Файл: Повседневная жизнь средневекового города в Европе и Древней Руси.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ
И ЭКОНОМИКИ»
Институт гуманитарных и социальных наук
Кафедра педагогики и психологии
ЗАДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО УРОВНЯ По дисциплине “История”
На тему Повседневная жизнь средневекового города в Европе и Древней Руси”
Выполнила студентка курса, группы ОГСНб-П02-22-2
В. А. Ерёма
Преподаватель:
К. Е. Нетужилов
Санкт-Петербург
2023

Содержание
1.Средневековый город в Европе 1.1 Рыцарство. война как образ жизни 1.2 Сеньориальные порядки 1.3 Крестьяне 1.4 Женщина и семья 2. Древняя Русь 2.1 Семья и дети 2.2 Быт 2
Средневековый город в Европе
Рыцарство. Война как образ жизни
Около тысячного года появляется схема трехчастного деления христианского общества — на священников, воинов и крестьян. Теория трех сословий вскоре стала классической. Она отражала функциональную характеристику социума религиозной, военной и экономической функциям соответствуют три категории средневекового общества — «молящиеся»,
«воюющие», работающие. Класс воинов образовывал особый институт рыцарства,
отличающийся определенным образом жизни, системой ценностей и стереотипами поведения. Он служил социальному обособлению светских феодалов в привилегированное сословие — нобилей, те. благородных, и характеризовался несколькими отличительными чертами рыцари должны иметь благородное происхождение, нести военную службу,
обладать сеньоральными правами по отношению к зависимым лицам. Первое условие не являлось абсолютным, так как на практике существовала масса исключений из этого правила:
например, звание могло быть пожаловано за военные заслуги, а также куплено. (В Англии в. становится правом и обязанностью приобретение рыцарского звания для всех свободных, имеющих не менее 20 ф.ст. земельного дохода. Значительная часть немецкого рыцарства происходила из министериалов — слуг короля и крупных магнатов, набиравшихся преимущественно из несвободных людей. Вопрос о передаче рыцарского звания по наследству был связан с замкнутостью правящего класса, степень которой не остается неизменной в пространственно-временном аспекте.
Сеньориальные порядки
К началу второго тысячелетия в Западной Европе сложился класс феодально зависимых крестьян — основных производителей аграрного средневекового общества. Будучи единым по своему месту в системе общественного производства, крестьянство весьма различалось по правовому и хозяйственному положению. Сеньориальная зависимость могла быть личной,
поземельной, судебной. Крестьяне, державшие земельный надел, обязаны были выплачивать сеньору различные виды ренты, в том числе натуральную, а впоследствии и денежную.
Личная зависимость крестьян являлась наиболее суровой формой закрепощения. Она получила в литературе название серваж (от наименования античных рабов-сервов).
3


Поземельно зависимые крестьяне прикреплялись к земле и именовались вилланами. Таили иная степень личной несвободы была характерна для всех категорий крестьян, но более всего для сервов. Помимо рентных, на них возлагались и другие платежи, а также унизительные повинности, подчеркивавшие их зависимое положение. Сеньор в отношении сервов,
во-первых, имел право мертвой руки господин после смерти крестьянина забирал все самое лучшее из его хозяйства — одежду, скот, либо взимал денежный побор или забирал все имущество целиком — так называемый менморт. Если у бедняка не было ничего, то сборщик налогов мог по обычаю отрубить у трупа руку и принести хозяину, символизируя этим власть сеньора. Во-вторых, для заключения брака крестьянину необходимо было получить разрешение. Это делалось для того, чтобы господин имел право на детей или получил бы компенсацию в виде уплаты особой пошлины. Сеньор пользовался правом первой брачной ночи либо выкупа за нее. В знак своей власти он символично ставил ногу на постель новобрачной. 24 Население было обязано сеньору так называемыми баналитетами: обладая монополией на хозяйственную технику — мельницу, печь, давильный пресс, — он вынуждал зависимых людей пользоваться ими заплату. Насильственное внедрение технического прогресса вызывало сопротивление крестьян, чрезвычайно враждебно настроенных по отношению к любым механизмами вообще к любым новшествам они отказывались платить или пытались обойтись своими подсобными средствами, например, мололи зерно ручными жерновами. Зависимое население могло быть обложено произвольными поборами,
назначаемыми по усмотрению господина, который был вправе свободно менять их величину.
