ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
процесс растрирования, материалы, передаточные характеристики и многие другие параметры. Что оз- начает выражение «идеальное воспроизведение цве- та» и по каким критериям можно оценить качество в технологии репродукционных процессов?
Параметры качества в современной технологии зависят, прежде всего, от целей репродуцирования,
т.е. от того, продукцию какого качества желает ви- деть заказчик. Например, при печати объявлений в газетах и журналах основное правило – чтобы напе- чатанное объявление точно соответствовало образ- цу, который предоставлен рекламным агентством. В
этом случае можно говорить о точном воспроизведе- нии оригинала.
В источнике [1.4-1] в сжатой форме описывается физически точное воспроизведение оригинала, при котором возможно идентичное воспроизведение даже его спектрального состава. В этом редко достижимом на практике случае гарантируется, что при всех услови- ях освещения оттиск выглядит одинаково с оригина- лом. Это условие является очень важным в отношении приемлемости цветопробы для печати.
В противоположность физически точному вос-
произведению в редакциях газет и журналов часто преследуют цель воспроизвести изображения так,
чтобы сделать их привлекательными. В этом случае принято говорить о редакционном воспроизведении
(по желанию или по замыслу). В связи с этим поня- тие качества репродукции по замыслу можно пони- мать различным образом. Предоставляемые фото- агентствами диапозитивы часто имеют значительно больший цветовой охват, чем это обеспечивает ис- пользуемый способ печати. Отсюда следует необхо- димость в компромиссе, который должен быть най- ден в преобразовании изобразительной информации
на оттиске (рис. 1.4-16).
Оператор сканера решает (при необходимости по- сле переговоров с заказчиком), где находятся участки с сюжетно важной изобразительной информацией
(например, рисунок), воспроизведением чего можно пренебречь, а какую часть, если необходимо, даже выделить. Особенно велики компромиссы в газетном производстве, так как в нем, с одной стороны, доступ- ным является очень маленький цветовой охват, а с другой стороны, данные об изображении часто поста- вляются (например, агентствами) записанными в не- адекватной цветовой метрике (чаще всего в неопре- деленной системе RGB). В этом примере, когда по
81
1.4 Качество печати
k
⋅
X
Y
Z
x y
λ
λ
S (
λ
)
{
{
Y
x y
β (λ)
ϕ (λ)
k
⋅
k
⋅
L*
a*
b*
L*
C*
h*
,
,
z
λ
Восприятие цвета
(качественное)
цветовой тон,
яркость,
чистота цвета мозг глаз
= функция x отражение излучения излучения
[S(
λ)] [β(λ)]
Функция цветового раздражения
Оригинал
Освещение
Стандартные кривые сложения
Оптика
Модель
Измерительный прибор наблюдателя
Трехкомпонентные цветовые значения координаты цветности яркость,
Выражение цвета
(количественное)
Преобразование цветового пространства
Рис. 1.4-14
Модель восприятия и колориметрического описания цветов [1.4-2]
Параметры качества в современной технологии зависят, прежде всего, от целей репродуцирования,
т.е. от того, продукцию какого качества желает ви- деть заказчик. Например, при печати объявлений в газетах и журналах основное правило – чтобы напе- чатанное объявление точно соответствовало образ- цу, который предоставлен рекламным агентством. В
этом случае можно говорить о точном воспроизведе- нии оригинала.
В источнике [1.4-1] в сжатой форме описывается физически точное воспроизведение оригинала, при котором возможно идентичное воспроизведение даже его спектрального состава. В этом редко достижимом на практике случае гарантируется, что при всех услови- ях освещения оттиск выглядит одинаково с оригина- лом. Это условие является очень важным в отношении приемлемости цветопробы для печати.
В противоположность физически точному вос-
произведению в редакциях газет и журналов часто преследуют цель воспроизвести изображения так,
чтобы сделать их привлекательными. В этом случае принято говорить о редакционном воспроизведении
(по желанию или по замыслу). В связи с этим поня- тие качества репродукции по замыслу можно пони- мать различным образом. Предоставляемые фото- агентствами диапозитивы часто имеют значительно больший цветовой охват, чем это обеспечивает ис- пользуемый способ печати. Отсюда следует необхо- димость в компромиссе, который должен быть най- ден в преобразовании изобразительной информации
на оттиске (рис. 1.4-16).
