Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
Введение
В Российской Федерации свобода предпринимательской деятельности гарантируется Конституцией. Каждый имеет право на свободу в использовании своих способностей и имущества для предпринимательской и иной деятельности, не запрещенной законом. Основными участниками гражданского оборота являются физические и юридические лица. Юридические лица представляют важнейшую группу участников хозяйственного оборота. В условиях постоянно меняющихся экономических и социальных условий усложняются и общественные отношения, возникающие в процессе создания и деятельности юридических лиц. Трансформации подлежит и законодательство, регулирующее их деятельность. Проблема юридического лица уже несколько столетий изучается многочисленными учеными. Цивилистическая наука предлагает разнообразные подходы и теории о природе, понятии и сущности юридического лица. Для того чтобы уяснить сущность рассматриваемого объекта, необходимо применить ретроспективный подход. Само появление юридического лица было вызвано рядом причин: усложнением социальных отношений в обществе; развитием экономических отношений; повышением правосознания граждан.
Теории юридического лица базируются на опыте зарубежной практики, но большой вклад в цивилистическую науку внесли российские ученые. Основополагающая теория фикции о юридическом лице впервые появилась в работах Фридриха Карла фон Савиньи в XIX в. Среди его последователей такие ученые как Д.И.Мейер, российский ученый Г.Ф.Шершеневич, Е.В.Васьковский, В.А.Александров, Е.А.Нефедьев, А.М.Гуляев, Д.И.Азаревич. По-мнению сторонников теории фикции юридическое лицо представляет собой искусственный и вымышленный субъект, который создан законом для конкретных юридических целей.
В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации[1] «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего лица приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».
В настоящей работе речь пойдет о юридических лицах, затрагивающих огромный комплекс общественных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Эти общественные отношения можно классифицировать по группам отношений, имеющим горизонтальные и вертикальные связи, тесно переплетенные между собой нормативно-правовыми основами: частно-правовового характера или гражданского регулирования, публично-правового или административного регулирования.
Необходимость такого регулирования возникла еще в XVIII-XIX вв. в результате ряда мировых кризисов, когда возникла потребность вырабатывать систему правового регулирования макроэкономического развития. Вопросы сущности и понятия юридического лица, охватывающие обширные взаимосвязи между хозяйствующими субъектами, с государством, с контролирующими органами управления, всегда остаются актуальными. Российское законодательство развивалось и развивается быстрыми темпами, впитывая мировой опыт. Кроме законодательных актов, принятых органами власти и управления, также необходимо шире подходить к понятию правового регулирования в сфере бизнеса, что означает использование лучших образцов разного рода правового регулирования, принятого в мире.
01 сентября 2014 года вступили в силу положения Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»[2], которые представили новый перечень организационно-правовых форм для создания юридического лица. Все существующие юридические лица должны привести в соответствие свои учредительные документы и наименования с новыми требованиями закона.
Юридическое лицо – это признаваемая государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам, и выступает в гражданском обороте от своего имени. Первым признаком в этом определении является государственная регистрация, вторым признаком – обобществление имущества юридического лица, имеющего свой баланс, или смету, третьим признаком является то, что юридическое лицо имеет свой статус, вид(ы) деятельности и собственное наименование. Основные цели создания юридического лица:
1. Осуществление коллективных интересов.
2. Объединение капиталов (чем больше капитал, тем меньше риски).
3. Ограничение предпринимательского риска (рискует только капитал
организации, но не собственник).
4. Управление капиталом (менеджмент).
Актуальность темы о правовых отношениях юридических лиц обуславливается тем, что социальные и экономические условия постоянно изменяются, а в этой связи существенным изменениям подвергается любой гражданско-правовой институт, в том числе и институт юридического лица. При этом общественные отношения, которые формируются в процессе создания и деятельности юридических лиц, также все больше усложняются. В этой связи проблемы юридического лица, совершенствования института юридического лица и вопросы практического применения этого института входят в число важнейших.
Целью работы является анализ правовых отношений юридических лиц.
Объект исследования - правовая сущность юридического лица. Предмет исследования – юридическое лицо.
Задачами исследования является:
- раскрыть понятие юридических лиц;
- дать классификацию юридических лиц;
- проанализировать признаки юридического лица как субъекта правоотношений;
- изучить правоотношения юридических лиц при их образовании, реорганизации и ликвидации.
Методы исследования. Методологическую основу исследования составляет общенаучные методы познания, к которым, прежде всего, следует отнести формально-логические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия), а также специальные юридические методы (формально- юридический, метод сравнительного правоведения и системного анализа).
Нормативная основа исследования. Нормативную основу исследования составили основные правовые акты, регулирующие деятельность юридического лица.
Теоретическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составили теоретические и научно-практические работы российских ученых по вопросам правового регулирования юридического лица.
Эмпирическая основа исследования: судебная практика по заданной тематике.
Структура работы обусловлена ее целью. Курсовая работа состоит из двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Понятие и классификация юридических лиц
1.1. Понятие юридических лиц
В настоящее время‚ несмотря на многочисленные законодательные акты и традиционную для отечественного правопорядка кодификацию общих положений о юридических лицах, а также солидную научную разработку этой проблематики, конструкция юридического лица, а также ее правовой статус по-прежнему остаются предметом многочисленных теоретических дискуссий и вызывают ряд серьезных практических проблем.
