Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Практическое задание 1.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задания по теме 2.1. Формы организации труда дошкольников
Цель: формирование навыков отбора содержания различных форм организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
Задание 4. Разработайте содержание различных форм организации трудовой деятельности дошкольников. Для этого выберите вид труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе или ручной труд) и возрастную группу (младшая, средняя, старшая или подготовительная группа) и разработайте содержание возможных поручений (не менее 3) или дежурств (не менее 3).
Например:
Вид труда: хозяйственно-бытовой труд
Возрастная группа: подготовительная группа детского сада
Содержание различных форм организации трудовой деятельности дошкольников: здесь нужно составить содержание поручений (не менее 3) или дежурств (не менее 3) для детей подготовительной группы в рамках хозяйственно-бытового труда.
Ответ:
Вит труда: Труд в природе
Возрастная группа: подготовительная группа детского сада
Труд в природе
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.
Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся:
со свойствами и качествами, состояниями объектов природы;
усваивают способы установки этих свойств.
Содержание различных форм организации трудовой деятельности дошкольников:
-
«Полив комнатных растений».
Цель: расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые растения. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
2. «Посадка лука».
Цель: учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.
3. «Посев семян цветов и овощей».
Цель: дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян: делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой расстояние между ними и бороздки); учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки.
4. «Опрыскивание комнатных растений водой из пуливелизатора».Цель: Обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям. Учить детей самостоятельно определять необходимость полива (по цвету и состоянию почвы, по внешнему виду растения), напомнить технику полива.
Содержание поручений для детей подготовительной группы в рамках «Труд в природе»
Задание 5. Прочитайте педагогическую задачу.
Воспитательница, обращаясь к ребенку, говорит:
— У нашей куклы Тани загрязнилось платье, его надо постирать. Ира, кто тебе дома стирает платье?
— Мама, — отвечает Ира.
— А ты нашей кукле Тане платье постирай. Я расскажу тебе, как надо стирать. Сначала платье помочи в тазике с теплой водой, а потом мокрое платье намыль мылом и потри вот так (показывает). Когда оно будет чистое, мы поменяем воду и будем полоскать, а затем повесим сушить. Когда высохнет, погладим и наденем чистое платьице нашей кукле Тане.
Ответьте на вопросы:
1. В чем ценность такого объяснения предстоящего трудового задания?
2. Можно ли после такого объяснения трудового процесса предоставить детям полную самостоятельность?
Ответ:
1.Смысл подобного объяснения в том, что ребенок узнает последовательность действий, способы их выполнения и понимает взаимосвязь между действиями и результатом. Самостоятельность сразу предоставлять нельзя, так как у ребенка еще не совсем сформированы трудовые навыки и навыки самоконтроля. Раскрывайте перед ребенком суть процесса труда, так как она скрыта в его конечном результате.
2. Можно и нужно предоставить ребенку выполнить все самостоятельно, но при присмотре взрослого и предоставлении инвентаря как (тазик уже с теплой водой и мыло).
Задание по теме 2.2. Формирование трудовых умений и навыков
Цель:
формирование умений анализировать особенности содержания умений и навыков трудовой деятельности дошкольников и отбирать способы их диагностики.
Задание 6. Выберите вид труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе или ручной труд) и возрастную группу (младшая, средняя, старшая или подготовительная группа) и проведите анализ содержания умений и навыков трудовой деятельности дошкольников.
Например:
Вид труда: хозяйственно-бытовой труд
Возрастная группа: подготовительная группа детского сада
Содержание умений и навыков трудовой деятельности дошкольников: здесь нужно определить, какими умениями и навыками хозяйственно-бытового труда должны обладать дети по итогам года обучения в подготовительной группе?
Ответ:
Вит труда: хозяйственно-бытовой труд
Возрастная группа: старшая группа детского сада
Содержание умений и навыков трудовой деятельности дошкольников
Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием « хозяйственно-бытовой труд»:
1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать их сырой тряпочкой; мыть некоторые игрушки.
2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.)
3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки.) и т.п.
4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки и другую посуду после завтрака.
5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.
6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды.
7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь.
8. Приносить воду в небольших ведерках, колотые дрова, переворошить сено возле дома, сгрести его в небольшие копны.
9. Проявлять заботу о младших брате, сестре ( помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).
10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.
Задание по теме 3.1. Самообслуживание и его роль в развитии детей дошкольного возраста
Цель: формирование навыков разработки содержания непосредственной образовательной деятельности по формированию навыков самообслуживания у дошкольников.
