Файл: Исследование по конкретным вопросам, оформленное письменно.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ
Для студентов заочной формы обучения выполнение контрольной работы является основной формой самостоятельной работы. Контрольная работа представляет собой самостоятельно проведенное исследование по конкретным вопросам, оформленное письменно.

Контрольная работа, наряду с аудиторными занятиями (лекциями, практическими занятиями), практиками и самостоятельной работой студентов, являются важным и неотъемлемым элементом учебной деятельности. Выполнение и защита контрольной работы по той или иной учебной дисциплине как бы подводит итог, является, наряду с экзаменом по этой дисциплине, формой проверки уровня ее усвоения студентом. Кроме того, проверка качества выполненной контрольной работы и ее защита – важный элемент контроля степени сформированности у студента необходимых компетенций, которые должны быть сформированы на данном конкретном этапе обучения (вне зависимости от того – по какой учебной дисциплине выполнена работа). При этом контрольная работа выполняет не только учебные задачи, но имеет и научную составляющую, занимает место «на стыке» учебной работы и научно-исследовательской работы студентов. Выполнение контрольной работы требует от студента знаний основ методологии исследования, творческого мышления, логики аргументации, изложения личной самостоятельной позиции и отношения к данной проблеме, прилежания и профессионализма.

Контрольная работа по своим задачам, уровню сложности и значимости, существенно отличается от других видов письменных работ студента Смысл и назначение контрольной работы в том, что в процессе ее написания у студента формируются необходимые профессиональные компетенции, он приобретает очень важные для юриста навыки и умения: а) самостоятельно искать нужную научную и справочную литературу, нормативные правовые акты, судебные решения и другие источники; б) читать и понимать научные тексты, нормативно-правовые и правоприменительные документы; в) самостоятельно анализировать найденные источники применительно к теме работы, выделять в них главное, относящееся к теме; в) составлять новый, логически продуманный текст на основе фрагментов множества источников, сравнивать точки зрения разных авторов по одному и тому же вопросу, пытаться сформулировать собственную точку зрения; г) подбирать для теоретических положений примеры из практики, и наоборот – искать для юридических казусов теоретическое обоснование; д) пополнять свой юридический лексикон, учиться грамотно выражать свои мысли, писать юридические тексты; е) подытоживать изученный материал, делать общие выводы. Защита контрольной работы, которая осуществляется после ее написания, тренирует также память, скорость мыслительных реакций и навыки публичного выступления, устной речи юриста.


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ПРОЦЕДУРА

ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Методические указания составлены на основе действующих в университете нормативных актов, с учетом специфики юридического образования.

Контрольная работа направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и ООП. Целью ее выполнения является систематизация, углубление и закрепление теоретических и практических знаний студента, развитие умений и навыков самостоятельной творческой работы со специальной литературой, формирование навыков научно-исследовательской работы.

Задача на выполнение контрольной работы по конкретной дисциплине ставится перед студентами в рамках установочной лекции.

Контрольная работа должна быть:

  1. Выполнена по темам, утвержденным на текущий учебный год кафедрой и закрепленным за студентом.

  2. Написана самостоятельно на основе предвари­тельного изучения и усвоения содержания учебной литературы, на­учных публикаций, нормативных правовых актов, материалов судебной практики и других источников по исследуемой теме.

  3. Иметь установленный объем.

  4. Оформлена с соблюдением установленных тре­бований.

Работы, выполненные с нарушением указанных усло­вий, возвращаются студенту на доработку (повторное выполнение).

Можно вы­делить следующие этапы выполнения и защиты контрольной работы:

  • Определения варианта работы

  • Подбор литературы.

  • Написание работы.

  • Оформление работы.

  • Защита контрольной работы.

Определение варианта контрольной работы. Тематика контрольных работ по учебной дисциплине разрабатывается и утверждается на заседании кафедры в начале учебного года.

Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последней цифре номера зачетной книжки. Всего предложено 10 вариантов контрольной работы, в каждом по 3 теоретических вопроса

Вариант 4.