Недаром одно из основных требований бунтующих крестьян и горожан, — отмена наиболее обременительных выплат либо установление их фиксированного размера. Сеньориальной монополией являлись также меры и весы, поскольку их эталоны зависели от воли сеньора.
Вокруг них постоянно разгорались конфликты, потому что крестьяне оспаривали сеньориальные меры и пытались использовать свои, за что их нередко наказывали. Входу могли быть и чисто условные натуральные единицы измерения, диктовавшиеся патриархальной традицией. Так, крестьянину разрешалось после жатвы забрать такой объем жита, какой выдерживало косовище; или же крестьянке вменялось в обязанность печь для замка хлеб размером с ее зад и т.п. Сеньор олицетворял для зависимых людей верховную власть. Все, живущие на данной земле, подчинялись сеньориальному суду. Единых законов не было, господин судил по обычаям своей местности (по кутюмам) или по собственному произволу У каждого колодца свое право, — гласила средневековая норма. Апеллировать
было не к кому и некуда, так как королевские суды не принимали жалобна сеньора (вплоть до XIII—XIV вв.). Власть могла принадлежать как светским, таки духовным феодалам, а также коллективу, например, монастырю, городской общине. Символы власти, орудия подавления и наказания не прятали, наоборот, их выставляли на всеобщее обозрение.
Например, владелец замка воздвигал около него виселицу. Она же встречала путников у въезда в город. На рыночной площади ставили позорный 25 столбили помост для казни.
Страшная реальность того времени — тюрьма. Обычно это было подземелье в замке, где в темноте и сырости томились узники, вызвавшие неудовольствие сеньора. Самые легкие телесные наказания по тем временам — заключение в кандалы, бичевание. Средневековое правосудие не применяло защиту обвиняемого, не признавало смягчающих вину обстоятельств. Наказания назначались суровые обрезать уши, нос, выколоть глаза, отрубить ногу или руку. Приговоры приводились в исполнение публично и служили назидательным целям, главная из которых — добиться покорности простолюдинов. Помимо всевозможных выплати служб на крестьян возлагались различные унизительные повинности, ряд которых описывает Т.Н.Грановский: водном месте крестьяне в определенный день должны были приходить к замку господина, бить себя в грудь, при этом гримасничая и показывая язык в другом владении они обязаны были в указанное время привезти сеньору яйцо на телеге,
запряженной 8 волами в третьем – целовать запоры замка и т.п. Подобные прихоти были вызваны исключительно самодурством повелителя, желанием унизить и оскорбить. Здесь скрыта не только социальная, но и психологическая закономерность для систематической эксплуатации требовались, кроме насилия, идейное обоснование и моральная санкция сеньориальной этики. Феодал считал крестьянина неполноценным человеком, неким подобием скота, морально и физически уродливым. Для него якобы нет ничего святого,
главный его порок — святотатство (весьма серьезное обвинение для той эпохи. От названия виллана произошло средневековое понятие «виллания», обозначавшее подлость и низость.
Крестьянин лжив, вороват, гадок, с омерзительной внешностью. Звероподобность крестьянина стала своеобразным штампом в средневековых песнях, жестах и фаблио. В них постоянно говорилось о его безобразности. В реальной жизни презрение сеньора к крестьянину выражалось по-разному и принимало подчас причудливые формы. Так, вовремя восстания в Брабанте крестьяне остановили на дороге нескольких рыцарей. Последние не стали сопротивляться и дали убить себя, не пожелав обнажить свое оружие, дабы не марать его подлой кровью

Крестьяне
В мире голода и нищеты крестьяне существовали на пределе возможного. Зачастую речь шла об их физическом выживании. Вот описание английского крестьянина и его семьи, сделанное около 1394 г Человек этот утопал в грязи по самые щиколотки впереди него плелись четыре коровы, до крайности исхудалые. Жена шла рядом с длинным стрекалом в руке...
