Файл: "Деградация человеческой души" (по рассказу А. П. Чехова Ионыч ).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КГУ «ОСШ №43 им.Т.Аубакирова»
Краткосрочный план по русской литературе
Раздел: | « Тайны человеческой души» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФИО педагога | Исмаилова Наталья | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата: | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс: 9 "В" | Количество присутствующих: Количество отсутствующих: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока | "Деградация человеческой души" (по рассказу А.П.Чехова «Ионыч» ) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения в соответствии с учебной программой | 9.2.4.1 – анализировать эпизоды произведений, объяснять их связь с проблематикой и ролью в развитии сюжета. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока | Все учащиеся смогут: Проследить трагизм духовного оскудения личности в рассказе; определить роль художественных деталей. Большинство учащихся смогут: Оценить влияние окружающей среды на человека, выражая отношение к герою, его поступкам. Некоторые учащиеся смогут: Написать творческую работу, используя формулу "ПОПС" | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока/ Время | Действия педагога | Действия ученика | Оценивание | Ресурсы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 этап урока Активизи- рующая фаза 5 мин | Организационный момент. Позитивный настрой Стадия вызова. Видео фрагмент (знакомство с главным героем врач Старцев Дмитрий Ионович ) Постановка цели урока. Проверка домашнего задания (Тест) | Посмотрят видео фрагмент,ответят на вопросы. | Обратная связь | Иллюстрации Видеоролик Приложение 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 этап урока Анализи-рующая фаза 20 мин | Г Стадия осмысления Видео фрагмент (Ионыч) Г 1. Лексическая работа: 1-гр. мещанин , обыватель; 2- гр. деградация, нравственность. 2. Работа с эпизодами рассказа. Задание: Найдите соответствия, распределить порядок назваий к главам рассказа 1 группа 2 группа 3."Восстановить цепочку деградации" 1.В каком порядке происходит деградация? 2. Вклеить иллюстрации деградации в порядке очерёдности. Формирование новых понятий и способов действия. Видео ролик (сюжет рассказа) Защита постеров Видео фрагмент ( слова А.П.Чехова) | 1. Мещанин – человек с узким жизненным кругозором и мелкими интересами, духовно, нравственно и интеллектуально ограниченные, давно остановившиеся в своем развитии. Обыватель – мещанство, филистерство (кн.), ограниченность. Деградация – постепенное ухудшение, вырождение, упадок человека, движение назад. Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. 2.Заполняют постер . | Обратная связь Комментарии учителя и учащихся Ф – Самооценивание КО: анализирует эпизоды деградаци человеческой души главного героя Дескрипторы: — комментирует поведение героя в эпизоде; формулирует идею эпизода; определяет место и функцию эпизода в композиции поэмы. | Учебник Эпизоды из 1-5 глав рассказа Приложение 2 Приложение 3 (1гр) Приложение 4 (2гр) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 этап урока Конструирующая фаза / 15 мин | Применение. Формирование умений и навыков. Дифференцированное задание: Задание- 1 А Стратегия "Найти соответствия" Проанализировать цитаты из текста произведения. Определите высказывания, передающие рост материального положения героя и его духовное опустошение. Внесите номера цитат в таблицу.
Задание-2 В Стратегия "Карта историй" Проследить, как меняется физическая активность и внешность Ионыча на протяжении всего произведения. Дополните таблицу примерами. Задание -3 С Стратегия "ПОПС" О чём предупреждает нас А.П. Чехов?.. Подведение итогов урока. Презентация лучших работ Стратегия "Авторский стул" | Выполняют уровневые задания. |
Взаимооценивание. Приём «Хлопки» Самооценивание | Раздаточ ный материал Приложение 5 -7 | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия 5 мин | Домашнее задание. Напишите синквейн Доктор Старцев ; Написать эссе на тему: «Кто виноват?» (по рассказу«Ионыч») Рефлексия «Анкета»
"Голос ученика" | Заполняют анкету. | Обратная связь учителя. ФО за урок по дескрипторам | http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos Рефлексия как этап урока Приложение 8 |
Приложение 1
Проверка знания рассказа "Ионыч" (Д.з.)
