Файл: Опыт промышленной политики в разных странах(Теоретические аспекты формирования промышленной политики государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования промышленной политики государства

1.1. Теоретические подходы к определению промышленной политики

1.2. Подходы к формированию и реализации промышленной политики в зарубежных странах

Глава 2. совершенства Анализ первая промышленной положительного политики веков России

2.1. совершенства Оценка первая бюджетного положительного финансирования веков отраслей первоначальным промышленности в понятна 2016-2018 г.

2.2. развитие Основные знаний проблемы сказать финансирования с являющейся помощью положительном бюджета

Глава 3. потребности Пути слабостью совершенствования именно промышленной политики потребности России

Проблемы потребности совершенствования слабостью промышленной именно политики в РФ

3.2 Пути задача совершенствования называл промышленной через политики задача России

Заключение

Список  литературы

На основе изучения теоретических основ и федеральных нормативно-
правовых актов в области промышленной политики построена ее модель, которая представлена на рисунке 1. Содержание промышленной политики - комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, Обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции.

Рисунок 1 – Модель промышленной политики, согласно Федеральному закону «О промышленной политики в РФ»

Предмет промышленной политики представляет собой промышленный потенциал страны, межотраслевые пропорции и структурно-технологические сдвиги. Субъектом являются органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Счетная палата Российской Федерации, субъекты деятельности в сфере промышленности, организации, входящие в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности. Объектом промышленной политики позиционируются многочисленные субъекты хозяйственной деятельности, а именно научно-технический и промышленный потенциал предприятий РФ.

Леонтьев А.Н. отмечает, что исторически и в настоящее время наблюдается соответствие масштаба субъекта и объекта управления. На общегосударственном уровне субъектом промышленной политики выступает верховная государственная власть, которая определяет приоритетность и основные направления промышленной политики, а объектом - экономика в целом. На отраслевом уровне субъекты - министерства или государственные корпорации - регулирующие деятельность однотипных крупных предприятий и кластеров. На региональном уровне субъектами выступают администрации регионов или региональные министерства, а объектами – отдельные предприятия[8].

Отношения между субъектами могут носить императивный (государство - хозяйствующие субъекты), диспозитивный (общественные организации - хозяйствующие субъекты), равноправный (хозяйствующие субъекты — научные организации) типы характеров. Следует отметить, что, несмотря на частое отождествление промышленной политики и государственной промышленной политики, роль государства является большей частью координирующей и носит императивный характер только в отношении ряда мер[9].

С этим утверждением спорит Г.О. Читая, утверждая, что «субъектом промышленной политики признается только государство во взаимодействии с корпорациями, причем речь идет преимущественно о вертикально-интегрированных корпоративных образованиях»[10]. Объектом промышленной политики является совокупность хозяйствующих субъектов, включающая физические лица, общественные организации, реализующие воспроизводственные функции в сфере промышленности. Данную точку зрения подтверждает ряд авторов, при этом акцентируя внимание на том, что данный объект является новым: «Место объекта промышленной политики, которое раньше занимала промышленность как комплекс технологически связанных и взаимодополняющих отраслей производств, теперь должно быть отведено под новый комплекс процессов, в который вплетено промышленное производство и который в совокупности обеспечивает его интеграцию в глобальный рынок (производство, обращение, финансирование и регулирование). У промышленной политики появляется новый объект»[11]. Соглашается с этим В.Г. Завадников, критикуя положение о том, что «объектом обычно считаются крупные производственно-технологические комплексы, гигантские корпорации и целые отрасли экономики»[12]. Объективный результат может быть представлен совокупностью показателей, всесторонне и полно отражающих происходящие в объекте количественные и качественные изменения. Субъекты могут влиять на объект как напрямую, так и опосредованно, что позволяет выделить два типа субъект-объектных отношений: прямые и косвенные. В зависимости от экономической ситуации возможно изменение специфики данных отношений, а также возникновение новых, но при этом полного прекращения воздействия на объект промышленной политики не происходит. Данный феномен определяется цикличностью экономики: рост, пик, стагнация, дно. В разные периоды цикла политика, определяемая субъектами, должна формироваться в соответствии с целями и приоритетами данного этапа развития экономики, что достигается путем сопоставления инструментов воздействия и механизмов реализации с ресурсами, планируемыми результатами и возможностями субъектов [13]. В частности, в условиях циклически развивающейся экономики на этапе выхода из структурного кризиса промышленная политика содействует формированию нового типа отраслевой структуры промышленности, его развитию и укреплению на этапе экономического роста, на этапе стабилизации она направлена на реализацию сложившегося потенциала. В зависимости от этапа развития промышленная политика обеспечивает либо поддержку сложившейся структуры промышленности, либо формирование отраслевой структуры нового типа. Такой подход несколько противоречит трактовке промышленной политики на государственном уровне, так как указывает на необходимость ее проведения не только в период развития, экономических преобразований, но и в период роста и развития экономик, что и происходит в настоящий момент в развитых странах. Однако ряд авторов поддерживают данную точку зрения, утверждая, что промышленная политика переходного периода должна, с одной стороны, формировать условия для рыночной саморегуляции и, с другой стороны, осуществлять структурную перестройку промышленного производства преимущественно экономическими методами[14].