Оператор сканера решает (при необходимости по- сле переговоров с заказчиком), где находятся участки с сюжетно важной изобразительной информацией
(например, рисунок), воспроизведением чего можно пренебречь, а какую часть, если необходимо, даже выделить. Особенно велики компромиссы в газетном производстве, так как в нем, с одной стороны, доступ- ным является очень маленький цветовой охват, а с другой стороны, данные об изображении часто поста- вляются (например, агентствами) записанными в не- адекватной цветовой метрике (чаще всего в неопре- деленной системе RGB). В этом примере, когда по
81
1.4 Качество печати
k
⋅
X
Y
Z
x y
λ
λ
S (
λ
)
{
{
Y
x y
β (λ)
ϕ (λ)
k
⋅
k
⋅
L*
a*
b*
L*
C*
h*
,
,
z
λ
Восприятие цвета
(качественное)
цветовой тон,
яркость,
чистота цвета мозг глаз
= функция x отражение излучения излучения
[S(
λ)] [β(λ)]
Функция цветового раздражения
Оригинал
Освещение
Стандартные кривые сложения
Оптика
Модель
Измерительный прибор наблюдателя
Трехкомпонентные цветовые значения координаты цветности яркость,
Выражение цвета
(количественное)
Преобразование цветового пространства
Рис. 1.4-14
Модель восприятия и колориметрического описания цветов [1.4-2]
1 Основы
82
корректным данным о цвете необходимо получить
«красивое изображение», критерий оптимизации в значительной степени субъективен.
При направленно оптимальном или точном вос- произведении оригинала необходимо добиться, что- бы представленные в каталогах или объявлениях ма- териалы точно соответствовали свойствам, заявлен- ным изготовителем. С целью удовлетворения требо- ваний, возникающих при воспроизведении дизай- нерских оригиналов, часто проводят визуальный подбор по цветным образцам специальных каталогов
(например, Pantone, HKS). Если, например, дизайнер- ские цвета (специальные цвета) не могут быть вос- произведены в достаточной степени удовлетвори- тельно основными красками полиграфического син- теза, то добавляют дополнительные краски, которые еще называют внетриадными.
Внетриадная краска, как правило, не учитывается при цветоделении и применяется исключительно для оформления отдельных элементов.
В случае точного цветовоспроизведения оригина- ла сегодня широко применяются процессы автомати- ческой обработки (раздел 3.2.10). При получении ре- продукции, оптимизированной по желанию, чаще всего неизбежно ручное вмешательство квалифици- рованных специалистов по обработке изображений.
Методы автоматического анализа и оптимизации изо- бражения развиваются лишь в течение нескольких последних лет и, как правило, еще не могут заменить ручную корректировку.
Другие факторы, которые определяют качество цветной репродукции, зависят, прежде всего, от свойств печатных красок, запечатываемого материа- ла, применяемого способа печати, условий проведе- ния печатного процесса, вида оригинала и параметров цветоделения. Колориметрические характеристики
используемых печатных красок и запечатываемого материала оказывают значительное влияние на вос- производимый цветовой охват. Так, например, боль- шое значение имеет то, какой пурпурный пигмент при- меняется в краске. Относительно дорогой родамин пурпурный расширяет цветовое пространство, прежде всего, в области синих и пурпурных цветов.
Запечатываемый материал также является суще- ственным фактором, определяющим максимально воспроизводимый интервал плотностей, и поэтому также влияет на цветовой контраст. Обычный интер- вал плотностей для немелованных бумаг при нало- жении основных красок составляет около 1,5 ед., а для мелованных – около 2,0 ед.
В дополнение к пояснениям по измерениям цвета
(раздел 1.4.1), где было описано применение спект- ральных методов, основанных на колориметрии, на рис. 1.4-17 кратко дается денситометрия. В сущности,
здесь происходит измерение толщины красочного слоя посредством оценки оптического поглощения
Рентгеновское
УФ
ИК
Радио
Гамма- излучение
Микроволны Радары ТВ Радиовещание
UKW KW MW LW
1 пм
1 нм
1 мкм
1 мм
1 м
1 км
Длина волны нм
Видимый диапазон
400 500 600 700
Рис. 1.4-15
Видимый диапазон спектра электромаг- нитных волн [1.4-8]
1 2 3 4
83
1.4 Качество печати
света для краски известного цветового тона. Измере- ния производятся с помощью светофильтра, спект- ральная характеристика которого позволяет получить максимальные измеряемые значения и, следователь- но, обеспечить высокую чувствительность измерений.