  1. Развитие семейного права в России XV-XX вв.: основные этапы, особенности

  2. Органы отраслевого управления: коллегии в XVIII в., министерства в XIX в. (история возникновения и развития, устройство, функции и компетенция, взаимодействие с другими органами государственной власти)

  3. Развитие советского государства в 1930-е гг.: преобразования общественного строя, эволюция государственного механизма, развитие права



Написание контрольной работы начинается с подбора нормативно-правовых актов (памятников права) и литературы по выбранной теме. Список использованных источников по теме, составляется до начала исследования, а в ходе его (исследования) – пополняется. Помощь в работе оказывают библиографические справочники, сайты историко-правовых журналов, научные электронные библиотеки eLIBRARY.ru, КиберЛенинка и т. д.

Подбор литературы.

Подбор литературы дело ответственное и достаточно трудоемкое. На этой стадии нужно:

  • Ознакомиться с настоящим пособием, рабочей программой дисциплины

  • Просмотреть каталоги библиотеки ИРНИТУ, научной библиотеки Иркутского государственного универси­тета, Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени И.И. Молчанова-Сибирского, электронных библиотек eLIBRARY.ru, КиберЛенинка и др.

  • Осуществить поиск опубликованных научных статей по вопросам контрольной работы в научных историко-правовых журналах за последние 10 лет. Это можно сделать непосредственно в библиотеке, просмотрев последний номер журнала за каждый год (где дается полный перечень публикаций за истекший год), и номера журналов за текущий год. Кроме того, это можно сделать с помощью Интернета – на официальном сайте того или иного журнала, а также с помощью электронных ресурсов, дающих возможность поиска публикаций по теме. В качестве периодических изданий рекомендуется использовать специализированные юридические издания и историко-правовые журналы, имеющие гриф ВАК

  • Данные о научных источниках по исследуемой теме можно найти в уже найденных работах: в списках литературы, в сносках.

После подбора литературы и ее получения необходимо приступить к ее изучению, руководствуясь при этом ре­комендуемым планом.

Изучение материала желательно начинать с нормативных материалов, памятников права, затем перейти к учебникам и учебным пособиям, после этого – к монографиям и статьям по отдельным вопросам темы. Из трудов одного автора, либо разных изданий одного и того же учебника или работы следует выбирать более поздние издания.

Текст нормативно-правового акта, памятника права необходимо тщательно прочесть, затем самостоятельно проанализировать и сравнить с предшествовавшим ему аналогичным нормативным актом. Возникшие в результате исследования самостоятельные мысли следует записать.

Студенты должны помнить: даже если поиск информации о необходимой учебной, научной и иной литературе удобнее осуществлять с помощью возможностей Интернета, то при чтении источников, непосредственном ознакомлении с ними и изучении, предпочтение следует отдавать «бумажному» варианту, пользуясь читальными залами и абонементами библиотек. Поэтому студентам-заочникам, живущим и работающим далеко от областного центра, необходимо планировать посещение вышеназванных библиотек вовремя установочных сессий (заранее делать скан-и ксерокопии необходимой литературы, чтобы потом работать с нею дома), а также изучить возможности использования системы межбиблиотечных заказов.


При чтении отобранной литературы следует делать краткие выписки, записи в виде цитат, характеризующие ту или иную проблему, раскрывающие содержание рас­сматриваемых вопросов.

Одновременно с изучением литературы следует под­бирать и анализировать примеры из правоприменительной практики для иллюстрации и подтверждения основных положений работы. В качестве источников эмпирического материала мо­гут быть использованы журналы, газеты, публикуемая практика судов и практика работы конкретного суда, государственные доклады, статистическая информация, фактическая информация, выставленная на официальных сайтах органов и организаций и т.д.

В ходе работы по изучению литературы, подбору примеров необходимо каждый раз делать для себя пометку о выходных данных источника (фа­милия и инициалы автора, название работы, место и год издания, страницы), чтобы в будущем пра­вильно оформить курсовую работу в части списка источников и сносок.

Написание работы.

Закончив сбор материала по теме и составление плана работы, студент может приступить непосредственно к написанию реферата. Перед написанием рекомендуется еще раз просмотреть весь имеющийся материал, при необходимости внести изменения и уточнения в ранее составленный план и продумать последовательность изложения материала.