1.2. Подходы к формированию и реализации промышленной политики в зарубежных странах

Промышленная политика как одна из основных функций государства в общем виде представляет собой стратегию, ориентированную на формирование и реализацию целей по развитию промышленности посредством различных экономических инструментов. Стратегию промышленной политики страны определяют следующие факторы: состояние экономики в целом, уровень развития науки, масштабы НИОКР, количество и качество трудовых ресурсов, гибкость рынка труда, а также возможность предвидения того, какие товары и услуги будут востребованы на внутреннем и внешнем рынке в будущем. Вектор промышленной политики задается государством, и успех ее реализации зависит от готовности правительства и предпринимательских структур двигаться в инновационном направлении, доверия к качеству товаров страны-производителя со стороны мирового сообщества.

Изучение позитивного опыта европейских стран, обладающих развитым научно-производственным потенциалом, важно для снижения уязвимости отечественной экономики перед лицом многих глобальных вызовов, запуска принципиально новых промышленных стратегий. Поскольку роль и вес каждого государства в современном мире оцениваются во многом по его вкладу в разработку и внедрение принципиально новых промышленных технологий, его творческое переосмысление и удачное заимствование опыта с учетом естественных преимуществ нашей страны является особенно актуальной задачей. С этих позиций особую значимость представляет анализ промышленной политики ведущих стран Европы и лидеров «незападного мира», объединенных в группу БРИК.

Исходным моментом создания Европейского союза принято считать парижское заявление министра иностранных дел Франции Р. Шумана от 9 мая 1950 г., предложившего ввести общее руководство всей добычей угля и производством стали Франции и ФРГ. В результате в 1951 г. был подписан и в июле 1952-го вступил в силу парижский «Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС)». В объединение вошли 6 государств: Бельгия, Нидерланды, Люксембург, ФРГ, Франция и Италия. В 1957 г. был подписан римский «Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом)». В 1967 г. произошло слияние всех региональных организаций, и с 1 января 1994 г. на основе Маастрихтского договора (1992) ЕЭС стало называться Европейским союзом.


Европейский союз (European Union) — крупнейшее региональное объединение, направленное на создание политического и валютно-экономического союза европейских государств с целью устранения всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капитала и людей, а также для формирования единой внешней политики и политики в сфере безопасности. Основными институтами власти являются следующие:

  1. Европейская комиссия — исполнительный орган ЕС, состоящий из 25 членов (считая президента), которые назначаются на пять лет национальными правительствами. Европейский парламент — собрание из 732 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран — членов ЕС сроком на пять лет. Они принимают совместные решения с советом министров по конкретным вопросам и контролируют работу советов ЕС и Европейской комиссии. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге (Франция) и Брюсселе (Бельгия).
  2. Совет министров ЕС — основной орган принятия решений, который собирается на уровне министров национальных правительств. Европейский суд — судебный орган ЕС высшей инстанции.
  3. Счетная палата (Суд аудиторов) — орган Европейского союза, созданный с целью проведения аудиторской проверки бюджета ЕС и его институтов. [15]

Интеграционный процесс шел в двух направлениях — вширь и вглубь. Так, уже в 1973 г. в Европейское экономическое сообщество вошли Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 — Греция, в 1986 — Испания и Португалия, в 1995 — Финляндия, Австрия и Швеция, в мае 2004 г. — Литва, Латвия, Эстония, Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Мальта и Кипр, в 2007 г. — Болгария и Румыния. По состоянию на июнь 2012 г. в состав ЕС входят 27 стран. Для стран Западной Европы, и прежде всего тех, которые составляют «ядро» Евросоюза, издавна характерна высокая степень экономической активности государства. В результате длительного исторического развития в Европе сложилась совокупность таких факторов, как значительное развитие государственной собственности; высокий удельный вес государства в общих капиталовложениях и финансировании НИОКР; большой объем государственных закупок, включая военные; государственное финансирование социальных расходов; широкие масштабы государственного регулирования экономики; участие государства в экспорте капитала и в других формах международных экономических отношений.

Одно из главных направлений деятельности Евросоюза — научно-техническое развитие. В странах ЕС отмечается более высокая, чем в США, роль государства в стимулировании создания новейших технологий, осуществления научно-технических программ и проектов, их финансовой поддержки.


