Файл: Лекция 15 Тема Техника безопасности при работе в контрольных лабораториях гсм. Техника безопасности при транспортировке, хранении и применении гсм и спец жидкостей. Общие вопросы пожарной и взрывной безопасности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛЕКЦИЯ 15
Тема: Техника безопасности при работе в контрольных лабораториях ГСМ. Техника безопасности при транспортировке, хранении и применении ГСМ и спец.жидкостей. Общие вопросы пожарной и взрывной безопасности

Цель лекции: Изучить технику безопасности при транспортировке, хранении и применении ГСМ и спец.жидкостей

Вопросы лекции

1. Техника безопасности при работе в контрольных лабораториях ГСМ.

2. Техника безопасности при транспортировке, хранении и применении ГСМ и спец.жидкостей

3. Общие вопросы пожарной и взрывной безопасности
Краткое содержание лекции.

Транспортировка ГСМ может производиться всеми видами транспорта, но при этом должны соблюдаться правила обеспечения безопасности перевозок и сохранения ГСМ:

а) железнодорожные перевозки производятся в специально оборудованных для этого вагонах-цистернах. Различают бензиновые, керосиновые, масляные, мазутные и битумные цистерны. Слив ГСМ осуществляется через люки колпаков (верхний слив) и через нижние сливные приборы (нижний слив).

Перевозка нефтепродуктов может производиться в более мелкой таре (стальных и деревянных бочках, бидонах), но для этого должен быть выделен крытый вагон или контейнеры.

б) транспортировка ГСМ водным транспортом производится или в специальных наливных судах (танкерах, баржах и т.д.) или на сухогрузных судах в мелкой таре.

в) транспортировка автотранспортом производится в специальных автоцистернах

г) транспортировка ГСМ воздушным транспортам может производиться в бочках, бидонах, баках самолетов. Для этого делается настил из досок на трапы и пол кабины и бочки или бидоны надежно закрепляются. Обязательно должны быть огнетушители.

д) хранение ГСМ производится на специально оборудованных складах. Эти склады должны размещаться вне полос воздушных отходов на специально отведенной территории в соответствии с генеральным планом аэропорта.

Расположение склада должна быть увязано с железнодорожными устройствами, территория склада должна быть обнесена специальным ограждением. Склады должны иметь противопожарный водопровод.

Склады ГСМ делятся на склады I и II категорий. Они должны быть связаны с аэропортом автомобильный дорогой, причем на складах I-й категории обычно делают не менее 2-х выездов на дороги общего пользования, а на складах II-й категории допускается один выезд. Сеть дорог и проездов для противопожарных целей в районе складов должна быть кольцевого типа.


До проверки в лаборатории физико – химических показателей прибывших ГСМ ими нельзя заправлять летательные аппараты.

При длительном хранении ГСМ в аэропорту проверка их физико – химических показателей производится один раз в 3 месяца7

Слив бензина в резервуары в кот. Хранились топлива Т-1, ТС-1, Т-2 по трубопроводам кот. Использовать для них, можно производить только после тщательной очистки и промывки резервуаров и трубопроводов.

Заполнением больших объемов топлива в ограниченное время с соблюдением всех правил заправки летательных аппаратов предстоит сложную техническую задачу, которая решается 2-мя способами:

а) применением мощных передвижных топливозаправщиков большой емкости (до 40000-45000 л) и большой производительностью (до 5000 л/мин). С помощью таких топливозаправщиков можно обеспечить заправку самолета за 15-20 мин.

б) при помощи стационарных систем заправки, когда подача топлива осуществляется по трубопроводам из центрального склада на места стоянки самолетов.

В настоящее время в аэропортах ГА эксплуатируются следующие передвижные заправочные средства: топливозаправщики Т3-200, Т3-16 и маслозаправщики М3-150, М3-51.

Топливозаправщики могут производить следующие операции:

заполнять собственную цистерну топливом;

заправлять самолеты фильтрованным топливом из своей и посторонней емкости;

перекачивать топливо из одной емкости в другую, минуя свою цистерну;

перемешивать топливо в цистерне;

транспортировать топливо;

Маслозаправщик может производить следствие операции:

заполнять собственную цистерну маслом;

перекачивать масло из одной емкости в другую, минуя свою цистерну.

