (изменениями приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 мая 2022 года № 193.), суммативное оценивание по разделу проводится не более трех раз в четверти. Разделы объединяются с учетом специфики тем и количества целей обучения при изучении четырех и более разделов в четверти. Разрешается его проведение в два этапа. С учетом продолжительности четверти, объема учебной нагрузки рекомендуется следующее количество процедур суммативного оценивания по разделам (СОР) в новом учебном году (таблица 15.2).
Суммативное оценивание за раздел рекомендуется проводить как в традиционном (бумажном), так и в электронном форматах. При учебной нагрузке 1 час в неделю суммативное оценивание за четверть (СОЧ) не проводится. Итоговая оценка при этом выставляется за полугодие. Количество суммативных оцениваний по учебному предмету «Химия» в 10-11-х классах по естественно-математическому и общественногуманитарному направлениям в соответствии с типовыми учебными программами за четверть представлено в таблице 15.3. Таблица 15.3. Количество суммативных оцениваний по предмету за раздел по учебному предмету «Химия» в 10-11 классах
5 Количество лабораторных и практических работ в соответствии с внесенными изменениями и дополнениями в содержание учебного предмета В связи с изменениями и дополнениями в Типовые учебные программы по предметам 10-11 классов в объеме учебной нагрузки 1-2 часа в неделю рекомендуется следующее количество лабораторных и практических работ (таблица15.5).
Целью проведения лабораторных работ является приобретение опыта решения учебно-исследовательских и реальных практических задач на основе изученного теоретического материала; экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений, умение решать практические задачи путем приобретения навыков исследовательской работы. Практические работы повышают интерес к химии. На практических уроках обучающиеся самостоятельно проводят химические опыты, количественные измерения, делают химические расчеты, осваивают полученные на уроках химии знания, учатся применять правила техники безопасности при работе с химическим оборудованием и материалами, разрабатывать план эксперимента, прогнозировать результаты
Разделы долгосрочного плана | Темы/Содержание раздела долгосрочного плана | Дата | Цели обучения | Количество часов | Примеч | ||
1-я четверть | | ||||||
7.1А Введение в химию. Чистые вещества и смеси (4 ч.) | Предмет химии. | 2.09 | 7.1.1.1 -знать, что изучает наука химии | 1 | | ||
Практическая работа №1 «Правила техники безопасности и знакомство с лабораторным оборудованием» | 9.09 | 7.1.1.2 -знать и понимать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории и кабинете | 1 | Практическая работа №1 | |||
Элемент, смесь и соединение. Лабораторный опыт №1 «Сравнение смесей веществ и их соединений» | 16.09 | 7.4.1.1 -понимать элемент (простое вещество) как совокупность одинаковых атомов 7.4.1.2 -знать, что чистое вещество состоит из одинаковых атомов или молекул 7.4.1.3 -различать понятия: элемент (простое вещество), смесь и соединение 7.4.1.4 -использовать знания о физических свойствах элементов, и соединений для распознавания незнакомых веществ в составе смеси | 1 | Лабораторный опыт №1 | |||
Способы разделения смеси. Лабораторный опыт № 2«Очистка загрязненной поваренной соли» СОР №1. | 23.09 | 7.4.1.5 -знать виды смесей и способы их разделения 7.4.1.6 -уметь планировать и проводить эксперимент по разделению смесей | 1 | Лабораторный опыт № 2 СОР №1. | |||