Она шла босиком по ледяной земле и из ног ее сочилась кровь. У края поля стоял небольшой короб для мусора, в нем лежал младенец, завернутый в тряпье, ас другой стороны еще двое малышей двухлетнего возраста, и все они выводили жалостную песню. Их голоса сливались в один крик — вопль нищеты. Бедный пахарь горестно вздыхали повторял Тише, дети!”»
Борьба между феодальным замком и деревней шла постоянно, то начинаясь в виде партизанской войны, то выливаясь в бунты и восстания. Пассивное сопротивление крестьян выражалось в саботаже, воровстве, браконьерстве, даже в бегстве. Работа на барщине требовала жесткого контроля из-за нерадивости, крестьян, не позволяла вводить прогрессивные методы. Например, сеньору не советовали пользоваться конной упряжкой из-за возможных козней пахаря. Ситуация напоминала античное рабство, так как недобросовестность, низкая эффективность были свойственны подневольному труду в целом.
Отчаяние, вызванное нищетой, выливалось в крестьянские бунты. Вовремя вооруженных столкновений враждебность в отношениях между замком и деревней проявлялась особенно резко, приводя к крайне жестоким эксцессам. Так, в хрониках Жана Фруассара, посвященных
Жакерии, рассказывается о бесчисленных злодеяниях, творимых бунтовщиками поджогах,
убийствах, насилиях. Среди них есть описания крайне извращенных жестокостей они убили одного рыцаря, насадили его навертели. поджарили на глазах жены и детей...
заставили ее и детей есть испеченное мясо рыцаря, наконец, их убили, предав страшной смерти».
Жестоки были обе стороны. Крестьянами двигало отчаяние, сеньорами — страх, упование на расправу. Военные столкновения вовсе времена сопровождались бесчинствами и насилиями,
но хроники передают особый колорит той суровой эпохи, скорой на суди расправу, глухой к страданиям бренной человеческой плоти.
уд и расправу, глухой к страданиям бренной человеческой плоти. Повседневная жизнь крестьян зависела от среды обитания. Преобладающая форма поселений — деревня (в горных местностях — хутор. Нередко она возникала у стен замка или монастыря
предоставляемых крестьянам убежище. Территория деревни включала, кроме места поселения, пахотную землю и альменду. Внутренняя территория (сама деревня) состояла из крестьянских дворов, церкви, деревенской площади, обнесенных валом или оградой.
Крестьянский двор — это само жилище, хозяйственные постройки, сад, огород. Пахотная земля делилась на отдельные участки, и каждая семья, получив участок, обязана была платить соответствующие подати.
Для крестьянского образа жизни в наибольшей степени были характерны консервативно-традиционалистские убеждения о неизменности своей доли, усвоенные с детства, воспитанные церковью и общиной. Они были вилланы, и дети их пребудут вилланами вовеки веков — учила церковь. Сельская община выступала хранителем патриархальных традиций (они проявлялись в разных жизненных аспектах, в частности, в наследовании родительских занятий, в том числе культурных — песен, плясок, обрядов и праздников, соединивших язычество с христианством. Жизнь земледельца в полной мере подчинялась природным ритмами обычаям. Счет лет шел лишь по отдельным событиям,
войнам или стихийным бедствиям.
Женщина и семья
В период Средневековья женщина занимала второстепенное, подчиненное положение.