Следующий фактор, влияющий на качество вос- произведения, это применяемый способ растрирова-
ния. Линиатура при традиционном, амплитудно-мо- дулированном растрировании зависит от размера наименьшей, надежно передаваемой точки (в офсет- ной печати от 10 до 20 мкм). Это позволяет обеспе- чить в офсетной печати передачу значительно мень- ших деталей, чем в других способах (например, флек- сографской или трафаретной печати). Обычно лини- атура растра составляет при изготовлении высокока- чественной продукции 60–80 лин/см (период находится в пределах 125–167 мкм). Такая линиатура растра оптимальна, конечно, только для «нормаль- ного» расстояния рассматривания от 25 до 30 см.
Большие иллюстрированные плакаты воспроизво- дятся грубыми растрами, так как их обычно рассмат- ривают с соответственно больших расстояний.
Когда необходимо воспроизвести цвет определен- ного объекта (например, автомобиля), на процесс ре- продуцирования оказывают влияние освещение объ- екта при фотосъемке, возможные отражения, контра- сты и цветовая температура источника света. В этом случае при решении задач репродукционного процес- са фотография служит лишь промежуточным носите- лем информации. С появлением цифровой фотоап- паратуры (раздел 3.2.3) в комбинации с системами цифровой печати (например, NIP-системы) стало воз- можным создание полностью цифровых репродукци- онных систем, технологический процесс в которых начинается фотографированием оригинала, а закан- чивается выходом отпечатанной репродукции.
Важнейшим фактором, определяющим качество цветной репродукции, является собственно цветоделе-
ние. При этом нужно учитывать, что в преобладающем большинстве случаев многоцветная печать – это трех- цветный репродукционный процесс, т.е. все цвета по- лучают смешением трех основных красок. Даже, когда а
б в
0,8
520
530
540
550
490
480
470
450
400–380
560
570
580
590
600
610
620
650
700–780
0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0,0 0,0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7
y x
Рис. 1.4-16
Цветовые пространства в системе CIELAB для различных способов репродуцирования:
а цветная фотография (диапозитив);
б высококачественная офсетная печать;
в газетная печать
1 2
1
D
2 3 [
мкм
]
Оптическая плотность: D = log
1
β
Отражение:
β
=
l l
0
s l
0
l
Освещение
Показание прибора
Приемник
Электроника и компьютер
1,42
Оптика
Анализатор
Поляризатор
Оптическая плотность
Цветной светофильтр
Оптика
Диафрагма
(апертура)
Образец
Бумага
Краска
Толщина слоя краски s
Рис. 1.4-17
Измерение оптической плотности слоя краски с помощью денситометрии (прин- цип измерения)
на практике в качестве четвертой краски добавляется черная, это не изменяет того факта, что в полиграфи- ческом репродукционном процессе все многообразие цветов получают посредством трех основных красок.
При этом имеет принципиальное значение, насколько при цветоделении, необходимом для изготовления цветоделенных изображений, используемые свето- фильтры соответствуют печатным краскам, чтобы по- лучить максимально точное цветовоспроизведение.
Если светофильтры подобраны не оптимальным обра- зом, то становятся необходимыми дополнительные преобразования цвета (управление цветом изложено в разделе 3.2.10).
Цветоделение
Цветоделение, необходимое для получения цветного изображения, рассчитано на субтрактивное смешение цветов, несмотря на то, что цветовой синтез в полигра- фии является по существу автотипным синтезом цвета.
Растровые точки в многокрасочной печати располага- ются как отдельно одна от другой, так и одна поверх другой. На печатном оттиске имеют место два вида сме- шения: субтрактивное (последовательное наложение растровых точек для разных красок) и аддитивное (объ- единение рядом стоящих разноцветных растровых то- чек глазом наблюдателя). На рис. 1.4-18,а это показано на примере трехкрасочного оттиска. На рис. 1.4-19
представлены цветоделенные изображения и последо- вательное наложение красок при печати на четырехкра- сочной офсетной машине.
Достаточно мелкие, лежащие непосредственно одна рядом с другой растровые точки соответствуют аддитивному синтезу цвета, подобно тому, как это происходит в случае возбуждения элементов люми- несцентного покрытия цветного монитора. На репро- дукции в сравнении с этим растровые точки (окра- шенные участки) освещаются, и рассеянный (отра- женный) свет попадает в глаз наблюдателя, где соот- ветствующие цветовые раздражения складываются.
Красочные слои, наносимые на запечатываемый материал, должны быть прозрачными, т.е. действо- вать как цветные светофильтры для того, чтобы осу- ществлялся физический принцип субтрактивного синтеза цвета.
