Файл: Анализ и оценка средств реализации структурных методов анализа и проектирования экономической информационной системы.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
Термин автоматизированная информационная система используется как в широком, так и в узком смысле.
В самом широком смысле информационная система - есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией.
В узком смысле информационной системой называют только подмножество компонент ИС (в широком смысле), включающее базы данных, СУБД и специализированные прикладные программы.
Современное понимание автоматизированной информационной системы (рис. 3) предполагает использование персонального компьютера в качестве основного технического средства переработки информации.
Рисунок 3. Описание информационной системы.
Существуют различные классификации информационных систем. Одна из таких классификаций показана на рисунке 4. Рассмотрим теперь особенности автоматизированной экономической информационной системы.
Рисунок 4. Классификация информационных систем.
Система управления представляет собой совокупность взаимодействующих структурных подразделений экономической системы (например, на промышленном предприятии: дирекция, финансовый, производственный, снабженческий, сбытовой и Другие отделы), осуществляющих следующие функции управления:
- планирование - функция, определяющая цель функционирования экономической системы на различные периоды времени (стратегическое, тактическое, оперативное планирование)
- учет - функция, отображающая состояние объекта управления в результате выполнения хозяйственных процессов
- контроль - функция, с помощью которой определяется отклонение учетных данных от плановых целей и нормативов;
- оперативное управление - функция, осуществляющая регулирование всех хозяйственных процессов с целью исключения возникающих отклонений в плановых и учетных данных;
- анализ - функция, определяющая тенденции в работе экономической системы и резервы, которые учитываются при планировании на следующий временной период.
ИС накапливает и перерабатывает поступающую учетную информацию и имеющиеся нормативы, и планы в аналитическую информацию, служащую основой для прогнозирования развития экономической системы, корректировки ее целей и создания планов для нового цикла воспроизводства.
В соответствии с характером обработки информации в ИС на различных уровнях управления (оперативном, тактическом и стратегическом) выделяются следующие типы автоматизированных информационных систем - АИС (рис. 3):
• системы обработки данных (EDP - Electronic Data Processing);
• информационная система управления (MIS - Management Information System);
• система поддержки принятия решений (DSS - Decision Support system).
Вывод. Всякое предприятия существует и действует ради достижения своих собственных организационных целей. Возникает вопрос: что объединяет все разнообразие часто разнонаправленных целей предприятия?
Характеристика предприятия и его деятельности.
Обычно, применяя компьютер в своей деятельности, пользователь не придает особого значения, какая программа на нем установлена и как она работает. Ему важно другое - получить ответы на свои вопросы (решить свою задачу).
Так, например, для руководителя предприятия такими ответами могут быть ответы на следующие вопросы:
- Каково состояние дел на определенном участке работы?
- Что необходимо предпринять в текущий момент, чтобы предприятие было рентабельным?
- Как обустроить производство, чтобы оно развивалось и приносило всё больший и больший доход в будущем?
- Каковы дальнейшие перспективы деятельности предприятия?
Оказать существенную помощь руководителю (управляющему персоналу) предприятия в получении ответов на волнующие вопросы могут автоматизированные информационные системы, но для этого их надо иметь.
Процесс выбора или разработки информационной системы достаточно сложен и, если все же принято решение о ее разработке, необходимо вначале разработать проект (точно так же, как при строительстве жилого дома).
Процесс проектирования должен учесть множество факторов, зачастую весьма противоречивых: так, например, личные предпочтения не всегда согласуются с возможностями, а имеющиеся возможности не всегда согласуются с реалиями жизни.
Чтобы лучше понять все возникающие при проектировании и реализации информационной системы проблемы, рассмотрим некоторые (самые важные) из них, которые при этом возникают, и начнем с рассмотрения особенностей современного предприятия.
Современное предприятие довольно сложный организм, действующий в условиях рыночной экономики (в отличие от плановой экономики бывшего Советского Союза) и вынужденный постоянно адаптироваться к быстро меняющимся текущим условиям. Управлять таким предприятием вручную (без применения современных технических средств, в частности компьютеров) практически невозможно. Это первая проблема.
Заметим, что значительную часть программного обеспечения компьютеров, разрабатываемого в мире, составляют различные информационные системы. Однако время старения информационных систем (жизненный цикл программного обеспечения - ПО) составляет сейчас, по подсчетам различных специалистов, от двух до трех лет. Следовательно, разработка таких систем должна занимать минимальное время от указанного срока старения ПО. Это вторая проблема.
Третья проблема заключается в том, что все большее число стран, в том числе и Россия, интегрируются в мировую экономику, а значит и разработка информационных систем должна проходить под единым стандартом. Сразу же отметим, что одним из таких стандартов является стандарт качества ISO 9000.
Четвертая проблема (по очереди, но далеко не по значимости) состоит в необходимости учета человеческого фактора как при разработке, так и при внедрении информационной системы. Например, русский язык обладает 32 % информационной избыточности, что больше, чем у многих других европейских языков. В свою очередь информационная избыточность является источником искажения сути сообщения, т. е. при передаче через четыре уровня управления информацией мы имеем высокую вероятность получения 100 %-го искажения исходного сообщения.
Можно продолжить перечисление проблем (разной степени сложности), но подвеем некоторый итог сказанному: нельзя строить функционально ориентированные информационные системы на основе естественного (неформального) русского языка - необходимо применять формализованные языки, позволяющие детерминировано (однозначно) и адекватно описывать бизнес-процессы моделирования деятельности предприятия при проектировании информационной системы.
