Файл: Основные теоретические вопросы формирования экономического потенциала.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наиболее значимым в экономическом регионе является экономическая целостность, единство, общность экономической жизни. ВЕЧЕРА. Алампиев отметил: «Экономическое единство и целостность региона проявляется как по отношению к региону перед национальной экономикой страны, так и во внутренних экономических отношениях региона. Поэтому при экономическом зонировании важное место занимает исследование внутрирайонных и межрайонных экономических отношений, территориальное разделение труда. " Благодаря экономическому единству и целостности регионы разных размеров выступают в качестве объективных территориальных подсистем в народном хозяйстве.
Из всего сказанного следует, что наши отечественные научные школы признают объективную основу экономического районирования (общей экономической жизни и территориально-экономической целостности). Это позволяет применять научные подходы для определения (разграничения) границ районов, решения проблем таксономии и использования экономического зонирования для целевой территориальной организации экономики страны. Контуры районов можно выявить только на основе набора объективных экономических связей, точнее, наиболее важных из них, которые играют решающую роль в формировании региональных экономических комплексов.Понятно, что при этом имеет место некоторая условность и абстрагирования от тех деталей, которые не могут существенно повлиять на формирование целостности района.[3]
Любая сеть экономических регионов не отражает всей сложности территориальных производственных отношений в их развитии. Следовательно, практически нет соответствия между сетью округов и объективной системой экономических отношений ни в одном из округов. Действительно, каждый регион отличается в виде линейных границ, которые определяются с определенной условностью, поскольку в реальной жизни не существует непрерывных разрывов в экономических связях между отдельными регионами. Скорее наоборот, эти связи укрепляются в системе народнохозяйственного комплекса страны.
Следовательно, не может быть абсолютно никаких точных контуров для любого региона, потому что переходы между регионами с точки зрения экономической активности довольно размыты. Кроме того, все области развиваются в пространстве и времени как динамические системы. Поэтому определение контуров за определенный период (статическое состояние), безусловно, приведет к условности, поскольку области постоянно развиваются, а с развитием их внутреннего содержания и внешних функций изменяются.
Некоторые зарубежные ученые занимают позиции субъективизма, и именно поэтому они не признают регионы как реально существующие категории.
Они рассматривают районы как «ментальные конструкции», которые создаются, «строятся» исследователями по собственной воле для специальных целей. Так, американский географ Р. Хартшорн считает, что округа не имеют объективной основы и не существуют в реальности. «Это интеллектуальная концепция, созданная мышлением ...». Из этого ясно, что области в воображении Дж. Хартшорна являются «ментальными конструкциями», то есть они существуют только в наших мыслях.
Такие заявления искажают реальность, путают и рандомизируют экономическое зонирование. Методологической основой некоторых теорий зонирования в зарубежной географии является агностицизм, отрицание объективных закономерностей процесса регионализации. Следует отметить, что всегда существует определенная конвенция экономического районирования. Поэтому среди ученых продолжаются дискуссии о пространственных контурах областей, которые, как показывает практика, во многих случаях кажутся довольно произвольными.[1]
Традиционное зонирование предполагает распределение экономических регионов в соответствии с существующими характеристиками, абстрагируясь от всего, что является частичным. Только благодаря этому подходу экономическое зонирование может быть приведено в соответствие с теми объективными территориально-экономическими системами, которые возникают при территориальном разделении труда.
Совершенно очевидно, что физико-географические области являются результатом развития в пространстве и времени природы (природно-территориальных комплексов), которая нас окружает. Экономические регионы формируются в процессе территориального разделения труда; они отражают социально-территориальные процессы в развитии экономики. Конечно, природные условия влияют на формирование экономических регионов, и никто не отрицает это влияние, но они сами не могут формировать экономические регионы.
Природные материалы становятся источником ценности лишь тогда, когда научно-технический прогресс создает возможности для овладения в общественном производстве методами превращения этих материалов в товары.[7]
Признавая объективные основы регионализации, российская региональная наука доказала, что контуры регионов можно обнаружить только на основе определенного уровня знаний сложных законов регионализации. Эти законы до сих пор не до конца поняты, и поэтому мы не знаем о некоторых причинах и последствиях объективного процесса развития районов. Правильно будет сказать, что сегодня существующая система экономического районирования лишь приблизительно отражает сложный процесс регионализации, который происходит под влиянием объективных законов.
Районирования - целенаправленная деятельность людей и оно базируется на определенных принципах. В зависимости от того, какие принципы положены в основу районирования, можно судить о его характере и направления развития. Так, известный российский географ К.И. Арсеньев выделял районы России "сходством природных условий" и однородностью хозяйства.
Такое зонирование использовалось для изучения природы и экономики страны в образовательных учреждениях. И.П. Семенов-Тянь-Шанский, в дополнение к аналогичным условиям окружающей среды, использовал статистическую информацию о населении, структуре сельского хозяйства и т. Д. Его регионализация использовалась для разработки статистических показателей по отдельным частям страны. Однако зонирование территории дореволюционной России было лишено реальных научных методов и отличалось прежде всего односторонним изучением всех процессов и явлений экономического развития.Значительный вклад в развитие методологии и методики экономического районирования сделали ученые экономико-географы и экономисты бывшего Советского Союза. Так, в 20-х годах XX в. район рассматривался как "своеобразная по мере возможности законченная территория страны, которая благодаря комбинациям природных особенностей, культурных накоплений прошлого времени и населения с его подготовкой для производственной деятельности, выступала бы одним из звеньев общей цепи народного хозяйства".