Отношение к ней общества было закреплено в догматах христианской религии. Апостол
Павел объявил женщин существами зависимыми, поставив их ниже мужчин ибо не муж от жены, а жена от мужа и не муж создан для жены, но жена для мужа. На женщину возлагалась вина за первородный грех. Грехопадение в раю — главный источник, питающий западную женофобию, получившую дальнейшее развитие не только во взглядах крупнейших христианских теологов, но ив системе морали, господствовавшей в средневековом обществе.
Ее отличительные черты аскетический идеал, мизогиния, превосходство мужчины над женщиной.
Брак стал таинством. К таинствам в христианстве причисляли особые культовые обряды,
совершаемые священнослужителями, в результате которых на верующих нисходила Божья благодать. Главной целью брака объявлялось рождение детей, продолжение рода (как и всего
человеческого рода в целом. Помимо деторождения церковь признавала и другие основания для вступления в брак оказывать друг другу помощь, давать советы, избегать 34 греховной страсти, заключать мир. Греховное вожделение изначально исключалось из семейных отношений. Супруги не должны были слишком горячо любить друг друга, плотские отношения продолжали считаться греховными, а идеал аскезы сохранялся.
ранялся. Церкви пришлось долго бороться, чтобы на место языческого обряда бракосочетания пришло церковное таинство. Когда-то на заре Средневековья язычники сочетались браком по своим обычаям. Когда языческие обряды сменились христианской церемонией, церковь стала защищать все этапы на пути к семейному союзу заключение контракта, помолвку, церемонию бракосочетания. Она взяла на себя повседневное руководство, контролируя семейную жизнь, строго надзирая за нравственностью. Вступать в брак разрешалось в весьма раннем возрасте невесте должно было исполниться 12 лета жениху — 14 (иногда женились и выходили замуж еще раньше. Только в конце VIII в.
впервые запрещены разводы, священники получили право проверять степень родства, а вначале в. было узаконено участие священнослужителей в церемонии бракосочетания.
Выбор супругов определялся имущественными или престижными интересами, а также политическими амбициями, что было характерно для правящей верхушки. Заключение брака должно было служить благополучию и процветанию рода, и потому право принимать решение принадлежало главе семьи отцу, старшему родственнику или же сеньору,
опекавшему своего вассала (его жену и детей в случае гибели последнего).
Средневековый человек (в отличие от, например, гражданина античного полиса) в первую очередь принадлежал семье и лишь затем — обществу. Малая семья (отец, мать и дети)
входила в состав домашней общины или большой семейной группы — линьяжа. Больше всего были известны линьяжи в высших слоях общества, в феодальных либо патрицианских кругах. Они включали кровных родственников, побратимов и зачастую вассалов — те. весь род, совместно владевший землей и другой недвижимостью. Для мужчин феодального линьяжа воинские обязанности и вопросы чести былине менее важны, чем хозяйственные

2. Древняя Русь
Семья и дети
Повседневная жизнь человека сосредоточена в семье. В Древней Руси семьи обычно были большими. Водной семье жили дед, его сыновья с женами, внуки и т.д. Детство проходило в очень жестких условиях, что нашло отражение даже в терминах, прилагаемых к детям отрок "неговорящий", не имеющий права слова хлопец – "холоп челядь – младшие члены рода.
Основным методом воспитания считалась порка. Избиение в поучительных целях было нормой. Младенцев порой с голоду продавали в рабство свои же родители.
Впрочем, не стоит преувеличивать негативного влияния жестокого воспитания. Как верно отмечено В. В. Долговым, превентивная жестокость была единственным способом сохранить жизнь ребенку в ситуациях, когда родитель не мог контролировать свое дитя все 24 часа в сутки (в силу занятости на службе, работе и т.д.). Никаких яслей, детских садов и регулярных общеобразовательных школ тогда, конечно, не существовало. Богатые еще могли приставить к ребенку няньку, а бедные Как сделать так, чтобы ребенок не лез, куда не надо, если он большую часть времени предоставлен сам себе Ответ один запугать, оградить его жизнь запретами и наказаниями, которые могут оказаться спасительными. Он не уйдет в лесс волками, не уплывет по реке, не подожжет дом и т.д. К тому же жестокость воспитания не отменяла родительской любви, пусть ив своеобразных формах.