транспортировать масло;

обеспечивать циркуляцию масла по замкнутому (кругу) контуру.

Заправка ГСМ должна производиться в соответствии с действующими наставлениями по инженерно-авиационной службе в аэропортах.

Заправка самолета топливом может производиться через заливные горловины топливных баков или снизу под давлением. При заправке снизу через специальное штуцеры и наконечники исключается возможность засорения топливных баков, повреждение обшивки самолета, увеличивается производительность заправки и уменьшается возможность накопления большого заряда статического электричества. Удаление механических применений из топлива производится его многократной фильтрацией тонкими фильтрами.
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

 И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ НА СКЛАДАХ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Общие положения:

  1. Все рабочие складов горюче-смазочных материалов перед поступлением на работу должны пройти медицинский осмотр и получить допуск к работе.

  2. К работе допускаются лица не моложе 18 лет. Запрещается привлекать к работе с этилированным бензином беременных и кормящих грудью женщин.

  3. Рабочие склада горюче-смазочных материалов перед началом работы должны пройти инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии.

  4. Ответственность за состояние техники безопасности и пожарной безопасности возлагается:
    на заправщика - в стационарных постах заправки;
    на шофера или тракториста - в подвижных постах заправки;
    на кладовщика - на складах горюче-смазочных материалов.

  5. При производстве работ на складах горюче-смазочных материалов необходимо тщательно следить за исправностью светильников, электропроводки, включающей и другой электроарматуры и электроаппаратуры и в случае обнаружения каких-либо неисправностей немедленно доложить об этом администрации.

  6. На всей территории склада запрещается пользоваться открытым огнем.

  7. Все резервуары, емкости и другие сооружения склада должны быть защищены от атмосферного электричества.

  8. В разливочных помещениях нужно строго следить за исправностью как естественной, так и искусственной вентиляции.

  9. Запрещается пребывание в помещениях или на территории склада посторонних лиц.

  10. Bся территория, производственные и вспомогательные помещения складов горюче-смазочных материалов должны содержаться в образцовом порядке и чистоте, их нельзя захламлять порожней тарой, мусором и другими посторонними предметами.

  11. Подъезды, проезды и пешеходные проходы должны быть выровнены, в зимнее время - очищены от снега и льда, а в ночное время освещены в соответствии с установленными нормами.

  12. Все котлованы, колодцы и ямы должны быть ограждены, а в ночное время иметь световые указатели.

  13. Рабочие склада горюче-смазочных материалов должны уметь оказывать первую медицинскую помощь. На территории склада должна быть укомплектованная аптечка первой медицинской помощи.

  14. В бытовых помещениях склада должен быть умывальник с водой, мыло, полотенце и чистая ветошь.

  15. Запрещается принимать пищу на местах производства работ.

  16. Бачки с питьевой водой должны находиться в помещениях, изолированных от паров горюче-смазочных материалов.

  17. Емкости с горюче-смазочными материалами должны быть закрыты от воздействия прямых солнечных лучей.

  18. Концентрация паров бензина в воздухе закрытых складов горюче-смазочных материалов не должна превышать 0,1 мг/л, a керосина и дизельного топлива -- не более 0,3 мг/л.

  19. Помещения складов горюче-смазочных материалов должны быть оборудованы эффективной искусственной вентиляцией.

  20. Склад горюче-смазочных материалов должен быть обеспечен пенными или кислотными огнетушителями, т. к. тушение воспламенившегося топлива водой невозможно.

  21. При работе с горюче-смазочными материалами особую осторожность следует проявлять при работе с этилированным бензином. Запрещается использовать этилированный бензин для мытья рук, чистки одежды и других целей.


1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ


1.1. Настоящая инструкция содержит требования по обеспечению безопасности труда при работах, связанных с использованием горюче-смазочных материалов и технических жидкостей (в дальнейшем ГСМ и ТЖ) при эксплуатации подъемников, арендованных автомобилей, ремонте инструмента и оборудования.
1.2. К ГСМ и ТЖ, используемым при работах, указанных в п. 1.1., относятся:

  • дизельное топливо;

  • бензин;

  • тормозные жидкости;

  • антифризы;

  • нефтепродукты (моющие растворы).

