ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Томский музыкальный колледж имени Э. В. Денисова»

Б. М. Снетков

«Море спит»

Выполнила студентка
3 курса специальности
«Хоровое дирижирование»
Юдина Милана
Класс преподавателя:
Абрамочкиной Т.А

Томск
2020

  1. Историко-стилистический анализ

Борис Михайлович Снетков - родился 18 июля 1927 года в бухте Тютехэ Ольгинского района Приморского края. В 1962 году Борис Михайлович Снетков окончил Московскую консерваторию. Творческое наследие композитора включает в себя сочинения различных жанров, однако центральное место в творчестве Снеткова занимает хоровая музыка.


Произведения:

- Струнный квартет (1956)
- «Былинный сказ» для фортепиано (1952)
- сюита «Рассвет в горах» (1961)
- поэма «Россия» (1966)
- цикл «Здравствуй, море» (1967)
- цикл «У подножия Казбека» (1970)
- кантата «Юнга Северного флота» для детского хора
- а также отдельные хоры, романсы, песни, обработки народных песен

Леонард Иванович Кондрашенко (1030-2001) - родился 4 августа 1930 г. в станице Кайсацкой Волгоградской области.

Известный поэт и переводчик, автор 30 книг, учредитель ежегодных Пушкинских праздников, создатель музея А.С. Пушкина в Гурзуфе.

Он приехал в Гурзуф в 1958 году, связав свою жизнь со страной детства «Артеком», став известным на всю страну поэтом и переводчиком.

Его произведения издавались в разных издательствах, переводились на многие языки. Его стихи, положенные на музыку, неоднократно звучали в исполнении М. Магомаева, И. Кобзона, Г. Великановой.

Произведения:

- «Африка-жирафрика»
- «Кто угадает»
- «Грибные шляпки»
- «Бухта бархата»
- «На дне морском»
- «Берег солнечных улыбок»
- «Кто посолил море»
- «Сколько вас?»
- «Солнце на ладони»


  1. Анализ поэтического текста

Оно металось до утра

Взрываясь у причала,
Оно швыряло катера
И сейнеры качало.
Оно вздымало грозный вал,
Дрожало всё от гула,
А на заре, как все моря, —
Притихло и уснуло.
Теперь спокойное блестит
Уже ни с кем не споря.
Устало море. Море спит.
Не разбудите море.

Стихотворение написано в двухсложном размере – ямб. Часто применяется художественный прием – олицетворение. Идея стихотворения заключается в отражении разных состояний моря. В этом стихотворении поэт хотел показать непредсказуемость стихии.

В первой части море взволновано, оно штормит. Это похоже на человеческие раздражение и злость. Таким образом автор поэтического текста очеловечивает море и придает стихотворению особое настроение.

Во второй части море успокаивается и затихает, «уже ни с кем не споря», таким образом автор поэтического текста показывает разное настроение моря.

  1. Музыкально-теоритический анализ

Произведение «Море спит» написано в трехчастной форме с развернутым заключением. Начало третьей части построено на мотиве первой, что характерно для произведений трехчастной формы.

1 часть (1-10 такты) написана в тональности h moll и состоит из двух предложений (1-4 такты и 5-10 такты). Эта часть играет изобразительную роль, рисуя картину спокойного и безмятежного моря.

1 часть написана в динамике pp-p, что отражает спокойное состояние моря, однако в 9 такте присутствует sfp, что настраивает слушателя к изменению характера во 2 части произведения.

2 часть (11-23 такты) является энергичной, она показывает взволнованное, бушующее море. Развитие в этой части идёт к 23 такту, который является кульминационным. Об этом свидетельствует постепенное нарастание динамики от f до ff, изменение темпа в 22 такте (rit.) и фермата в 23 такте.

3 часть (24-50 такты) написана в тональности D dur и передает совершенно иной характер. В этой части море успокаивается и засыпает, о чем свидетельствует динамика (p-f), темп и поэтический текст. В 38 такте начинается реприза с небольшими изменениями.

