Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Практическое задание 1.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина:
Практическое задание 1
Выполнил:
Обучающийся Перетягина Наталья Александровна
Преподаватель:
Альвухина Татьяна Викторовна
Задание по теме 1.1. Задачи и виды труда детей дошкольного возраста
Цель: научиться определять задачи трудового воспитания дошкольников в разных возрастных группах.
Задание 1.
Выберите вид труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе или ручной труд) и определите задачи трудового воспитания дошкольников в разных возрастных группах (младшая, средняя, старшая и подготовительная группа).
Определите задачи трудового воспитания детей раннего возраста.
Задачи и содержание труда по самообслуживанию в группах
Самообслуживание в младшей группе
К детям младшего возраста чаще применяют положительную оценку, которая порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться.
В младших группах содержание труда по самообслуживанию включает в себя: обучать детей порядку одевания и раздевания, учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого, учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду, учить правильно надевать одежду и обувь. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).
Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого. Формировать навык пользования индивидуальными предметами носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.
Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. Таким образом, условием закрепления навыков самообслуживания, превращения их в привычки, а вместе с тем условием формирования самостоятельности в бытовой деятельности является поддержание интереса к ней.
Этому содействуют те эмоциональные переживания, которые испытывает ребенок при раздевании, одевании. Вот почему и на данной возрастной ступени так необходимы поощрения и объективная оценка его деятельности.
Самообслуживание в средней группе
Совершенствовать умения самостоятельно одеваться, раздеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее в порядок-чистить, просушивать, воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными, воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом, закреплять умения пользоваться расческой, носовым платком, приучать при кашле и чихании отворачиваться и прикрывать нос и рот платком, продолжать учить пользоваться правильно столовыми приборами -- ложкой, вилкой, ножом), Учить полоскать рот после еды.
Дети средней группы подражают старшим в выполнении труда по самообслуживанию, но делают они это уже более осознанно. Воспитатель становится для ребят авторитетом. Они в точности повторяют его действия, подражают даже в мелочах. Важно, чтобы дети чувствовали в тоне взрослых обязательность выполнения их требований.
В этом возрасте от ребят уже можно потребовать значительно больше, чем от маленьких. Большое внимание уделяется исполнительности, умение доводить начатое дело до конца и выполнять его качественно, у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что умеет сам. В этом возрасте они должны почувствовать, что всякий труд связан с преодолением трудностей. Следует учить детей трудиться рядом друг с другом.
Самообслуживание в старшей группе
Культурно-гигиенические навыки: формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки. следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.
Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить. Самообслуживание. Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель. Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать
подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.
Таким образом, постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе с взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.
Самообслуживание в подготовительной группе
Дети имеют обычные культурно-гигиенические навыки. Педагог должен воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, правильно чистить зубы, полоскать рот после еды, пользоваться носовым платком и расческой. Закреплять умения детей аккуратно пользоваться столовыми приборами; правильно вести себя за столом; обращаться с просьбой, благодарить. Закреплять умение следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе. Самообслуживание. Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить). Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать за собой постель после сна. Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.
Развитие самостоятельности включает две стороны: адаптивную (умение понимать существующие социальные нормы и действовать в соответствии с ними) и активную (готовность принимать самостоятельные решения) .
Дети должны чувствовать, что их попытки пробовать новое, в том числе и при планировании собственной жизни в течение дня, будут поддержаны взрослыми. Это возможно в том случае, если образовательная ситуация будет строиться с учетом детских интересов. Образовательная траектория группы детей может меняться с учетом происходящих в жизни дошкольников событий. Самостоятельность человека (инициативность, автономия, ответственность) формируется именно в дошкольном возрасте, разумеется, если взрослые создают для этого условия.
Задание по теме 1.2. Своеобразие и компоненты трудовой деятельности дошкольников
Цель: изучить особенности трудовой деятельности дошкольников и ее специфику в сравнении с трудом взрослых и игровой деятельностью.
Задание 2. Проанализируйте особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста в сравнении с трудом взрослых и заполните таблицу.
Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в сравнении с трудом взрослых
№ п/п | Труд взрослых | Труд детей | |
Различия | |||
1 | Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. | Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. | |
2 | Взрослые трудятся за материальные вознаграждения | Труд удовлетворяет потребность ребёнка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми | |
3 | приобретают профессиональные навыки (как, например, у токаря или слесаря) | В процессе труда дети приобретают трудовые (но не профессиональные) навыки и умения. Навыки, помогающие ребёнку становиться независимым от взрослого, самостоятельными. | |
4 | Свобода выбора профессии и работы, возможность проявить свои творческие способности. | Труд детей не имеет настоящего материального вознаграждения. | |
5 | Взрослый удирает просто потому что было чисто и комфортно | Труд ребёнка носит ситуативный необязательный характер. Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых | |
6 | Почетность и важность любой работы и профессии. | Все компоненты трудовой деятельности дошкольников находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого. | |
Сходства | |||
1 | Постановка цели и мотивация трудового процесса | Постановка цели и мотивация трудового процесса | |
2 | Труд как основа экологической сохранности планеты и дальнейшего развития цивилизации. | Труд как основа благосостояния каждого человека и общества в целом. |
Задание 3. Проанализируйте особенности труда детей дошкольного возраста во взаимосвязи с игровой деятельностью и заполните таблицу.
Своеобразие труда дошкольников во взаимосвязи с игровой деятельностью
Взаимосвязь труда и игры | Отличия труда от игры |
Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру - играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т.д. | Труд способствует познанию мира |
Своеобразные манипулятивные действия осуществляются в процессе игры. Так, за словми « как будто» скрываются воображаемые трудовые операции (помыли посуду, довезли пассажиров до станции и т.д.) | Труд предлагает спецоборудование |
Связь игры и труда детей младшей группы можно проследить в процессе выполнения ими дел, необходимых для игры: провести, например, уборку в кукольном хозяйстве, помыть игрушечную посуду, построить жильё для игрушечных животных, перевести строительный материал к месту стройки и т.п. | Труд позволяет удовлетворить материальные потребности |
В тех случаях, когда у детей еще не сформированы навыки работы с инструментами, когда сам характер трудового процесса ещё незнаком детям, а ясного указания к использованию инструмента не дано, преобладающей является игровая, а не трудовая деятельность. | Осуществляется как материально так и сообща |
Так, будучи дежурным, ребенок расставляет баночки с водой для занятия по изо. Закончив работу, превращает подносик, которым пользовался, в руль, себя - в шофера и «едет» за розетками. | труд всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка или коллектива детей. Процесс труда без достижения результата смысла не имеет. |
Самообслуживание для младших дошкольников представляет значительную трудность, так как оно требует от детей известных усилий, сосредоточенности, поэтому в процессе обучения навыкам самообслуживания часто обращаются к игровой ситуации: мишка или кукла, «смотрят, как чисто умывается дети, как аккуратно вешают свою одежду на спинку стула». | процесс труда всегда протекает в реальном плане: в нем отсутствуют мнимая ситуация, замещение одних предметов другими, ребенок действует с реальными предметами, реально их преобразует, добиваясь трудового результата. |