При ориентации на указанную выше методику создания каждому разработчику информационной системы (ИС) важно получить ответ на следующий вопрос: нужны ли предприятию или его руководителям информационные системы и если да, то ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ именно такие?
Как уже выше отмечалось, вопреки распространенному мнению, ни сами задачи, ни компьютер, ни информационные системы, по большому счету, руководителям предприятий не нужны! Им нужны готовые решения или даже ответы на те проблемы и задачи, которые постоянно возникают и которые требуют немедленного разрешения.
Что же в таком случае может дать информационная система предприятию и его руководству (чем может помочь ему)?
Прежде чем ответить на эти вопросы, заметим, что конкурентоспособность функционирования предприятий на современном этапе становится невозможной без решения комплекса задач, связанных с реорганизацией их бизнес-процессов, а именно:
- формализацией деятельности предприятия
- анализом и верификацией моделей бизнес-процессов
- формированием предложений по реорганизации бизнес-процессов
- автоматизацией бизнес-процессов
- стандартизацией выпускаемой продукции или оказания услуги и др.
Так что же необходимо сделать, чтобы разработать информационную систему, удовлетворяющую современным требованиям?
Любой специалист скажет, что прежде чем приступать к решению какой-либо проблемы (например, спроектировать информационную систему), необходимо поставить задачу. Добавим - осмысленную задачу, т. е. такую, для которой ясно, что является ее решением, а что - не решением. Только когда задача поставлена, можно приступать к ее решению. Это особенно важно для решения задачи на компьютере, поскольку в этом случае затрачиваются очень значительные ресурсы: людские, временные, финансовые и другие, возникает риск нерационального использования имеющихся ресурсов.
Первое, с чего начинается проектирование ИС - сбор и анализ информации о деятельности предприятия, т. е. изучение предметной области.
Собрав всю необходимую информацию, следует смоделировать деятельность предприятия. Причем построить модели необходимо для текущего, реально действующего процесса выпуска продукции или оказания услуги (говорят - построить модель AS IS - «КАК ЕСТЬ») чтобы можно было выделить и оценить те специфические основные бизнес-процессов, управление которыми призвано обеспечить эффективность (рентабельность) работы предприятия.
После того как проведена оценка отдельных процессов работы предприятия, необходимо разработать модель AS ТО BE «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ», обеспечивающую требуемую эффективность. Для этого обычно рассматривают одну или несколько из уже имеющихся методик оценки (о них пойдет речь ниже). Разработка моделей AS IS и AS ТО BE должна осуществляться на языке, понятном для неспециалиста в области информатики, и в тоже время на формальном языке, понятном разработчику и компьютеру. В то же время для этого необходимо выбирать такой инструмент моделирования, который бы занимал незначительное время для процессов моделирования и анализа (помни, что жизненный цикл ИС составляет 2-3 года).
Смоделировав деятельность предприятия (построив модель AS ТО BE), можно приступать к проектированию и реализации информационной системы, которая после прохождения этапа тестирования и отладки внедряется на предприятии. Работающая информационная система позволяет накопить значительные объемы информации, анализ которой необходим в будущем для различных подразделений и руководству предприятия. Для этих целей информационную систему обычно снабжают средствами проведения анализа (аналитической подсистемой).
Таким образом, схему проектирования и реализации информационной системы можно представить следующей образом.
1. Обследование предприятия и выделение миссии.
- Построение модели «КАК ЕСТЬ» (AS IS).
- Анализ модели «КАК ЕСТЬ»:
- метод АВС - предположение, что «деятельность потребляет ресурсы, а продукция потребляет деятельность»
- SWOT (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats - сильные стороны, слабые стороны, благоприятные возможности, угрозы)
- BPR (Business Process Reengineering - реинжиниринг бизнес-процессов)
- ISA (Information System Architecture - архитектура информационных систем)
- VCM (Value Chain Model - модель цепочек ценности)
- TOC - теория ограничений Голдратта.
- Разработка модели «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ (AS ТО BE)»
- Разработка предложений по реорганизации реальной деятельности предприятия на основе моделей «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ» (AS ТО BE).
- Постановка осмысленной задачи по разработке информационной системы.
- Формирование технического задания на разработку информационной системы.
- Проектирование и прототипирование информационной системы.
Реализация рабочей версии информационной системы, включая (если необходимо) методы и средства анализа накапливаемой информации.
- Тестирование и отладка созданной рабочей версии системы.
- Изготовление технической документации по эксплуатации информационной систем.
- Внедрение информационной системы на предприятии.
Какими знаниями необходимо для этого обладать? Теоретические аспекты моделирования, анализа, реорганизации и автоматизации бизнес-процессов прежде всего опираются на следующие направления теории программирования:
- формальные языки и грамматики
- теория синтаксического анализа, перевода и компиляции
- структурные и объектно-ориентированные методы анализа и проектирования
- теория параллельных вычислений (процессов)
- теория тестирования и отладки
- методы искусственного интеллекта и др.
Теперь можно приступить к описанию структуры, особенностей организации и процессов, характеризующих современное предприятие. Но прежде чем мы это сделаем, введем понятия системы вообще, автоматизированной информационной системы в частности и системного подхода к анализу деятельности предприятия.
В этой главе было рассмотрено понятие интеллектуальной информационной системы, ее признаки, благодаря которому расширилось понимание информационной системы. Также был анализ классификации информационных систем, а точнее автоматизированные информационные системы, характеристика предприятия. Благодаря этому были понятны ресурсы и возможности автоматизированных самоорганизующихся систем.