1. К какому литературному жанру относится произведение «Ионыч»:
а) Рассказ +
б) Новелла
в) Повесть
2. Как Екатерину Ивановну ласково называли родные:
а) Птичка
б) Котик +
в) Рыбка
3. Чем увлекалась Вера Иосифовна:
а) Играла на скрипке
б) Пела романсы под рояль
в) Писала любительские романы +
4. Чем была талантлива Екатерина Ивановна:
а) Превосходно играла на рояле +
б) Танцевала народные танцы
в) Писала стихи и баллады
5. Куда позвала Екатерина Ивановна Ионыча на первое свидание:
а) В городской кафетерий
б) Прогуляться к реке
в) На кладбище +
6. Почему Екатерина Ивановна отказала Старцеву:
а) Туркины не считали Ионыча достойной кандидатурой для дочери
б) Екатерина Ивановна хотела уехать из города и стать артисткой +
в) Девушке не нравился Дмитрий
7. За что Дмитрия люди в окрестностях прозвали «поляк надутый»:
а) За то, что ему не нравились сельские невесты
б) За то, что не хотел помогать бедным людям
в) За его молчаливость и суровый вид +
8. О чем подумал Старцев, когда встретился с Екатериной Ивановной после четырех лет разлуки:
а) Дмитрий был рад, что не женился на ней +
б) Мужчина думал, что она наверно теперь богаче его
в) Мужчина очень волновался и надеялся, что это не заметят
9. Что со временем стало, по сути, смыслом жизни и единственной радостью Ионыча:
а) Любовь к родителям
б) Дружба с Туркиными
в) Жажда наживы +
10. Что со временем стало, по сути, смыслом жизни и единственной радостью Ионыча:
а) Дружба с Туркиными
б) Деньги +
в) Приятное общение с пациентами
11. Какую проблему поднимает Чехов в произведении «Ионыч»:
а) Постепенной деградации человека +
б) Отношения отцов и детей
в) Достижения человеком карьерных высот
12. Семью Туркиных оценивали в городе как:
а) Самую богатую
б) Самую образованную и талантливую +
в) Самую гостеприимную
13. Чем увлекалась жена Туркина:
а) Писала роман +
б) Играла на скрипке
в) Рисовала
14. Имя дочери Туркиных:
а) Анна
б) София
в) Катерина +
15. С чем сравнивается игра на фортепиано в доме Туркиных:
а) С грохотом камней, падающих с гор +
б) С жужжанием мухи
в) С шумом морской волны
16. Куда собиралась уехать дочь Туркиных:
а) В театр
б) В консерваторию +
в) За границу
17. Кто произносил смешные фразы (покорчило вас благодарю и другие):
а) Мать Туркиных
б) Ионыч
в) Отец Туркиных +
18. В честь кого был поставлен памятник в виде часовни с ангелом:
а) Писателя
б) Оперной певицы +
в) Балерины
19. Где поселился Старцев после назначения на должность:
а) В Москве
б) В губернском городе С.
в) В Дялиже +
20. Кем был назначен Старцев:
а) Учителем
б) Земским врачом +
в) Губернатором
Приложение 2
1. Мещанин – человек с узким жизненным кругозором и мелкими интересами, духовно, нравственно и интеллектуально ограниченные, давно остановившиеся в своем развитии.
Обыватель – мещанство, филистерство (кн.), ограниченность.
Деградация – постепенное ухудшение, вырождение, упадок человека, движение назад.
Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
____________________________ – человек с узким жизненным кругозором и мелкими интересами, духовно, нравственно и интеллектуально ограниченные, давно остановившиеся в своем развитии.