1.3. К выполнению работ с использованием ГСМ и ТЖ допускаются машинисты подъемников, мастера бригад бурения, совмещающие профессию водителя, рабочие БПО.

1.4. Рабоник, занятый работами с использованием ГСМ и ТЖ, должен знать опасные и вредные факторы ГСМ и ТЖ, используемых при работе:

  • дизельное топливо, бензин, нефтепродукты являются взрывопожароопасными;

  • антифризы и тормозные жидкости ядовиты.

1.5. Работник, применяющий ГСМ и ТЖ при работе, должен пользоваться сертифицированными средствами индивидуальной защиты (согласно типовых отраслевых норм).

1.6. Работник, работающий с ГСМ и ТЖ, должен знать место расположения первичных средств пожаротушения и уметь ими пользоваться.

1.7. Использованный обтирочный материал должен складироваться, в специальные металлические ящики с крышками и ежедневно вывозиться в безопасное в пожарном отношении место.

1.8. Использование ГСМ и ТЖ для мойки полов, оборудования, а также для чистки одежды запрещается!

1.9. На рабочем месте работника не должно храниться ГСМ и ТЖ более сменной потребности.

1.10. Содержать ГСМ и легковоспламеняющиеся ТЖ следует в таре с плот

но закрывающимися крышками с резиновыми прокладками. Использование стеклянной тары запрещается.

1.11. Во время работы следует избегать попадания ядовитых веществ на кожу. После окончания работы и перед едой мыть руки и лицо теплой водой с мылом.

1.12. Рабочий несет в установленном законом порядке ответственность за:

  • нарушение своими действиями норм, правил и инструкций по ОТ, пожарной безопасности, трудовой и производственной дисциплины;

  • ущерб, причиненный предприятию в результате нарушений правил, норм и инструкций по ОТ,ПБ и пожарной безопасности.


1.13. В зависимости от характера и степени нарушения работник может быть привлечен к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ


2.1. Рабочий должен находиться в спец. одежде, пуговицы застегнуты, волосы закрыты головным убором, при необходимости должен применять средства индивидуальной защиты.

2.2. Рабочее место должно содержаться в чистоте, необходимые материалы и детали должны быть складированы в соответствии с требованиями безопасности и не загромождать проходы и проезды. Тара (емкость) с ГСМ и ТЖ должна быть установлена таким образом, чтобы исключить случайное опрокидывание и разлив жидкости.

2.3. Помещение, в котором производятся работы с применением ГСМ и ТЖ, должно иметь освещение в соответствии с нормативами, вентиляцию.

2.4.При отвертывании пробок емкостей с ГСМ и другими легковоспламеняющимися жидкостями должен применяться искробезопасный инструмент.

2.5. На емкостях с ядовитыми жидкостями, должна быть табличка с указанием вида жидкости.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ


3.1. При переливе ГСМ и ТЖ из одной емкости в другую следует пользоваться специальными приспособлениями.

3.2. Запрещается применение открытого огня в помещениях, где производятся работы с пожаро- и взрывоопасными жидкостями.

3.3. Во время работы с применением ГСМ и ТЖ в помещении должна работать вытяжная и приточная вентиляция.

3.4. Нахождение посторонних лиц на местах производства работ с применением ГСМ и ТЖ, запрещается.

3.5. Заливка ГСМ и ТЖ в узлы и агрегаты должна производиться в соответствии с инструкциями по эксплуатации этих узлов и агрегатов.

3.6. При получении ГСМ и ТЖ следует соблюдать требования инструкции.

3.7. Во время работы рабочее место должно быть чистым. При случайном разливе ГСМ и ТЖ места разлива засыпаются сухим песком или грунтом.

3.8. Мойка деталей и инструмента должна производиться в моечных машинах в соответствии с инструкциями по их эксплуатации или в специальных емкостях, оборудованных местной вытяжной вентиляцией.

3.9. Слив отработанных моечных растворов должен производиться в специальные емкости для хранения до отправки на утилизацию. Слив в канализацию моющих растворов с нефтепродуктами запрещается.