Файл: "Деградация человеческой души" (по рассказу А. П. Чехова Ионыч ).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



КГУ «ОСШ №43 им.Т.Аубакирова»

Краткосрочный план по русской литературе

Раздел:

« Тайны человеческой души»

ФИО педагога

Исмаилова Наталья

Дата:




Класс: 9 "В"

Количество присутствующих: Количество отсутствующих:

Тема урока

"Деградация человеческой души" (по рассказу А.П.Чехова «Ионыч» )

Цели обучения в соответствии с учебной программой

9.2.4.1 – анализировать эпизоды произведений, объяснять их связь с проблематикой и ролью в развитии сюжета.


Цели урока

Все учащиеся смогут:

Проследить трагизм духовного оскудения личности в рассказе; определить роль художественных деталей.

Большинство учащихся смогут:

Оценить влияние окружающей среды на человека, выражая отношение к герою, его поступкам.

Некоторые учащиеся смогут:

Написать творческую работу, используя формулу "ПОПС"

Ход урока

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

1 этап урока

Активизи-

рующая фаза

5 мин

Организационный момент. Позитивный настрой

Стадия вызова.

Видео фрагмент (знакомство с главным героем врач Старцев Дмитрий Ионович )

Постановка цели урока.

Проверка домашнего задания (Тест)



Посмотрят видео фрагмент,ответят на вопросы.

Обратная

связь


Иллюстрации

Видеоролик

Приложение 1

2 этап урока

Анализи-рующая фаза
20 мин

Г

Стадия осмысления

Видео фрагмент (Ионыч)

Г
1. Лексическая работа: 1-гр. мещанин , обыватель;

2- гр. деградация, нравственность.

2. Работа с эпизодами рассказа.
Задание: Найдите соответствия, распределить порядок назваий к главам рассказа

1 группа 2 группа
3."Восстановить цепочку деградации"

1.В каком порядке происходит деградация?

2. Вклеить иллюстрации деградации в порядке очерёдности.

Формирование новых понятий и способов действия.

Видео ролик (сюжет рассказа)

Защита постеров

Видео фрагмент ( слова А.П.Чехова)


1. Мещанин – человек с узким жизненным кругозором и мелкими интересами, духовно, нравственно и интеллектуально ограниченные, давно остановившиеся в своем развитии.
Обыватель – мещанство, филистерство (кн.), ограниченность.
Деградация – постепенное ухудшение, вырождение, упадок человека, движение назад.
Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

2.Заполняют постер .


Обратная связь

Комментарии учителя и учащихся

Ф – Самооценивание

КО: анализирует эпизоды деградаци человеческой души главного героя

Дескрипторы:

— комментирует поведение героя в эпизоде; формулирует идею эпизода;

определяет место и функцию эпизода в композиции поэмы.


Учебник

Эпизоды из

1-5 глав

рассказа
Приложение 2


Приложение 3 (1гр)
Приложение 4 (2гр)

3 этап урока Конструирующая фаза /

15 мин

Применение. Формирование умений и навыков.

Дифференцированное задание:

Задание- 1 А Стратегия "Найти соответствия"

Проанализировать цитаты из текста произведения. Определите высказывания, передающие рост материального положения героя и его духовное опустошение. Внесите номера цитат в таблицу.


Рост материального положения героя

Духовное опустошение героя








Задание-2 В Стратегия "Карта историй"

Проследить, как меняется физическая активность и внешность Ионыча на протяжении всего произведения. Дополните таблицу примерами.

Задание -3 С Стратегия "ПОПС"

О чём предупреждает нас А.П. Чехов?..

Подведение итогов урока.

Презентация лучших работ

Стратегия "Авторский стул"





Выполняют уровневые задания.


Крите-рий

А

Дескриптор

Б/л

Обучающийся

Понимает содержа

ние текста

Находит соответствия цитат из текста

3

Даёт комментарий

2




Крите-рий

В

Дескриптор

Балл

Обучающийся

Анализирует эпизоды

Прослеживает физическую активность и внешность героя

3

определяет место и функцию эпизода в композиции поэмы

3




Крите-рий

С

Дескриптор

Балл

Обучающийся

Пишет творческую работу

Отвечает на

проблемный вопрос

2

выражает своё отношение к проблеме

2

использует изобразитель

ные средства языка

4

Взаимооценивание. Приём «Хлопки»
Самооценивание



Раздаточ

ный материал

Приложение 5 -7






Рефлексия
5 мин


Домашнее задание. Напишите синквейн Доктор Старцев ; Написать эссе на тему:

«Кто виноват?» (по рассказу«Ионыч»)
Рефлексия «Анкета»

На уроке я работал

активно/пассивно

Своей работой на уроке я

доволен/не доволен

Урок для меня показался

коротким/длинным

За урок я

не устал/устал

Мое настроение

стало лучше/стало хуже


"Голос ученика"


Заполняют анкету.



