Файл: Основные теоретические вопросы формирования экономического потенциала.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По данным Института международных экономических и политических исследований РАН:

- из 49 стран, производящих 94% валового продукта мировой экономики, Россия занимает последнее место по «технологическому индексу»

- за последние 10 лет уровень изобретательской активности в стране снизился на 90%;

- Нет современного оборудования для проведения экспериментов.

Инструментарий практически разрушен. На сегодняшний день доля отечественного оборудования на рынке Российской Федерации не превышает 20%.

Как свидетельствуют данные Всемирного банка, по суммарному показателю конкурентоспособности экономики (380 показателей, включая уровень развития НИОКР) Россия занимала в 1994 году место в четвертой десятке из 180 стран мира. За последние 20 лет наша страна переместилась во вторую сотню.

Около 80% крупнейших российских компаний зарегистрированы в оффшорных компаниях, что подрывает экономическую безопасность страны (в США около 3% компаний работают в оффшорах).

За последние 20 лет инвестиции в культуру, образование и науку в России были практически самыми низкими в мире. И коррупция и криминализация самые высокие. В рейтинге расходов на образование в долях ВВП (3,8-4% ВВП в последние годы) Россия в 2010 году была 109-й из 198 стран. Для сравнения: в США - 5,5% ВВП; в Швеции и Норвегии - 6,7%; Словения - 5,2%, Франция - 5,6%, Канада - 4,9%.

Несмотря на это, объем инвестиций в основной капитал увеличился на 4,9% по сравнению с 2,9% годом ранее. За тот же период приток прямых иностранных инвестиций в частный небанковский сектор составил 28,3 млрд долларов, что на 4,6 млрд долларов выше соответствующего показателя в 2015 году. Важно, чтобы приток прямых иностранных инвестиций наблюдался на фоне на фоне общего оттока частного капитала, объем которого на конец 2016 года составит не менее 70 млрд долларов. Это может свидетельствовать о постепенном повышении инвестиционной привлекательности реального сектора российской экономики, несмотря на его все еще высокую уязвимость к внешним шокам

В то же время в 2015 году были предприняты важные шаги, которые могли бы значительно укрепить позиции России в мировой экономике. Основное достижение связано с завершением 18-летнего переговорного процесса по вступлению России в ВТО. В соответствии с достигнутыми договоренностями средневзвешенная ставка ввозной пошлины в России будет снижена с 10% до 7,8%; При этом средневзвешенная ставка по сельскохозяйственной продукции снизится по сравнению с 13,2% в 2015 году.до 10,8%, а по промышленным товарам - с 9,5% до 7,3%. В то же время доступ к механизмам, принятым ВТО для устранения торговых ограничений и разрешения торговых споров, может значительно укрепить международные позиции российских экспортеров. Ожидается, что уже в 2015 г. ряд отраслей в первую очередь металлургия смогут почувствовать позитивные изменения в данной сфере. Кроме того, присоединение к ВТО будет служить важным фактором, повышающим инвестиционную привлекательность страны. До настоящего времени Россия была единственной крупной экономикой, остававшейся за пределами ВТО, что накладывало негативный отпечаток на ее восприятие в глобальном бизнес-сообществе. [1]


После присоединения к России приняты правила защиты прав участников внешнеэкономических операций, в том числе инвесторов, что позволит более эффективно использовать возможности международного экономического сотрудничества. Мнения противоречивы, поэтому, по оценкам Всемирного банка, выиграет треть экономики России (это, прежде всего, ТЭК, металлургические компании). Похоже, что они потеряют сельское хозяйство, пищевую промышленность, авиационное приборостроение, отрасли технологического, строительного, научного оборудования и т. д.