Структура работы должна быть четкой, логичной и обоснованной, без повторов. Весь текст работы должен быть подчинен одной идее. Необходимо придерживаться академического стиля изложения; ни в коем случае не следует пользоваться разговорными и сленговыми выражениями, делающими научную работу похожей на пробу пера начинающего журналиста.

Контрольную работу студенту необходимо выполнить лично и самостоятельно. В случае возникновения в ходе ее написания вопросов, проблем, необходимо обратиться к преподавателю, ведущему дисциплину в часы консультаций, либо с использованием электронной почты.

Работу следует писать грамотно, аккуратно, с соблюдением правил литературного и библиографического оформления (см. далее). Материал нельзя излагать без ссылок на авторов или на НПА. В случае, когда студент излагает какие-то положения из прочитанного без ссылок на автора, он чужие мысли и идеи выдает за свои собственные, даже если он переставил в предложении отдельные слова, либо заменил их синонимами, – это недопустимо. Недопустимо и «скачивание» текста из Интернета, хотя использование данного источника информации желательно при соответствующей ссылки на адрес сайта. Материалы Интернета включаются в список использованных нормативно-правовых актов и литературы и оформляются в соответствии с ГОСТ 7.32–2005 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: общие требования и правила составления».


При рассмотрении во­просов темы студент должен проявить глубокое по­нимание их сущности, теоретически правильно и всесто­ронне их осветить. Изложение материала должно быть последователь­ным, без повторений, содержать обобщения и выводы по каждому вопросу. Все основные теоретические положения должны быть убедительно аргументированы.

Преподаватель, ведущий дисциплину, по мере необходимости контролирует и консультирует студента заочной формы обучения в период написания контрольной работы с целью соблюдения заданных сроков подготовки работы, установленных требований по оформлению и содержанию; организует процесс исследования, обеспечивает полноту решения поставленных задач, ритмичность работы и своевременность завершения ее этапов, соответствие предлагаемых решений уровню развития и современному состоянию общественных отношений, государственной и правовой систем России. Основное условие, обеспечивающее полноценное формирование необходимых для юриста компетенций – это самостоятельность при выполнении контрольной работы.

Оформление контрольной работы – вопрос чрезвычайно важный и обширный, поэтому ему будет посвящен специально раздел настоящего пособия (см. далее).

Защита контрольной работы – это процедура, в ходе которой студент демонстрирует уровень знания проблематики тем работы, подтверждает самостоятельность ее выполнения, показывает сформированность профессиональных компетенций, для формирования которых работа и выполняется. Защита работы осуществляется в устной форме, публично перед аудиторией. Критерии оценки защиты: глубокое знание темы и текста контрольной работы, грамотная и уверенная речь, правильность и уверенность ответов на поставленные вопросы, умение увязать теорию с практикой, привести примеры.

По результатам проверки и защиты контрольной работы выставляется следующие оценки:

Критерии

Оценка

работа написана студентом самостоятельно, вопросы контрольной работы раскрыты в полном объеме с использованием практических примеров; работа содержит правильную формулировку понятий и категорий; студент самостоятельно, логично и последовательно излагает и интерпретирует материалы учебного курса; работа оформлена в соответствие с требованиями, изложенными в методических указаниях по выполнению контрольной работы

«отлично»

работа написана студентом самостоятельно, вопросы контрольной работы раскрыты в полном объеме; работа содержит некорректные формулировки понятий и категорий; при изложении материалов учебного курса допущены незначительные логические ошибки в изложении; при оформлении работы допущены небрежности и стилистические погрешности

«хорошо»

вопросы контрольной работы раскрыты в неполном объеме; ответы на вопросы контрольной работы содержат неточные, некорректные формулировки, отсутствуют примеры из правоприменительной практики. Оформление работы не в полной мере соответствует предъявляемым в методичке по выполнению контрольной работы требованиям

«удовлетворительно»

в работе не раскрыто основное содержание вопросов, ответы на вопросы контрольной работы содержат неточные, некорректные формулировки, отсутствуют примеры из правоприменительной практики. Оформление работы не соответствует предъявляемым в методичке по выполнению контрольной работы требованиям.

«неудовлетворительно»