Обратная связь учителя.


ФО за урок по дескрипторам

http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos

Рефлексия как этап урока
Приложение 8



Приложение 1

Проверка знания рассказа "Ионыч" (Д.з.)

1. К какому литературному жанру относится произведение «Ионыч»:
а) Рассказ +
б) Новелла
в) Повесть

2. Как Екатерину Ивановну ласково называли родные:
а) Птичка
б) Котик +
в) Рыбка

3. Чем увлекалась Вера Иосифовна:
а) Играла на скрипке
б) Пела романсы под рояль
в) Писала любительские романы +

4. Чем была талантлива Екатерина Ивановна:
а) Превосходно играла на рояле +
б) Танцевала народные танцы
в) Писала стихи и баллады

5. Куда позвала Екатерина Ивановна Ионыча на первое свидание:
а) В городской кафетерий
б) Прогуляться к реке
в) На кладбище +

6. Почему Екатерина Ивановна отказала Старцеву:
а) Туркины не считали Ионыча достойной кандидатурой для дочери
б) Екатерина Ивановна хотела уехать из города и стать артисткой +
в) Девушке не нравился Дмитрий

7. За что Дмитрия люди в окрестностях прозвали «поляк надутый»:
а) За то, что ему не нравились сельские невесты
б) За то, что не хотел помогать бедным людям
в) За его молчаливость и суровый вид +

8. О чем подумал Старцев, когда встретился с Екатериной Ивановной после четырех лет разлуки:
а) Дмитрий был рад, что не женился на ней +
б) Мужчина думал, что она наверно теперь богаче его
в) Мужчина очень волновался и надеялся, что это не заметят

9. Что со временем стало, по сути, смыслом жизни и единственной радостью Ионыча:
а) Любовь к родителям
б) Дружба с Туркиными
в) Жажда наживы +
10. Что со временем стало, по сути, смыслом жизни и единственной радостью Ионыча:
а) Дружба с Туркиными
б) Деньги +
в) Приятное общение с пациентами

11. Какую проблему поднимает Чехов в произведении «Ионыч»:
а) Постепенной деградации человека +
б) Отношения отцов и детей
в) Достижения человеком карьерных высот

12. Семью Туркиных оценивали в городе как:
а) Самую богатую
б) Самую образованную и талантливую +
в) Самую гостеприимную

13. Чем увлекалась жена Туркина:
а) Писала роман +
б) Играла на скрипке
в) Рисовала

14. Имя дочери Туркиных:
а) Анна
б) София
в) Катерина +

15. С чем сравнивается игра на фортепиано в доме Туркиных:
а) С грохотом камней, падающих с гор +
б) С жужжанием мухи
в) С шумом морской волны

16. Куда собиралась уехать дочь Туркиных:
а) В театр
б) В консерваторию +
в) За границу

17. Кто произносил смешные фразы (покорчило вас благодарю и другие):
а) Мать Туркиных
б) Ионыч
в) Отец Туркиных +

18. В честь кого был поставлен памятник в виде часовни с ангелом:
а) Писателя
б) Оперной певицы +
в) Балерины

19. Где поселился Старцев после назначения на должность:
а) В Москве
б) В губернском городе С.
в) В Дялиже +

20. Кем был назначен Старцев:
а) Учителем
б) Земским врачом +
в) Губернатором


Приложение 2

1. Мещанин – человек с узким жизненным кругозором и мелкими интересами, духовно, нравственно и интеллектуально ограниченные, давно остановившиеся в своем развитии.
Обыватель – мещанство, филистерство (кн.), ограниченность.
Деградация – постепенное ухудшение, вырождение, упадок человека, движение назад.
Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

____________________________ – человек с узким жизненным кругозором и мелкими интересами, духовно, нравственно и интеллектуально ограниченные, давно остановившиеся в своем развитии.