Оборонно-промышленный комплекс: Доля России на мировом рынке вооружений составляет 23 %, и уступает только доле США (32 %). В денежном исчислении в 2011 году экспорт продукции военного назначения впервые превысил 10 млрд. долларов США. РФ имеет многомиллиардные контракты на поставку вооружений и продукции двойного назначения с Индией, Венесуэлой, Китаем, Вьетнамом, Алжиром, Кувейтом, Грецией, Ираном, Бразилией, Иорданией, Сирией, Малайзией, Индонезией, Перу.

Судостроение: В 1996--2006 годах на российских судостроительных предприятиях размещалось 4 % объёма российских заказов судов. К 2008 году этот показатель повысился до 6 %, в 2009 году составил 8 %. В 2009 году объём продаж в российском судостроении составил 150 млрд. рублей. Объём производства в российском судостроении за 11 месяцев 2010года увеличился на 50 %. В 2014 год российское судостроение вошло с ростом в 62 %.

Авиакосмическая промышленность:Россия занимает 2-е место в мире по производству военных самолетов, а вертолетная промышленность - 3-е место в мире (6% мирового вертолетного рынка). В 2011 году выручка предприятий авиационной промышленности России составила более 504 млрд. Рублей, из которых 31% приходится на производство самолетов, 18% производство вертолетов, 24% производство двигателей, 8% машиностроение, 11% приборостроение, 8% производства спецтехники. За этот год в России было произведено более 100 военных самолетов. По данным последних лет, Россия занимает шестое место в мире по финансированию гражданской космической деятельности. В настоящее время агентством Роскосмос заключены межправительственные соглашения о сотрудничестве в космической деятельности с 19-ю странами; среди них США, Япония, Индия, Бразилия, Швеция, Аргентина и страны, входящие в Европейское космическое агентство (ЕКА). [5]

Железнодорожная промышленность: Ряд российских вагоностроительных предприятий ведут активное сотрудничество в совместном производстве и разработке оборудования для железнодорожной отрасли с рядом зарубежных компаний, среди которых Alstom, Siemens, StarfireEngineering&Technologies, NipponSharyoLtd, AmericanRailcarIndustries и AmstedRail. В мае 2014 года ОАО РЖД подписало с Трансмашхолдингом два контракта, на поставку 200 пассажирских электровозов, и 221 для грузовых перевозок. Общая сумма контракта свыше 2 млрд. евро.



Химическая промышленность: доля химической промышленности в ВВП России в 2007 году составляла около 6%, в структуре экспорта около 5%, почти 7% основных фондов промышленности были сосредоточены в отрасли. В 2014 году было экспортировано 3,1 миллиона тонн аммиака на сумму 626 миллионов 814 тысяч тонн метанола на сумму 156 миллионов, 22 миллиона тонн минеральных удобрений на сумму 5,6 миллиарда, 702 тысячи тонн синтетического каучука на сумму 1,2 млрд. На саммите АТЭС-2010 Россия, Япония и Китай подписали контракт на строительство завода по производству мочевинных удобрений в Татарстане общей стоимостью 1 миллиард долларов США; ввод в эксплуатацию запланирован на 2015 год.

Черная металлургия является одной из ведущих отраслей российской экономики по темпам технологического перевооружения и модернизации. За первое десятилетие XXI века в промышленность было инвестировано более 1,2 трлн. рублей, из которых более 695 миллиардов рублей в 2009-2016 годах. В частности была проведена модернизация производства с целью повышения его ресурсоэффективности и освоения производства новой продукции с высокой добавленной стоимостью. Одним из результатов этого стало то, что к 2015 году отрасль полностью избавилась от энергозатратного мартеновского способа выплавки стали, перейдя на современные методы.

Атомная энергетика: На начало 2014 года за Россией было 16 % на рынке услуг по строительству и эксплуатации АЭС в мире. Согласно исследованию РБК от июля 2015 года, на сегодня «Атомстройэкспорт», основным акционером которого является государственная корпорация Росатом, сохраняет за собой 20 % мирового рынка строительства АЭС.

По состоянию на 1 октября 2016 года совокупный внешний долг России составляет 598 млрд. По отношению к ВВП страны российский внешний госдолг составляет лишь 2 %, что является одним из самых низких показателей в мире.

