ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
Объект городской среды Сталинские высотки
Студент
фамилия, имя, отчество
Группа
Студент
Оценка
Вступление
Послевоенный период в истории Москвы вызывает ассоциации, прежде всего, со строительством высотных зданий. Именно они стали главным символом сталинской Москвы.
Основная часть
Большинство исследователей сходится в том, что это была инициатива И.В. Сталина. Анализ источников личного происхождения и законодательных документов позволяет сделать вывод об особой роли И.В. Сталина во внедрении высотного строительства. Без сомнения, идея эта рождалась при его участии и в дальнейшем стала для него приоритетной.
Об этом свидетельствует и принятое 13 января 1947 г. Постановление Совета министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий», первый пункт которого гласил: «Принять предложение товарища Сталина о строительстве в течение 1947–1952 гг. в Москве многоэтажных зданий». Высотки планировались как дополнение к Дворцу Советов, об этом говорилось в том же постановлении. Проектированием Дворца в конце 1940-х гг. продолжал заниматься Б.М. Иофан. Однако И.В. Сталин в этот период уже потерял интерес к строительству Дворца Советов, тогда как высотные здания стали приоритетными в его программе застройки Москвы.
Для вождя высотные здания были призваны стать символом нового города. Хотя рассматриваемое постановление было принято в январе 1947 г., закладка высоток состоялась только во время празднования 800-летия Москвы, в сентябре 1947 г.
Это говорит о том, что самому факту закладки высотных зданий власти придавали большое идеологическое значение. Церемония закладки высоток рассматривалась как кульминационный момент празднования юбилея Москвы, под знаком подготовки к которому прошел весь 1947 г.
Закладка всех восьми высоток была произведена в один и тот же час, в 13.00, после закладки памятника Юрию Долгорукому, что должно было символизировать национальную и культурную преемственность между основателем Москвы и строительными начинаниями современной власти. Таким образом, высотные здания, их проектирование и строительство были неразрывно связаны с новыми аспектами внутренней политики И.В. Сталина и являлись одним из наиболее ярких выражений послевоенной идеологической доктрины сталинизма.
Обращение к классическим и национальным формам, монументальность сливались здесь с желанием еще больше усилить и подчеркнуть государственное, даже имперское, начало.
И.В. Сталин рассматривал в этот период Москву в качестве столицы советской империи, образца для всего мира. Она должна была стать символом советской государственности и победившего социализма.
Это полностью определяло его отношение к послевоенной архитектуре и детерминировало ее.
Еще одной идеологической особенностью высоток, которая проявилась сразу же в Постановлении Совета министров СССР от 13 января 1947 г., является указание на то, что «пропорции и силуэты этих зданий должны быть оригинальны и своей архитектурно-художественной композицией должны быть увязаны с исторически сложившейся архитектурой города и силуэтом будущего Дворца Советов. В соответствии с этим проектируемые здания не должны повторять образцы известных за границей многоэтажных зданий» Здесь как само собой разумеющееся констатировалось, что историческая застройка Москвы представляет ценность.
Черта самобытности русского народа, отличающая его от европейцев и американцев, – мысль, невозможная в 1920-е гг., когда все, что связано со «старой» Москвой, с дореволюционным прошлым, обрекалось на осуждение и уничтожение.
Высотные здания стали градостроительными доминантами на долгие годы, после постройки они влекли за собой перестройку района, где находились. Понимание взаимосвязи строительства высоток и преобразования окружающего их пространства присутствовало уже во время строительства в первой половине 1950-х годов.
Авторам проектов московских высотных зданий удалось создать оригинальные архитектурные решения, получившие в специальной литературе название сталинский ампир или советский монументальный классицизм. К строительству зданий привлекались лучшие специалисты своего времени, например, В.А. Сапрыкин.
