Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Практическое задание 1.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина:

Практическое задание 1


Выполнил:

Обучающийся Перетягина Наталья Александровна

Преподаватель:

Альвухина Татьяна Викторовна


Задание по теме 1.1. Задачи и виды труда детей дошкольного возраста

Цель: научиться определять задачи трудового воспитания дошкольников в разных возрастных группах.

 

Задание 1.

Выберите вид труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе или ручной труд) и определите задачи трудового воспитания дошкольников в разных возрастных группах (младшая, средняя, старшая и подготовительная группа).

Определите задачи трудового воспитания детей раннего возраста.
Задачи и содержание труда по самообслуживанию в группах
Самообслуживание в младшей группе

К детям младшего возраста чаще применяют положительную оценку, которая порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться.

В младших группах содержание труда по самообслуживанию включает в себя: обучать детей порядку одевания и раздевания, учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого, учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду, учить правильно надевать одежду и обувь. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).

Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого. Формировать навык пользования индивидуальными предметами носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.

Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. Таким образом, условием закрепления навыков самообслуживания, превращения их в привычки, а вместе с тем условием формирования самостоятельности в бытовой деятельности является поддержание интереса к ней.


Этому содействуют те эмоциональные переживания, которые испытывает ребенок при раздевании, одевании. Вот почему и на данной возрастной ступени так необходимы поощрения и объективная оценка его деятельности.
Самообслуживание в средней группе

Совершенствовать умения самостоятельно одеваться, раздеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее в порядок-чистить, просушивать, воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными, воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом, закреплять умения пользоваться расческой, носовым платком, приучать при кашле и чихании отворачиваться и прикрывать нос и рот платком, продолжать учить пользоваться правильно столовыми приборами -- ложкой, вилкой, ножом), Учить полоскать рот после еды.

Дети средней группы подражают старшим в выполнении труда по самообслуживанию, но делают они это уже более осознанно. Воспитатель становится для ребят авторитетом. Они в точности повторяют его действия, подражают даже в мелочах. Важно, чтобы дети чувствовали в тоне взрослых обязательность выполнения их требований.

В этом возрасте от ребят уже можно потребовать значительно больше, чем от маленьких. Большое внимание уделяется исполнительности, умение доводить начатое дело до конца и выполнять его качественно, у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что умеет сам. В этом возрасте они должны почувствовать, что всякий труд связан с преодолением трудностей. Следует учить детей трудиться рядом друг с другом.
Самообслуживание в старшей группе

Культурно-гигиенические навыки: формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки. следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.

Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить. Самообслуживание. Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель. Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать

подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.

Таким образом, постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе с взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.
Самообслуживание в подготовительной группе
Дети имеют обычные культурно-гигиенические навыки. Педагог должен воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, правильно чистить зубы, полоскать рот после еды, пользоваться носовым платком и расческой. Закреплять умения детей аккуратно пользоваться столовыми приборами; правильно вести себя за столом; обращаться с просьбой, благодарить. Закреплять умение следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе. Самообслуживание. Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить). Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать за собой постель после сна. Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.

Развитие самостоятельности включает две стороны: адаптивную (умение понимать существующие социальные нормы и действовать в соответствии с ними) и активную (готовность принимать самостоятельные решения) .

Дети должны чувствовать, что их попытки пробовать новое, в том числе и при планировании собственной жизни в течение дня, будут поддержаны взрослыми. Это возможно в том случае, если образовательная ситуация будет строиться с учетом детских интересов. Образовательная траектория группы детей может меняться с учетом происходящих в жизни дошкольников событий. Самостоятельность человека (инициативность, автономия, ответственность) формируется именно в дошкольном возрасте, разумеется, если взрослые создают для этого условия.


 

Задание по теме 1.2. Своеобразие и компоненты трудовой деятельности дошкольников

Цель: изучить особенности трудовой деятельности дошкольников и ее специфику в сравнении с трудом взрослых и игровой деятельностью.

 

Задание 2. Проанализируйте особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста в сравнении с трудом взрослых и заполните таблицу.

 

Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в сравнении с трудом взрослых

п/п

Труд взрослых

Труд детей

Различия

1

 Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духов­ных ценностей.

Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя

трудовую задачу, малыши часто переключаются на

игру.

2

 Взрослые трудятся за материальные вознаграждения

 Труд удовлетворяет потребность ребёнка

в самоутверждении, в познании собственных

возможностей, сближает его со взрослыми

3

 приобретают профессиональные навыки (как, например, у токаря или слесаря)

 В процессе труда дети приобретают

трудовые (но не профессиональные) навыки и умения. Навыки, помогающие ребёнку становиться независимым от взрослого, самостоятельными.

4

 Свобода выбора профессии и работы, возможность проявить свои творческие способности.

 Труд детей не имеет настоящего материального вознаграждения.

5

 Взрослый удирает просто потому что было чисто и комфортно

 Труд ребёнка носит ситуативный необязательный характер. Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых

6

 Почетность и важность любой работы и профессии.

 Все компоненты трудовой деятельности дошкольников находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Сходства

1

 Постановка цели и мотивация трудового процесса

 Постановка цели и мотивация трудового процесса

2

 Труд как основа экологической сохранности планеты и дальнейшего развития цивилизации.

 Труд как основа благосостояния каждого человека и общества в целом.


 
Задание 3. Проанализируйте особенности труда детей дошкольного возраста во взаимосвязи с игровой деятельностью и заполните таблицу.

 

Своеобразие труда дошкольников во взаимосвязи с игровой деятельностью

Взаимосвязь труда и игры

Отличия труда от игры

 Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру - играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т.д.

 Труд способствует познанию мира

 Своеобразные манипулятивные действия осуществляются в процессе игры. Так, за словми « как будто» скрываются воображаемые трудовые операции (помыли посуду, довезли пассажиров до станции и т.д.)

 Труд предлагает спецоборудование

 Связь игры и труда детей младшей группы можно проследить в процессе выполнения ими дел, необходимых для игры: провести, например, уборку в кукольном хозяйстве, помыть игрушечную посуду, построить жильё для игрушечных животных, перевести строительный материал к месту стройки и т.п.

 Труд позволяет удовлетворить материальные потребности

 В тех случаях, когда у детей еще не сформированы навыки работы с инструментами, когда сам характер трудового процесса ещё незнаком детям, а ясного указания к использованию инструмента не дано, преобладающей является игровая, а не трудовая деятельность.

 Осуществляется как материально так и сообща

 Так, будучи дежурным, ребенок расставляет баночки с водой для занятия по изо. Закончив работу, превращает подносик, которым пользовался, в руль, себя - в шофера и «едет» за розетками.

 труд всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка или коллектива детей. Процесс труда без достижения результата смысла не имеет.

 Самообслуживание для младших дошкольников представляет значительную трудность, так как оно требует от детей известных усилий, сосредоточенности, поэтому в процессе обучения навыкам самообслуживания часто обращаются к игровой ситуации: мишка или кукла, «смотрят, как чисто умывается дети, как аккуратно вешают свою одежду на спинку стула».

 процесс труда всегда протекает в реальном плане: в нем отсутствуют мнимая ситуация, замещение одних предметов другими, ребенок действует с реальными предметами, реально их преобразует, добиваясь трудового результата.