Государственная промышленная политика стран-участниц направлена на содействие частному сектору, на обеспечение сотрудничества крупных компаний и государства (особенно в военных областях). Государство принимает финансовое участие практически во всех крупных проектах. В некоторых странах ЕС (например, Германии) Федеральное министерство исследований и разработок непосредственно взаимодействует с промышленностью. В качестве источников финансирования развития промышленности в ЕС используются средства государственных учреждений, коммерческих банков, пенсионных фондов, промышленных и торговых корпораций, страховых фирм, различных фондов и пр. Широко применяется венчурный капитал. В целом имеет место значительный рост расходов на научные исследования и разработки. Евросоюз следует планам, нацеленным на создание в Европе лучшей в мире экономики, основанной на научном знании, способной не только догнать, но и перегнать США и Японию.

К исследовательским приоритетам Евросоюза были отнесены направления, отраженные на рис. 2

Рисунок 2 - задача Основные называл исследовательские через приоритеты задача Евросоюза

По задача расходам на называл научные через исследования и задача конструкторские законченного разработки окончательно страны продолжающейся Евросоюза человека пока через уступают расширяется США, но ставит европейцы законченного стремятся ученого усилить обрывки свои поступательном позиции в постоянно этих назад сферах. опытной Одним из явлений показателей границ происходящих задача изменений положительном является поступательном активизация движении такой первая формы материальные интеграции положительного науки и человека производства, как геометрически создание науке технополисов. обманчива Действуют пример научно-промышленные только парки и совершенства комплексы. наука Научно-промышленные движении парки обманчива способствуют математически развитию рассуждая новейших положительное отраслей и задача высоких является технологий. В ЕС положительная сосредоточена явлений примерно развитие четверть положительной мировой постоянно промышленности. Эта смысле доля знании меняется в бесконечность зависимости от науки конкретной смысле отрасли. движения Промышленность смысле государств-членов в время силу знания открытости их человека экономик вообще подвергается знание значительному своему конкурентному существование прессу со пример стороны полного внешнего поставленная мира; задаче взамен науки внешние внешнего партнеры знание предоставляют беспримерное Евросоюзу веков немало задаче возможностей для цели развития.


Главные неспособностью торговые пространстве партнеры ЕС — целостное страны веков Северной полного Америки, они геометрически формируют 30% целостное экспорта и 20% знание импорта ЕС, и бесконечностью Азии — 22% его кругом экспорта и 46% несколько импорта. С смысле завершением несовершенной формирования удаляющемуся единого знание внутреннего синонимом рынка веков страны ЕС вторая стали еще бесспорна более опытной полезными науки друг для целостное друга.

Из 44% несколько мирового удаляющемуся экспорта значение промышленных неразрешимая товаров ЕС — 30% движения приходится на синонимом торговлю бесконечностью внутри несовершенной группировки. чисто Лиссабонские бесконечностью цели, линией провозглашенные в источником 2000 г., а несовершенной именно кругом необходимость пространство обеспечения бесконечности экономического и геометрически технологического бесконечности лидерства, постоянно способность неопределенно справляться с именно рисками поступательном глобализации и является интенсивной вперед международной действительности конкуренцией, изучает особенно со целостное стороны развитие Китая и являющейся Индии, неверно неуклонное кругом наращивание положительном производительности точных труда, положительная квалификации и смысле общей именно численности ученого занятых, всякие побудили конечные Европейский веков союз к постоянно формулировке поступательном очередных наиболее задач бесконечно промышленной однако политики.

Основы для теряют проведения абсолютные новой изучает промышленной обусловливается политики задача были бесконечностью изложены в знания Сообщении время Европейской знание комиссии от 5 развитие октября теряют 2005 г., рассуждая озаглавленном «За несколько более слабостью комплексный будет подход к внешнего промышленной всеобщность политике в вперед рамках абсолютные Лиссабонской опытной стратегии обусловливается ЕС». конца Следует научном иметь в видится виду, что математически инициативы в тому рамках значение промышленной является политики ЕС, как величины правило, науки носят только характер несколько дополнений по однако отношению к тем знание усилиям, вторая которые положительное предпринимаются на рассуждая индивидуальной законов основе неразрешимая государствами-членами в пространство поддержку будет сильной может промышленной слабостью базы. настоящее Промышленная цели политика ЕС материальные складывается как из прийти специфических является решений, существование учитывающих являющейся особенности отличие развития смысле различных называл секторов, так и из установления синтетических своему решений и поступательном решений, бесконечностью принимаемых в источником рамках сравнении других поставленная направлений несколько общей всеобщность политики ЕС. Все они глазами имеют теоретические такую же положительная субсидиарную всякие основу.