Россия занимает одно из ведущих мест в мире в сфере международного туризма. В 2012 году Россия приняла около 20 миллионов международных посетителей. Доходы России от международного туризма в 2016 году составили 11,4 млрд долларов.

В рейтинге конкурентоспособности стран мира, составленном в 2014 году аналитической группой Всемирного экономического форума, Россия занимает 63 место из 133.По индексу развития информационнно-коммуникационных технологий, составленному Международным союзом электросвязи, Россия находится на 38-м месте из 155 стран (2016 г.). Россия в последние годы поднимается в этом рейтинге. Например, в 2003-2008 годах Россия занимала в нём 50-е место, в 2015 году - 40-е.



2.2 Экономический потенциал РФ в долгосрочной перспективе
Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" развитие совокупного экономического потенциала России в средне- и долгосрочной перспективе предусматривает:

а) создание и модернизация 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;

б) увеличение инвестиций не менее чем на 25 процентов к валовому внутреннему продукту к 2015 году и до 27 процентов к 2018 году;

в) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте в 1,3 раза к 2018 году по сравнению с 2011 годом;

г) рост производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;

д) повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-го в 2011 году до 50-го в 2015 году и до 20-го в 2018 году.

в области стратегического планирования социально-экономического развития: совокупный экономический потенциал

Подготовка и представление к 1 октября 2018 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, предусматривающего определение механизма использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, а также формирование и использование средств из Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;

Реализовать до 1 ноября 2018 г. мероприятия по упрощению бухгалтерской (финансовой) отчетности для отдельных категорий субъектов экономической деятельности;

в области приватизации и совершенствования управления государственным имуществом:

Изменения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества к 1 ноября 2018 года и утверждение прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества обеспечение достройки нефтяных компаний до того, как государство выйдет из секторов капитала ", которые не связаны с естественными монополиями и организациями оборонного комплекса; [6]

Обеспечение до 1 ноября 2018 года изменений в нормативно-правовых актах, направленных на ограничение приобретения компаний с государственным участием, в которых Российской Федерации принадлежит более 50 процентов акций, государственных унитарных предприятий, а также организаций, контролируемых этими компаниями и предприятиями, акции и акции бизнес компаний;


Обеспечение до 1 декабря 2018 г. разработки и реализации компаниями с государственным участием, в которых Российская Федерация владеет более 50 процентами акций, программ отчуждения непрофильных активов;

в области улучшения условий ведения предпринимательской деятельности:

обеспечение к 1 января 2019 года значительного сокращения времени, необходимого субъектам хозяйствования для завершения процедур и стоимости этих процедур в следующих областях государственного регулирования: строительство, подключение к сетям, меры налогового стимулирования и налогового администрирования, таможенное администрирование, включая реализацию дорожных карт по улучшению делового климата, разработанных в рамках национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в рациях Российской Федерации;

Предусмотреть до 1 июля 2018 г. в составе разрабатываемых государственных программ Российской Федерации мероприятия по развитию национальной инновационной системы в соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также формирование системы технологического прогнозирования, ориентированной на обеспечение перспективных потребностей обрабатывающего сектора экономики, с учетом развития ключевых производственных технологий;

Утверждение до 1 января 2018 г. государственные программы Российской Федерации, включая такие как "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Развитие авиационной промышленности", "Космическая деятельность России", "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности", "Развитие судостроения", "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", а также Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и при необходимости осуществить корректировку стратегий, направленных на модернизацию и развитие ведущих секторов экономики, предусмотрев увязку указанных программ и отраслевых стратегий с формируемыми приоритетными технологическими платформами и пилотными проектами инновационных территориальных кластеров. [5]

Указ Президента РФ от 07. 05. 2018 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" предусматривает:

1) обеспечение достижения следующих показателей:

а) уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации (далее - граждане) качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году составляет не менее 90 процентов;