7.1В Изменения состояния веществ (4 ч.) | Физические и химические явления. Лабораторный опыт № 3 «Изучение признаков химических явлений» | 30.09 | 7.1.1.3 -различать физические и химические явления | 1 | Лабораторный опыт № 3 | ||
Агрегатные состояния вещества Процесс охлаждения. | 7.10 | 7.1.1.4 -знать различные агрегатные состояния веществ и уметь объяснять структуру твердых, жидких и газообразных веществ согласно кинетической теории частиц | 1 | | |||
Лабораторный опыт № 4 «Изучение процесса охлаждения» | 14.09 | 7.1.1.5 -изучить процесс охлаждения, построить кривую охлаждения и проанализировать ее, объяснить свои наблюдения, согласно кинетической теории частиц | 1 | Лабораторный опыт № 4 | |||
Процесс нагревания. | 21.10 | 7.1.1.6 -изучить процесс кипения воды, построить кривую нагревания и проанализировать ее, объяснить свои наблюдения, согласно кинетической теории частиц | 1 | | |||
| Лабораторный опыт № 5 «Изучение процесса кипения воды». СОР №2 | 28.10 | | 1 | Лабораторный опыт № 5. СОР №2 | ||
| | | | 9 час | | ||
2-я четверть | | ||||||
7.2А Атомы. Молекулы. Вещества (4 ч.) | Атомы и молекулы | 11.11 | 7.1.2.1 -знать различие атомов и молекул | 1 | | ||
Химические элементы. Простые и сложные вещества. | 18.11 | 7.1.2.2 -знать, что каждый химический элемент обозначается символом и является определенным видом атомов 7.1.2.3 -классифицировать элементы на металлы и неметаллы 7.1.2.4 -классифицировать вещества на простые и сложные | 1 | | |||
Состав и строение атома. Изотопы. | 25.11 | 7.1.2.5 - знать протон, электрон, нейтрон и их расположение в атоме, массу, заряд 7.1.2.6 -знать строение атома (p+, n0, e-) и состав атомного ядра первых 20 элементов; 7.1.2.7- знать понятие «изотоп» | 1 | | |||
7.2В Воздух. Реакция горения (2 ч.) | СОР №1. Воздух. Состав воздуха. Лабораторный опыт № 6 «Горение свечи» | 2.12 | 7.3.1.1 -знать состав воздуха; 7.3.1.2 -знать, что при горении веществ расходуется кислород, входящий в состав воздуха 7.3.1.3 -понимать значение охраны атмосферного воздуха от загрязнения | 1 | СОР №1. Лабораторный опыт № 6 | ||
Процесс горения. | 9.12 | 7.3.1.4 -знать условия горения вещества и продукты реакции горения 7.3.1.5 -приводить примеры легковоспламеняющихся, горючих и негорючих веществ 7.3.1.6 -понимать, что вещества лучше горят в чистом кислороде, чем на воздухе 7.3.1.7 - знать, что при горении металлов и неметаллов образуются оксиды | 1 | | |||
| Практическая работа №2/Демонстрация «Сравнение реакций горения серы, фосфора, железа в воздухе и кислороде». СОР №2 | 23.12 | 7.3.1.4 -знать условия горения вещества и продукты реакции горения 7.3.1.5 -приводить примеры легковоспламеняющихся, горючих и негорючих веществ 7.3.1.6 -понимать, что вещества лучше горят в чистом кислороде, чем на воздухе 7.3.1.7 - знать, что при горении металлов и неметаллов образуются оксиды | 1 | Практическая работа №2 СОР №2 | ||
| Повторно-обобщающий урок | 30.12 | | 1 | | ||
| | | | 7 час | | ||
3-я четверть | | ||||||
7.3АХимические реакции (4 ч.) | Природные кислоты и щелочи. Индикаторы. Лабораторный опыт № 7 «Изучение кислотности и щелочности среды растворов». Лабораторный опыт № 8 «Реакция нейтрализации хлороводородной кислоты» | 13.01 20.01 | 7.3.4.1 -знать, что свойства «кислотность» и «мылкость» могут быть признаками некоторых природных кислот и щелочей 7.3.4.2 -знать химические индикаторы– метиловый оранжевый, лакмус, фенолфталеин и изменение их окраски в различных средах 7.3.4.3 -уметь определять кислоты и щелочи с использованием универсального индикатора, на основе рН шкалы 7.3.4.4 -понять нейтрализацию кислот на примере применения антацидных средств | 2 | Лабораторный опыт № 7 Лабораторный опыт № 8 | ||