____________________________ – мещанство, филистерство (кн.), ограниченность.
____________________________ – постепенное ухудшение, вырождение, упадок человека, движение назад.
_____________________________ - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Приложение 3 (1гр.) Приложение 4 (2гр)
I глава | II глава | III глава | IV глава | V глава |
Весна жизни | Любовь | Крах | Последняя вспышка | Финал |
«приятно, удобно, не чувствует усталости, смеётся, напевает, “хорошие, покойные мысли”, “недурственно” | «Когда ещё я не пил слез из чаши бытия...» |
волнуется, страдает, мучается, “пьянит надежда”, восхищается, ждёт любви, ужасается, “ох, не надо бы полнеть” | «...ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждёт любви во что бы то ни стало». |
ошеломлён, испытывает радостное, мучительное чувство, “перестало беспокойно биться сердце”, жаль любви, стыдно, успокоился | «И жаль было своего чувства, этой своей любви...» |
спешно принимает больных, ни с кем не сходится, хочет говорить, жаловаться, “огонёк в душе погас”, раздражается, “старимся, полнеем, опускаемся”, “а хорошо, что я тогда не женился” | «И огонёк в душе погас». |
“пополнел, ожирел”, “живётся ему скучно”, “ничто его не интересует”, “жадность одолела” | «Куда это Ионыч едет?» |
Вывод: Развитие образа доктора Старцева идет по нисходящей. Герой постепенно деградирует. | Вывод: Развитие образа доктора Старцева идет по нисходящей. Герой постепенно деградирует. |
Приложение 5 -7
А Стратегия "Найти соответствия" Заполнить таблицу.
Рост материального положения героя | Духовное опустошение героя |
| |
В Стратегия "Карта историй"
Глава I | "Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости, а напротив, ему казалось, что он с удовольствием прошел бы еще верст двадцать". |
Глава II | |
Глава IV | |
Глава V | |
,
С Стратегия "ПОПС" О чём предупреждает нас А.П. Чехов?..
П- позиция | "Я считаю, что..." |
О- объяснение | "Потому что..." |
П- пример | "Например..." |
С -следствие | "Исходя из этого я делаю вывод о том,что..." |
Приложение 8
Рефлексия «Анкета»
На уроке я работал | активно/пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен/не доволен |
Урок для меня показался | коротким/длинным |
За урок я | не устал/устал |
Мое настроение | стало лучше/стало хуже |
Материал урока мне был | понятен/не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен |
Домашнее задание мне кажется | легким/трудным интересным/скучным |
Самооценивание ФИ _______________________________
КО | Получается самостоятельно | С помощью учителя | Пока сложно | Баллы |
Определяет высказывания, передающие рост материального положения героя и его духовное опустошение | | | | 4-5 |
Анализирует эпизоды физической активности и внешности Ионыча на протяжении всего произведения | | | | 6-7 |
Отвечает на проблемный вопрос,испльзуя "ПОПС- формулу" | | | | 8-10 |
Ключ ответов
А Задание №4 стр.164
Рост материального положения героя | Духовное опустошение героя |
1, 5, 6, 9, 12 | 2, 3, 4, 7, 8, 10, 11, 13, 14 |
В Задание №5 стр.165
Глава I | "Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости, а напротив, ему казалось, что он с удовольствием прошел бы еще верст двадцать". |
Глава II | "Я устал, едва держусь на ногах", "Ох, не надо было полнеть". |
Глава IV | "Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так страдал одышкой". |
Глава V | "Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову", "горло заплыло жиром". |
С Стратегия "ПОПС" О чём предупреждает нас А.П. Чехов?..
П- позиция | Я считаю, что подстраиваясь под окружающее общество, которое подавляет вас, вы можете так же, как и Старцев, в конце концов, превратиться в Ионыча. |
О- объяснение | Поэтому он призывает: «Не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости, не предавайте любви, берегите в себе человека». |
П- пример | Я могу доказать, что писатель хотел донести до читателей мысль о том, что необходимо оставаться самим собой, верить в себя, свои силы, стремления, идти к мечте, не предавать свои идеалы. |
С -следствие | Поэтому Чехов верил в то, что именно благородный труд и благородные мечты, стремление к самосовершенствованию и высокие моральные ценности делают человека личностью. Таков вывод из рассказа «Ионыч». |
I глава | II глава | III глава | IV глава | V глава |
Весна жизни | Любовь | Крах | Последняя вспышка | Финал |