Поэтому экономический район любого масштаба представляет собой объединенный территориально-производственный комплекс, охватывающий систему экономических, исторических, природно-географических и других явлений. Такие идеи были воплощены в первом всеобъемлющем плане ГОЭЛРО, который заложил основу для изучения экономики страны как единого целого, которое разделено на части.[5]
Было предложено, чтобы в основе нового экономического зонирования того времени лежали такие принципы, как экономика (производство), энергетика и принцип перспектив.
Эти принципы были выдвинуты в отличие от естественно-исторического принципа, который был основой для экономического районирования до 1917 года. При разработке нового экономического регионализации акцент делался на том факте, что он должен способствовать более высокому развитию экономики и культуры.всех национальностей страны и служат основой для создания подразделения страны, которое будет отвечать требованиям ведения хозяйства.
На основе методологии и теории экономического зонирования 20-30-х годов региональными учеными была разработана и углублена проблема комплексной организации экономики региона. Итак, М.М. Колосовский считал, что районный комплекс проявляет себя в различных конкретных формах, в зависимости от видов энергии, сырья и других ресурсов.
Основываясь на глубоких знаниях экономики, техники и технологии производства, опыт проектирования М.М. Колосовский разработал методологию изучения экономики экономических районов.
В процессе обсуждения методологических принципов экономического районирования много внимания уделяется изучению районоутворючих факторов. Под факторы понимают движущие силы, причины процессов, обусловливающих или определяют их характер. Анализ факторов районоутворения способствует разработке научных принципов рациональной территориальной организации хозяйства.
Главными факторами процесса районоутворения есть две группы: социально-экономические и природно-географические.
Это, в частности, следующие факторы: уровень развития территориального разделения труда в общегосударственном масштабе; территориальные различия в уровне развития материально-технической базы; наличие трудовых ресурсов; уровень формирования систем расселения и урбанизации территории; уровень развития социальной инфраструктуры; экономическое развитие этнических групп; географическое и транспортно-экономическое положение; наличие необходимых природных ресурсов как материальной основы для формирования хозяйственного комплекса региона; благоприятные климатические и орографические условия для развития экономики.
Анализ регионально-способствующих факторов способствует проблемному развитию теории экономического зонирования на современном этапе реструктуризации экономики. Следует отметить, что степень их влияния на район распространения может быть сильной или незначительной. Поэтому определение факторов, определяющих район, имеет большое значение для прогнозирования комплексного развития территорий и формирования основополагающих положений (принципов) экономического зонирования.[8]
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВОКУПНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ
2.1 Совокупный экономический потенциал России
Российская экономика является шестой экономикой среди стран мира по ВВП по ППС (паритету покупательной способности). По номинальному ВВП в 2015 году Россия занимает 9 место.
Номинальный ВВП России в 2015 году составил 54,6 трлн рублей, ВВП по ППС - 2,38 трлн. В 2017 году Россия занимала 46-е место по ВВП на душу населения по ППС (по данным Всемирного банка) и 52-е по номинальному ВВП на душу населения (по данным Международного валютного фонда). По данным 2019 года, доля российской экономики в мировой экономике составляет 4,1%.
Если обратиться к рейтингам, которые публикуются в российских СМИ, то Россия с одной стороны очень богатая страна. Об этом свидетельствует и территория нашей страны и ведущие места, которые мы занимаем в мировых рейтингах.
Таким образом, мы имеем 1-е и 2-е места в космических запусках спутников и космических аппаратов, в экспорте стали и первичного алюминия (70% металла экспортируется за пределы страны), в лесных запасах (800 000 га, что составляет 45% от страны). территории и около 24% мировых запасов), для добычи и продажи нефти за рубеж (мы добываем 9,4 млн баррелей в сутки, экспорт 7 млн баррелей в сутки), разведанных запасов серебра (10,5% мировых запасов), олова, цинк, титан и тяжелые руды, для потребления растворимого кофе (50 000 тонн в год), для разведанных запасов (32% мировых запасов) и для экспорта природного газа, для тузов минтая, крабов, осетровых, лесных запасов (но вырубленные леса практически не восстанавливаются: за 15 лет площади ежегодных посадок сократились в 5 раз), по физическому объему экспорта и запасам алмазов (60% мировых запасов). По количеству миллиардеров и количеству состоятельных семей (в Российской Федерации 561 домохозяйство имеет доход свыше 100 миллионов долларов в год).
Природные ресурсы: Россия добывает в среднем 511 млн. Тонн нефти и газового конденсата в год, 336 млн. Тонн угля, 615 тыс. Тонн урана, 3% мировых запасов меди (881 тыс. Тонн в год), алмазы, золото и Серебряный .
С другой стороны, если мы сравним доходы 10% самых богатых и самых бедных людей, разница составит 17 раз (это слишком большой разрыв, как вы знаете, бедность может воспроизводить бедность только со всеми известными последствиями), в развитых странах этот разрыв составляет 4-7 раз.
Леса у нас действительно много, но вырубленные леса практически не восстанавливаются, за 15 лет площадь ежегодных посадок сократились в 5 раз.
Мы занимаем первые места по количеству курящих подростков и употреблению табака на душу населения (до 500 тысяч россиян ежегодно умирают от болезней, вызванных курением), а также по числу смертей от сердечно-сосудистых заболеваний. По количеству больных раком на душу населения (70% пациентов умирают из-за поздней диагностики в первый год после выявления заболевания), по количеству самоубийств среди подростков в европейских странах (из каждых 100 тысяч российских подростков 35 мальчики и 8 девочек совершают самоубийства), по числу сирот (из 40 миллионов детей более 700 тысяч - сироты), по количеству авиакатастроф (в нашей стране авиакатастрофы случаются в13 раз чаще, чем в других странах мира).Зато у нас 155-е место по продолжительности жизни (в среднем россияне живут около 67 лет, причем мужчины сильно отстают от женщин, едва доживая до 60 лет).[4]