Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология социальноправовой деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»
Технологический колледж
КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Психология социально-правовой деятельности»

на тему: Роль психологии в профессиональной деятельности юриста.

Выполнила студентка дневной формы обучения гр. К410/1, обучающаяся по специальности «Право и организация социального обеспечения»

Зуева Кристина Ивановна

Руководитель работы: ____________________

Дата сдачи: _______________

Дата защиты: _____________

Оценка: __________________

г. Улан-Удэ

2022

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1.1 Понятие юридической психологии………………...……..…………………………………………..……….5

ГЛАВА 1.2. Значение психологии в профессиональной подготовке юристов………………………………………………………………………….…8

ГЛАВА 2.1. Психологическая культура юриста………………………………………………………………………….…12

ГЛАВА 2.2. Особенности психологического состояния личности юриста……………………………………………………………………...……..19

ГЛАВА 2.3. Психологическая структура юридической деятельности………..............................................................................................21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….25

Введение

Современный этап борьбы с преступностью, решение проблем, связанных с процессами становления правового государства предполагают использование в правоохранительной и правоприменительной деятельности современных достижений различных наук, среди которых особое место занимает психологическая наука и ее прикладная отрасль - юридическая психология.

Модели повышения качества юридического образования исходят из общих алгоритмов совершенствования отечественной высшей школы и не всегда учитывают специфики юридического образования как важнейшего института воспроизводства отечественного правового сознания.

Юридическая психология как одна из отраслей психологического знания имеет множество точек соприкосновения с юридическими науками и выполняет функцию психологического обеспечения правовой деятельности.


Поэтому подготовка юристов должна в числе прочих включать и основы юридической психологии. Это определяет актуальность темы исследования.

Целью работы будет исследование значения юридической психологии в подготовке и деятельности специалистов - юристов.

В реальной жизни психика человека существенно обличается от психики даже высокоорганизованных животных тем, что она в большинстве своих проявлений осознанна. Все те формы отражения и психические явления, которые свойственны и человеку и животному, у человека значительно усложнены, составляют единство с сознанием, носят подчиненный характер. Отметим, что даже безусловно-рефлекторный акт у человека является способом и своеобразным механизмом осуществления сознательного действия, у животных же такой акт может войти в состав только более или менее сложного инстинктивного действия.

Сознание - это высшая форма отражения объективной действительности, свойственная только человеку. Оно представляет собой единство всех форм познания человека, его переживаний и отношений к тому, что он отражает. Ощущение, память, мышление, мечта, склонность, настойчивость, принципиальность и все другие психические процессы, состояния и свойства человека - это различные проявления его сознания. Носителем сознания является личность. Личность - это человек в единстве всех его социально-психологических качеств и сил, направляющих его практическую деятельность. Деятельность - это взаимодействие конкретного человека с объективной действительностью, в процессе которого он сознательно и активно стремится к достижению поставленных целей.

Таким образом, рассмотрение данной темы имеет большое актуальное значение, так как проблема личности является центральной среди всех проблем юридической психологии, и многих других наук, в частности юридической деонтологии. В системе "человек - право" реализуются личностные аспекты человека как общественного существа, включенного в социальные отношения, как носителя сознания, и в частности правосознания. В связи с этим юридическая психология анализирует личность в двух аспектах: во-первых, в плане изучения и оказания воздействия на личность преступника; во-вторых, в плане определения профессиональной пригодности кандидатов для работы в правоохранительных и судебных органах и их психологической подготовки.

Глава 1.1. Понятие юридической психологии

Юридическая психология - раздел психологии, предметом которого являются психологические особенности деятельности, связанной с правом: отправлением правосудия (поведение участников уголовного процесса), правомерным и неправомерным поведением (формирование личности преступника и особенности преступного поведения), работой сотрудников правоохранительных органов и других юридических служб.



Задачи юридической психологии: реализовать процесс соединения психологических и юридических знаний; облегчить профессиональным юристам осмысление особенностей психической деятельности субъектов правоотношений; обучить юристов методам и приемам психологии.

Юридическая психология позволяет юристу анализировать с психологической точки зрения поведение преступника, использовать психологические методы в следственной и судебной практике; совершенствовать методы эффективной организации пенитенциарной системы и т.д.

Юристы осознали необходимость, что для глубокого понимания сущности базовых уголовно-правовых категорий (таких, как вина, цель, мотив) необходимы соответствующие психологические познания.

Предметом юридической психологии является изучение психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере действия права.

В развитии юридической психологии выделяют три основных этапа:

. Первый этап - формирование проблематики юридической психологии и особенностей криминогенного поведения - XVIII в. и первая половина XIX в.

Второй этап выделение юридической психологии как науки - конец XIX - начало XX в.

. Современный этап развития юридической психологии - с середины XX в. по настоящее время.

Третий этап развития юридической психологии совпадает с становление психологии как науки. На этом этапе ученые пытались осмыслить специфические задачи, которые не могли быть решены в рамках правоведения. Большое значение на этом этапе имели работы М.М. Щербатова (1733-1790), И.Т. Посошкова (1652-1726). И. Гофбауэр в работе «Психология в ее основных применениях в судебной жизни» (1808) и И. Фридрих в работе «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835) впервые использовать данные психологии в расследовании преступлений.