Задание 7. Составьте подборку художественной литературы (не менее 3) и/или мультфильмов (не менее 3) для детей дошкольного возраста, которые могут быть использованы в работе по формированию навыков самообслуживания.
1. Мультсериал «Малышарики» (2017 г.). Сезон 1. Серия 66. «Кроватка». Как правильно заправлять кроватки, а также о том, какие домашние обязанности существуют у детей (убирать свои вещи, игрушки, поливать цветы, помогать родителям в уборке). Используем для преодоления отрицательного отношения к различным домашним обязанностям, а также для профилактики возникновения такого отношения. Возрастная категория: 0+ Продолжительность: 5 мин. Основные вопросы. Что сделала Пандочка, когда ее попросили убрать свою постель? К чему это привело? О каких домашних обязанностях рассказывает мультфильм? Какие домашние обязанности есть у тебя? Какие из них тебе не нравятся? Что сделать, чтобы они были интересны тебе? (Подводим ребенка к тому, что можно превратить их в увлекательную игру или выполнять под веселую песенку из мультфильма.)
2. Мультфильм «Мойдодыр» (1954 г.). Сказка о мальчике, который не любил умываться. Используем для формирования навыков гигиены у ребенка. Также можно использовать для профилактики отрицательного отношения к процессу умывания. Возрастная категория: 0+ Продолжительность: 17 мин. Примечание. Детям до пяти лет рекомендуется показать мультфильм по частям. Разбиваем его на две части, одну (продолжительность не более 10 мин.) смотрим утром, а вторую – после обеда. После просмотра второй части проводим беседу и игры.
3. Мультсериал «Смешарики: Азбука здоровья» (2009 г.).Сезон 1. Серия 8. «Личная гигиена». Про необходимость мыть руки, овощи и фрукты перед едой, а также про то, что может произойти, если этого не делать. Возрастная категория: 0+ Продолжительность: 1 мин 30 с.
4. Мультсериал «Ми-ми-мишки». Сезон 1 (2016 г.). Серия 53. «Зубная фея». Кеша не любил чистить зубы. Но попадание в Зубное царство и зубная щетка, подаренная королем Белозубом, изменили его мнение. Теперь он с удовольствием чистит зубы. Используем для формирования навыков чистки зубов, для преодоления отрицательного отношения к этой процедуре, а также для профилактики возникновения такого отношения. Возрастная категория: 0+ Продолжительность: 5 мин 30 с.
Задание по теме 3.2. Хозяйственно-бытовой труд дошкольников
Цель занятия: формирование навыков разработки содержания непосредственной образовательной деятельности по формированию навыков хозяйственно-бытового труда у дошкольников.
Задание 8. Составьте подборку художественной литературы (не менее 3) и/или мультфильмов (не менее 3) для детей дошкольного возраста, которые могут быть использованы в работе по формированию навыков хозяйственно-бытового труда.
1.Мультфильм «Нехочуха» (1986 г.). История о том, как посещение страны Нехочухии помогло мальчику избавиться от собственной лени. Используем для беседы о любых проявлениях у ребенка лени, нежелании убирать за собой, а также есть или одеваться самостоятельно.
2. Мультфильм «Федорино горе» (1974 г.). Сказка о неаккуратной и ленивой бабушке Федоре. Она не убирала свой дом, в результате от нее ушли недовольные предметы домашней утвари, а их место заняли тараканы. К тому же Федора не следила за собой, выглядела грязной и неопрятной. В финале сказки она приводит себя и свой дом в порядок. Используем для преодоления отрицательного отношения к уборке и личной гигиене, а также для профилактики возникновения такого отношения. Возрастная категория: 0+ Продолжительность: 9 мин. Основные вопросы. Как выглядит бабушка Федора в начале мультика? По какой причине от нее ушли посуда и мебель? Что сделала Федора, чтобы их вернуть? Как выглядит бабушка в конце мультфильма? А дом? Как тебе больше нравится: как в начале или как в конце? Что нужно делать, чтобы у нас дома было чисто?
3.Мультсериал «Приключения Лунтика и его друзей». Сезон 3 (2007–2008 гг.). Серия 162. «Уборка». О том, как хорошая уборка может помочь найти пропавшую игрушку. Используем для преодоления отрицательного отношения к уборке игрушек, а также для профилактики возникновения такого отношения. Возрастная категория: 0+ Продолжительность: 5 мин. Основные вопросы. О чем попросила баба Капа Лунтика и Кузю? Что они сделали вместо того, чтобы выполнить ее просьбу? Что в результате случилось с куклой Милы? Как удалось ее найти? Как ты думаешь, что может также потеряться в твоих игрушках? Зачем еще нужна уборка игрушек?
Пермь - 2021