____________________________ – мещанство, филистерство (кн.), ограниченность.


____________________________ – постепенное ухудшение, вырождение, упадок человека, движение назад.
_____________________________ - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Приложение 3 (1гр.) Приложение 4 (2гр)



I глава


II глава


III глава


IV глава


V глава


Весна жизни


Любовь


Крах


Последняя вспышка


Финал




«приятно, удобно, не чувствует усталости, смеётся, напевает, “хорошие, покойные мысли”, “недурственно”


«Когда ещё я не пил слез из чаши бытия...»

волнуется, страдает, мучается, “пьянит надежда”, восхищается, ждёт любви, ужасается, “ох, не надо бы полнеть”


«...ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждёт любви во что бы то ни стало».

ошеломлён, испытывает радостное, мучительное чувство, “перестало беспокойно биться сердце”, жаль любви, стыдно, успокоился


«И жаль было своего чувства, этой своей любви...»

спешно принимает больных, ни с кем не сходится, хочет говорить, жаловаться, “огонёк в душе погас”, раздражается, “старимся, полнеем, опускаемся”, “а хорошо, что я тогда не женился”


«И огонёк в душе погас».

“пополнел, ожирел”, “живётся ему скучно”, “ничто его не интересует”, “жадность одолела”


«Куда это Ионыч едет?»

Вывод: Развитие образа доктора Старцева идет по нисходящей. Герой постепенно деградирует.


Вывод: Развитие образа доктора Старцева идет по нисходящей. Герой постепенно деградирует.



Приложение 5 -7

А Стратегия "Найти соответствия" Заполнить таблицу.

Рост материального положения героя

Духовное опустошение героя







В Стратегия "Карта историй"

Глава I

"Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал

ни малейшей усталости, а напротив, ему казалось, что он с удовольствием прошел бы еще верст двадцать".

Глава II



Глава IV




Глава V





,

С Стратегия "ПОПС" О чём предупреждает нас А.П. Чехов?..

П- позиция

"Я считаю, что..."



О- объяснение

"Потому что..."



П- пример


"Например..."


С -следствие

"Исходя из этого я делаю вывод о том,что..."



Приложение 8

Рефлексия «Анкета»

На уроке я работал

активно/пассивно

Своей работой на уроке я

доволен/не доволен

Урок для меня показался

коротким/длинным

За урок я

не устал/устал

Мое настроение

стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был

понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

Домашнее задание мне кажется

легким/трудным

интересным/скучным



Самооценивание ФИ _______________________________



КО

Получается самостоятельно

С помощью учителя

Пока сложно

Баллы

Определяет высказывания, передающие рост материального положения героя и его духовное опустошение










4-5

Анализирует эпизоды физической активности и внешности Ионыча на протяжении всего произведения











6-7

Отвечает на проблемный вопрос,испльзуя "ПОПС- формулу"











8-10



Ключ ответов

А Задание №4 стр.164

Рост материального положения героя

Духовное опустошение героя

1, 5, 6, 9, 12

2, 3, 4, 7, 8, 10, 11, 13, 14

В Задание №5 стр.165

Глава I

"Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал

ни малейшей усталости, а напротив, ему казалось, что он с удовольствием прошел бы еще верст двадцать".

Глава II

"Я устал, едва держусь на ногах", "Ох, не надо было полнеть".

Глава IV


"Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так стра­дал одышкой".

Глава V


"Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову", "горло заплыло жиром".

С Стратегия "ПОПС" О чём предупреждает нас А.П. Чехов?..

П- позиция

Я считаю, что подстраиваясь под окружающее общество, которое подавляет вас, вы можете так же, как и Старцев, в конце концов, превратиться в Ионыча. 

О- объяснение

Поэтому он призывает: «Не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости, не предавайте любви, берегите в себе человека».


П- пример

Я могу доказать, что писатель хотел донести до читателей мысль о том, что необходимо оставаться самим собой, верить в себя, свои силы, стремления, идти к мечте, не предавать свои идеалы.


С -следствие

Поэтому Чехов верил в то, что именно благородный труд и благородные мечты, стремление к самосовершенствованию и высокие моральные ценности делают человека личностью. Таков вывод из рассказа «Ионыч».




I глава


II глава


III глава


IV глава


V глава


Весна жизни


Любовь


Крах


Последняя вспышка


Финал