На втором этапе ученые И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, В.П. Сербский, А.Ф. Кони и др. использовали методы психологии, психиатрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь - уголовного права) для анализа сущности преступления и личности преступника. В это же время в юридической психологии появляются экспериментальные методы исследования. Большое значение имели исследования Ч. Ломброзо, который объяснял природу преступного поведения с позиции антропологии.

В начале XX в. формируется российская психологическая школа права во главе с Л. Петражицким.

Третий этап развития и становления юридической психологии приходится на ХХ-ХХ1 вв. А советский период в России исследования по юридической психологии были остановлены и до середины 50-х годов развитие этой науки прервалось. В 1964 г. было принято Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране», которое восстановило юридическую психологию во всех юридических вузах страны. В мае 1971 г. в Москве состоялась первая Всесоюзная конференция по судебной психологии. Осенью 1986 г. в городе Тарту (Эстония) прошла Всесоюзная конференция по юридической психологии.


В современный период развитие юридической психологии связано с работами Ю.В. Чуфаровского, М.И. Еникеева, В.В. Романова.

В юридической психологии используются как общенаучные методы. Так и специальные методы. К общенаучным методам относят: Диалектический метод, аналитический метод, системный метод и т.д.

В юридической психологии выделяют такие разделы как правовая психология, криминальная психология, следственно-оперативная психология, судебная психология, Психология исправительной деятельности.

Правовая психология - раздел юридической психологии, изучающий психологические закономерности правовой социализации личности.

Криминальная психология - раздел, изучающий психологические особенности личности преступника а так же особенности отдельных видов преступлений.

Следственно-оперативная психология - раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений.

Судебная психология - раздел, изучающий психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы.

Психология исправительной деятельности - раздел изучающий психологические проблемы исполнения уголовного наказания.

Глава 1.2. Значение психологии в профессиональной подготовке юристов

преступный юридический беседа психология

Правоохранительную функцию государства призваны обеспечивать правоохранительные органы. Для повышения эффективности деятельности правоохранительных органов необходима качественная юридическая подготовка специалистов в области правоохранительной деятельности.

Практика последних лет свидетельствует, что к работникам правоохранительных органов стали предъявлять высокие требования. Это относится как к различным сторонам профессиональной подготовленности, так и к социально-культурной зрелости личности выпускников юридических факультетов. Ведь юристам приходится действовать в условиях динамичной трансформации законодательства, расширенного внимания общественности и СМИ к деятельности правоохранительных и правоприменительных органов, усиления контроля за качеством осуществления правовых услуг организациям и защиты прав и законных интересов граждан.

В соответствии с этим задача юридического образования состоит в том, чтобы дать юристу специальные знания и правильно определить место различных правовых дисциплин в общей системе подготовки юриста.


Особое место в ряду учебных дисциплин занимает курс юридической психологии.

Изучение основ психологии позволяет юристам применять полученные знания в различных сферах деятельности.

Например, в юридической практике особое место занимает процесс сбора первичной информации. Результаты этого процесса являются первоосновой анализа интересующего исследователя объекта и предмета исследования, базой для выработки необходимых юридических решений, рекомендаций и предложений. В практике исследовательской работы существует немало методов сбора первичной информации. Все они имеют свои преимущества и недостатки. Как правило, в целях наиболее объективного и глубокого изучения социально-психологических процессов применяют сразу в комплексе несколько методов сбора первичной информации. В этой статье речь пойдет об особенностях применения на практике основных методов: беседы и наблюдения.

В юридической деятельности широко применяется метод наблюдения, который предполагает сбор первичной и последующей информации об изучаемом объекте путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и прямого фиксирования социально-психологических явлений и процессов.

Наблюдение представляет собой метод преднамеренного, систематического и целенаправленного восприятия психических и социальных явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания скрытого смысла этих явлений. Оно предполагает прямую регистрацию всех факторов, относящихся к изучаемому объекту. Это изучение объекта в ситуации деятельности.

Этапы работы при подготовке и проведении наблюдения:

  1. установить объект и предмет наблюдения;

  2. определить цель и задачи;

  3. выбрать вид и разработать процедуру наблюдения;

  4. подготовить технические документы (дневник, карточки и т.п.);

  5. провести наблюдение и зафиксировать результат;

  6. произвести анализ полученных результатов, сделать вывод;

  7. наметить программу реализации полученных данных.

Для успешного проведения беседы от юриста требуется:

  1. умение заинтересовать собеседника;

  2. создание атмосферы доверия и откровенности;

  3. искусство постановки вопросов и анализа ответов.

  4. методические требования подготовки и организации беседы:

  5. беседу целесообразно планировать накануне, она должна иметь четкую целевую установку;

  6. беседа ведется, как правило, наедине, в удобное для этого время, в спокойной обстановке;

  7. беседа должна быть обоюдной, в виде диалога, и преследовать профессиональные цели.