В связи с этим‚ возникает необходимость постоянного развития данного гражданско-правового института, его приспособления к быстро меняющимся потребностям современного имущественного оборота. Понятие юридического лица закреплено в п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ): юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Данная дефиниция в новой редакции изложена несколько лаконичнее, чем в ранее действующей. В частности, отсутствуют: указание о том, на каком именно вещном праве принадлежит имущество юридическому лицу; деление гражданских прав на имущественные и неимущественные[3].
Современное российское законодательство, касающееся юридических лиц, в значительной степени отличается от соответствующего законодательства, к примеру, США. Одно из главных отличий заключается в трактовке понятия юридического лица. Так, американское законодательство признает только одну форму юридического лица – акционерное общество, все остальные формы организации бизнеса, независимо от того, какое количество людей задействовано в данном предприятии, юридическими лицами не являются.
В России в зависимости от наличия общих признаков юридические лица могут быть разных видов:
1) По форме собственности можно выделить частные и государственные юридические лица. Частные создаются по инициативе одного или нескольких человек с целью ведения какого-либо законного вида деятельности. Унитарные предприятия организует государство, имея целью решение различных государственных задач.
2) По основным целям деятельности различают коммерческие и некоммерческие виды лиц. К первым относятся юрлица, преследующие главную цель – получение прибыли, все остальные задачи второстепенны и зависят от желания и предпочтений учредителей. Вторые – решают социальные, благотворительные, культурные и иные задачи, не связанные с обогащением.
3) По составу учредителей выделяют юрлица, образованные группой или одним учредителем, другим юрлицом или государством. В качестве учредителя может выступать любое дееспособное, достигшее совершеннолетия физическое лицо, либо организация, желающая открыть дочернее предприятие. Государство также может выступать учредителем юрлиц – в зависимости от широты деятельности различают муниципальные, федеральные и государственные предприятия.
4) В зависимости от объема имущественных прав участников юрлиц – наличие исключительно обязательственных прав (товарищества, кооперативы), на праве собственности или хозяйственного распоряжения (коммерческие предприятия), без имущественных прав (благотворительные фонды, религиозные общины)[4].
Классификация юридических лиц по формам представляет собой совокупность обозначенных законом признаков, в соответствии с которыми юрлицо регистрирует себя.
Самые распространенные формы коммерческих юридических лиц:
1) Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Образуется путем долевого участия в организации общества и его уставном капитале. Учредители не рискуют своим имуществом, а отвечают лишь величиной своих взносов.
2) Публичное акционерное общество (ПАО, ранее ОАО). Организуются путем выпуска акций, доступных к покупке любым лицам. Имеют обязательство широко раскрывать свою бухгалтерскую и иную отчетности.
3) Непубличное акционерное общество (АО, ранее ЗАО). Организуется путем распределения выпущенных акций между заранее определенным кругом лиц. Схема публикации отчетности кардинально отличается от ПАО и определяется желанием учредителя[5].
Кроме вышеперечисленных форм, коммерческие предприятия могут регистрироваться в качестве товариществ, кооперативов, унитарных предприятий, фермерских хозяйств[6].
Для сравнения проанализируем некоторые формы юридических лиц в США:
1) Sole Proprietorship или Индивидуальный предприниматель. В этом случае бизнес ведется одним человеком для извлечения личной выгоды. Это простейшая форма организации бизнеса, не существующего отдельно от его владельца. Владелец несет полную личную ответственность по всем рискам и долгам бизнеса своим имуществом, независимо от того, используется оно в интересах бизнеса или лишь в личных интересах владельца.
К индивидуальным предпринимателям относятся лица, оказывающие профессиональные услуги, осуществляющие розничные продажи. Несмотря на тот факт, что отдельного юридического лица не существует, финансовые операции бизнеса и физического лица разделяются в целях налогообложения.
2) Partnereship или Партнерство. Если бизнес для извлечения личной выгоды будут вести двое или более человек, то между ними можно заключить договор партнерства. Партнеры могут вкладывать в бизнес не только деньги, но и любую собственность, рабочее время или особые навыки. Каждый из партнеров участвует в распределении прибыли и убытков и несет полную личную ответственность по всем рискам и долгам бизнеса. В случае Ограниченного партнерства (Limited Partnership) партнеры несут ответственность, ограниченную их вложениями, то есть, один партнер может нести большую ответственность, чем другой.
3) Limited Liability Company или Компания с ограниченной ответственностью. Юридические лица этого типа представляют собой нечто среднее между партнерством и корпорацией. Члены такой компании имеют достаточно свободы в принятии решений и выгоды при извлечении прибыли, аналогичные партнерству, однако их ответственность по рискам и долгам бизнеса ограничена. Несмотря на то, что по описанию компания с ограниченной ответственностью похожа на ограниченное партнерство, их деятельность значительно отличается на законодательном уровне. Например, партнерство может управляться только партнерами, а на должность директора компании с ограниченной ответственностью может быть нанят любой другой человек.