Реакции разбавленных кислот с металлами. Лабораторный опыт № 9 «Взаимодействие цинка с разбавленной соляной кислотой» Лабораторный опыт № 10 «Качественная реакция на водород» | 27.01 | 7.2.2.1 -называть области применения и правила обращения с разбавленными кислотами 7.2.2.2 -исследовать реакции разбавленных кислот с различными металламии осуществлять на практике качественную реакцию на водород | 1 | Лабораторный опыт № 9 Лабораторный опыт № 10 | |||
Реакции разбавленных кислот с карбонатами. Практическая работа № 3 «Взаимодействие карбонатов с разбавленными кислотами. Качественные реакции на углекислый газ». СОР №1 | 3.02 | 7.2.2.3 -исследовать реакции разбавленных кислот с некоторыми карбонатамии осуществлятьна практике качественную реакцию на углекислый газ | 1 | Практическая работа № 3 СОР №1 | |||
7.3В Периодическая таблица химических элементов (2 ч.) | История создания Периодической таблицы химических элементов | 10.02 | 7.2.1.1 -знать и сравнивать классификации элементов на примере работ И. Дёберейнера, Дж. Ньюлендса, Д.И. Менделеева | 1 | | ||
Структура Периодической таблицы | 17.02 | 7.2.1.2 - знать и описывать структуру периодической таблицы: группы и периоды | 1 | | |||
7.3С Относительная атомная масса. Простейшие формулы (3 ч.) | Относительная атомная масса | 24.02 | 7.1.2.8 -понимать, что большинство элементов на Земле встречаются в виде смеси изотопов, образовавшихся при формировании планет 7.1.2.9 -понимать, что атомные массы химических элементов, имеющие природные изотопы, являются дробными числами 7.1.2.10 –знать определение относительной атомной массы химических элементов | 1 | | ||
Валентность. Химические формулы. | 3.03 | 7.1.2.11 -уметь правильно составлять формулы биэлементных химических соединений, используя названия элементов, валентность и их атомные соотношения в соединениях | 1 | | |||
| Расчет относительной молекулярной массы соединения по формуле.СОР №2 | 10.03 | 7.1.2.12 -рассчитывать относительную молекулярную/формульную массу по формуле химического соединения | 1 | СОР №2 | ||
| Повторно-обобщающий урок | 17.03 | | 1 | | ||
| | | | 10 час | | ||
4-я четверть | | ||||||
7.4A Химические элементы и соединения в организме человека (3 ч.) | Питательные вещества в составе продуктов питания.Практическая работа № 4 «Определение питательных веществ в составе пищи» | 31.03 7.04 | 7.5.1.1 -понимать продукты питания как совокупность химических веществ 7.5.1.2 -знать и уметь определять некоторые питательные вещества: углеводы (крахмал), белки, жиры | 2 | Практическая работа № 4 | ||
Химические элементы в организме человека. Процесс дыхания. Лабораторный опыт № 11 «Исследование процесса дыхания» СОР №1 | 14.04 | 7.5.1.3 -знать элементы, входящие в состав организма человека (О, С, Н, N, Ca, P, K) 7.5.1.4 -объяснять процесс дыхания | 1 | СОР №1 | |||
7.4B Геологические химические соединения (4 ч.) | Полезные геологические химические соединения. Состав руды | 21.04 28.04 | 7.4.2.1 -понимать, что земная кора содержит много полезных химических соединений 7.4.2.2 -понимать, что некоторые минералы и полезные природные соединения относятся к рудам 7.4.2.3 -описывать процесс переработки руды для получения металла | 2 | | ||
Полезные ископаемые Казахстана. Экологические аспекты добычи минералов СОР №2 | 5.05 12.05 | 7.4.2.4 -знать, какими минеральными и природными ресурсами богат Казахстан и их месторождения 7.4.2.5 -изучить влияние добычи природных ресурсов на окружающую среду | 2 | СОР №2 | |||
| Анализ СОР | 19.05 | | 1 | | ||
| Повторно-обобщающий урок | 26.05 | | 1 | | ||
| | | | 9 час | | ||
Итого: 35 часов |