Высотки:
-
Сталинская высотка у метро «Красные Ворота» -
Здание на Котельнической набережной -
Здание МИДа -
МГУ -
Дом авиаторов -
Гостиница «Ленинградская» -
Гостиница «Украина»
Здание Министерства иностранных дел — одно из семи построенных «сталинских высоток». Возведено в 1948—1953 годах по проекту архитекторов Владимира Гельфрейха, Михаила Минкуса и конструкторов Григория Михайловича Лимановского и С. Д. Гомберга для Министерства иностранных дел СССР
Проектирование происходило в несколько этапов. На первом архитекторы получили задание разработать три варианта будущего здания, которые бы различались композиционными приёмами, архитектурными решениями, а также высотой — от 9 до 40 этажей. На следующем этапе работа происходила уже над двумя отобранными версиями: 16-этажного здания (с подчеркнутым фронтом фасада и тремя ярусами, убывающими по высоте) и 20-этажного (с чётко выраженной устремленностью вверх, без разделения по вертикали). Их эскизные проекты были представлены правительству. Оба варианта получили хорошие оценки, однако для дальнейшей разработки был утвержден второй, получивший впоследствии Сталинскую премию по архитектуре. Сначала был собран каркас здания во всю длину, а само строительство происходило сверху вниз — начинали бетонирование с верхнего этажа и спускались по мере застывания к фундаменту
Согласно проекту центральная часть здания венчалась прямоугольной башней. В 1951 году здание было практически завершено, о чём свидетельствует памятная надпись на самой высотке. Через год на здании был достроен шпиль по личному указанию Иосифа Сталина (по другим данным, указание установить шпиль на уже готовом здании дал Лаврентий Берия).Возражающему Владимиру Гельфрейху было сказано: «Если Вы не сделаете это, то будет дано поручение другому архитектору». Облегчённая вершина сооружения не выдержала бы каменную надстройку, поэтому решили установить декоративный, смонтированный из окрашенных охрой стальных листов, итоговый вес шпиля составил 350 тонн, высота — 56 метров. Его хрупкость стала причиной того, что здание МИДа является единственной сталинской высоткой, не увенчанной пятиконечной звездой. Существует легенда, согласно которой архитектор Минкус после смерти Сталина написал письмо Никите Хрущеву с просьбой демонтировать шпиль, но получил отказ с комментарием: «Пусть шпиль останется памятником глупости Сталина».
В ходе строительства всех сталинских высоток инженеры столкнулись с многочисленными проблемами. Во-первых, слабые московские грунты — супеси, пески, суглинки — не подходят для строительства высоких тяжелых зданий. Чтобы решить эту задачу, пришлось создавать массивные дорогостоящие фундаменты. Во-вторых, у отечественных специалистов отсутствовал соответствующий опыт, поэтому учиться им приходилось непосредственно на строительной площадке. В-третьих, в стране отсутствовала необходимая техника.
Закономерно, что создание небоскрёбов стимулировало развитие строительной промышленности. Поскольку высотные дома возводились из монолитного железобетона с использованием готовых плит, в Люберцах и Кучине были созданы соответствующие заводы. Конструкторы П. П. Велихов, И. Б. Гитман и Л. Н. Щипакин разработали башенные краны УБК, максимальная грузоподъёмность которых составляла 15 тонн. Машина поднимала сама себя с этажа на этаж по мере роста здания. Строители начали использовать новые стеновые материалы, например, «многодырчатые» кирпичи и пустотелые керамические камни, которые выпускало предприятие в селе Кудиново.
Скорость работ обеспечивалась в том числе использованием труда заключённых, что было не исключением (подобный пример был при строительстве высотки МГУ). Согласно данным, опубликованным организацией «Мемориал», в строительстве дома на Котельнической набережной в 1948—1954 годах принимали участие заключённые ГУЛАГа. Вплоть до 1953-го тюремный лагерь находился непосредственно на строительной площадке, а последний год заключённых возили из лагеря, расположенном в Заморинском переулке. Не исключено также, что арестанты работали на строительной площадке и в 1930-х.
Заключение
Высотные здания надолго стали символом Москвы и градостроительными доминантами. Если другие аспекты сформированного во второй половине 1940 – первой половине 1950-х годов облика города достаточно быстро стали трансформироваться дальше, то высотные здания не потеряли своего значения.
Ссылки
-
https://elibrary.ru/item.asp?id=19420796 -
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B8