Исключительно субтрактивный синтез цвета на- блюдается при последовательном наложении красок на больших по размерам запечатываемых участках. В
чисто субтрактивном синтезе яркость цвета убывает с толщиной красочного слоя.
В автотипном процессе при многокрасочной ре- продукции растровая структура и регулировка при- водки красок при их последовательном наложении неизбежно приводят к появлению сложного, изменя- ющегося сочетания субтрактивного и аддитивного смешения цвета. Отсюда следует важное требование к спектральным свойствам печатных красок. Это тре- бование сводится к тому, что как при синтезе цвета за счет расположения окрашенных растровых точек на запечатываемой поверхности одна рядом с другой
(аддитивный синтез), так и при размещении этих то- чек одна поверх другой (субтрактивный синтез)
цветовая смесь должна восприниматься наблюдате- лем как один и тот же цвет.
Это требование к идеальным основным печатным краскам выполняется только тогда, когда их спектраль- ные кривые соответствуют П-образным, при этом зна-
1 Основы
84
а б
Рис. 1.4-18
Автотипная многокрасочная печать (микрофотографии оттиска),
расстояние между растровыми точками около 167 мкм:
а равномерный участок цветного изображения
(3-красочный оттиск);
б мелкая деталь цветного изображения (4-красочный оттиск)
При этом имеет принципиальное значение, насколько при цветоделении, необходимом для изготовления цветоделенных изображений, используемые свето- фильтры соответствуют печатным краскам, чтобы по- лучить максимально точное цветовоспроизведение.
Если светофильтры подобраны не оптимальным обра- зом, то становятся необходимыми дополнительные преобразования цвета (управление цветом изложено в разделе 3.2.10).
Цветоделение
Цветоделение, необходимое для получения цветного изображения, рассчитано на субтрактивное смешение цветов, несмотря на то, что цветовой синтез в полигра- фии является по существу автотипным синтезом цвета.
Растровые точки в многокрасочной печати располага- ются как отдельно одна от другой, так и одна поверх другой. На печатном оттиске имеют место два вида сме- шения: субтрактивное (последовательное наложение растровых точек для разных красок) и аддитивное (объ- единение рядом стоящих разноцветных растровых то- чек глазом наблюдателя). На рис. 1.4-18,а это показано на примере трехкрасочного оттиска. На рис. 1.4-19
представлены цветоделенные изображения и последо- вательное наложение красок при печати на четырехкра- сочной офсетной машине.
Достаточно мелкие, лежащие непосредственно одна рядом с другой растровые точки соответствуют аддитивному синтезу цвета, подобно тому, как это происходит в случае возбуждения элементов люми- несцентного покрытия цветного монитора. На репро- дукции в сравнении с этим растровые точки (окра- шенные участки) освещаются, и рассеянный (отра- женный) свет попадает в глаз наблюдателя, где соот- ветствующие цветовые раздражения складываются.
Красочные слои, наносимые на запечатываемый материал, должны быть прозрачными, т.е. действо- вать как цветные светофильтры для того, чтобы осу- ществлялся физический принцип субтрактивного синтеза цвета.
Исключительно субтрактивный синтез цвета на- блюдается при последовательном наложении красок на больших по размерам запечатываемых участках. В
чисто субтрактивном синтезе яркость цвета убывает с толщиной красочного слоя.
В автотипном процессе при многокрасочной ре- продукции растровая структура и регулировка при- водки красок при их последовательном наложении неизбежно приводят к появлению сложного, изменя- ющегося сочетания субтрактивного и аддитивного смешения цвета. Отсюда следует важное требование к спектральным свойствам печатных красок. Это тре- бование сводится к тому, что как при синтезе цвета за счет расположения окрашенных растровых точек на запечатываемой поверхности одна рядом с другой
(аддитивный синтез), так и при размещении этих то- чек одна поверх другой (субтрактивный синтез)
цветовая смесь должна восприниматься наблюдате- лем как один и тот же цвет.
Это требование к идеальным основным печатным краскам выполняется только тогда, когда их спектраль- ные кривые соответствуют П-образным, при этом зна-
1 Основы
84
а б
Рис. 1.4-18
Автотипная многокрасочная печать (микрофотографии оттиска),
расстояние между растровыми точками около 167 мкм:
а равномерный участок цветного изображения
(3-красочный оттиск);
б мелкая деталь цветного изображения (4-красочный оттиск)