Вступление написано в темпе Сдержанно (sostenuto), что полностью соответствует спокойному характеру моря. В конце 1 части (9 такт) темп замедляется (rit.)

2 часть написано в характере Энергично, с движением (energico con moto), что отражает взволнованное состояние моря. В 18 такте стоит термин espressivo (выразительно). В конце 2 части происходит расширение, замедление темпа (rit.), показывая тем самым приближение кульминации произведения.



3 часть начинается Спокойно (tranqillio), что полностью отражает необходимый характер и задумку автора поэтического текста. В 30 такте встречаются такие термины, как cantabile, animato (певуче, воодушевленно), в 34 такте темп и характер изменяются на piu mosso (более оживленно), затем происходит замедление (rit.). Реприза написана в темпе Умеренно (moderato). В 47 такте присутствует morendo (ослабляя, замирая). В конце произведения происходит замедление темпа (rit.), что помогает передать состояние моря.

Для изображения спокойного характера композитор использует более крупные длительности: четверти и половинные, что помогает передать необходимый характер.

Для 2 части, которая звучит взволнованно и энергично, композитор использует восьмые и шестнадцатые.

Динамика в данном произведении очень разнообразная, помогающая передать различные состояния моря.

В 1 части динамика не выходит за пределы pp-p, за исключением sfp (9 такт).

2 часть звучит более насыщенно и более подвижно в динамическом плане. Часть начинается в динамике f, в 18 такте динамика меняется на mf, после чего с 20 такта происходит развитие динамики (cresh.) до ff в 23 такте.

3 часть начинается в динамике р, что очень хорошо отражает необходимый характер. В 30 такте происходит развитие динамики до f, однако в 34 такте она снова сменяется на р. Реприза написана в динамике р, однако в 48 такте встречается sfp, после чего происходит угасание динамики до ppp.

  1. Вокально-хоровой анализ

Произведение написано для четырехголосного смешанного хора a cappella

Диапазоны партий:

- сопрано: ре первой октавы - соль второй октавы

- альт: ля малой октавы - си первой октавы

- тенор: ми малой октавы - ми первой октавы

- бас: ля большой октавы – до# первой октавы

Для более насыщенного звучания композитор в некоторых случаях использует divisi в партии сопрано (7-9 такты, 12-13 такты, 19-23 такты, 26-37 такты, 44 такт, 49-50 такты) и партии альтов (24-25 такты, 27-28 такты, 48 такт).

Фактура произведения – смешанная. Композитор чередует полифоническое и гомофонно-гармоническое исполнение.

Тесситурно произведение вполне удобно для всех партий, однако у сопрано могут возникнуть трудности с исполнением высоких нот (23 такт). Необходимо сохранять высокую певческую позицию и опорность звука.

Не все партии вступают одновременно, поэтому при дирижировании этого произведения существует необходимость давать особенно понятные и чёткие ауфтакты.


Необходимо, чтобы певцы слышали гармонию произведения и могли предчувствовать её, поскольку гармония играет основную роль, помогая ярче раскрыть замысел произведения.

  1. Исполнительский план

При разучивании данного произведения могут возникнуть трудности разного плана.

Одна из важнейших задач - привести тембры голосов разных партий и их нюансы в единое звучание, наиболее точно отображающее заданный образ.

Трудности ритмического ансамбля заключаются во вступлении разных партий на разные доли такта, здесь очень важны понятные и чёткие ауфтакты дирижера.

Одна из главных задач дирижера – работа над хорошей дикцией. Дыхание, исходя из особенностей фактуры – общехоровое.

При работе над этим произведением дирижер должен достаточно владеть гибкой техникой и мягким жестом.

Для дирижера столь же важно уметь показывать различный характер музыки с помощью жеста.

Заключение

При работе над этим произведением хор учится чистому и выразительному исполнению a cappella. Приобретается навык одновременного вступления из-за такта, а так же умение проведения мелодии у одной из партий, в то время как другие играют роль аккомпанирующих партий.

Работая над этим произведением, хоровой коллектив может достичь нового уровня в своем художественном мастерстве, так выразительность художественного образа является ключевой задачей.