Однако детство, даже столь суровое, длилось недолго, особенно у низших сословий.
"Социальным рубежом окончательного взросления на протяжении всего древнерусского периода считалось заключение брака. Другим, не менее важным показателем взрослости было обзаведение собственным хозяйством. По мнению В. В. Колесова, детинами на Руси называли и пятидесятилетиях мужчин, живущих в доме отца, поскольку такой детина не начал жить самостоятельно. Думается, что имущественный критерий был даже важнее,
поскольку взрослость – это вообще самостоятельность, а оставаясь в родительском доме,
дети не могли иметь права решающего голоса – вся полнота власти принадлежала главе семейства. Поэтому ив летописи случаи княжеских свадеб всегда отмечаются и описываются как весьма значимые события, но действующей политической фигурой князь становится
только после того, как получает во владение волость. Все это привело к тому, что общество раннего русского Средневековья не знало четко определенного возраста, до которого человек мог, имел право и возможность оставаться ребенком. Не было возраста начала правоспособности, не было четко определенного периода, в течение которого следовало получать образование, все это появилось гораздо позже. Долгое время граница брачного возраста оставалась единственным институциализированным рубежом, который существовал в официальной культуре".
Среди крестьянства встречались случаи женитьбы восьми- или девятилетних мальчиков на взрослых девицах. Это делалось для того, чтобы получить в семью лишнего работника.
Представители знатных сословий женились и выходили замуж позже, но свадьбы влет были нормой. Взрослый глава семьи – муж – являлся полным государем среди своих домочадцев. Супруга считалась лишь приложением к "сильной половине, поэтому до нас почти не дошло собственных имен древнерусских женщин их называли либо по отцу, либо по мужу (например, Ярославна, Глебовна и пр.).Отношение к слабому полу иллюстрирует хорошо известная в Средневековье притча "Не птица в птицах сыч, нив зверях зверь ж, ни рыба в рыбах рак, ни скот в скотах коза, ни холоп в холопах работает, ни муж в мужах, кто жены слушает. Без разрешения супруга жена не имела права выходить из дома и есть с ним за одним столом. Лишь в редких случаях женщины получали некоторые права. До выхода замуж дочь могла наследовать имущество отца. Рабыня, жившая с господином как жена,
после его смерти обретала свободу. Всеми правами главы семейства и хозяйки обладали вдовы.
Быт
Чтобы описать основные черты быта Древней Руси, начнем с жилища. В Средние века жилые помещения были небольшими, состояли из одной или нескольких комнату богатых. В
домах основной мебелью были лавки и скамьи, на которых и сидели, и спали. У богатых имелись деревянные кровати, ковры, столы, стулья. Домашнее имущество хранили в сундуках или мешках, которые засовывали подлавки. В темное время помещения освещали горящей деревянной щепкой – лучиной или глиняными масляными светильниками, свечами
Мы можем лишь частично восстановить облик древнерусских жилых построек поданным археологии. Основным типом была изба. Она представляла собой деревянный четырехугольный бревенчатый сруб, поставленный или прямо на землю, или на подставки
(камни, бревна. Пол мог быть земляным или деревянным, из гладко отесанных досок.
Обязательно имелась печь собственно, слово изба и означает "жилье с печью" (от исьтба,
истопка, истобка). Однако дымоходы и трубы встречались редко, печи топились "по-черному", те. весь дым шел в избу. Свет в дома проникал через небольшие окна,
прорубленные в стенах. Как правило, они были "волоковые": узкая продолговатая щель в стене, которая закрывалась "заволакивалась" доской.
Беднота жила в полуземлянках. В земле вырывали прямоугольную яму, стены укрепляли деревянным каркасом, который обмазывали глиной. Затем сверх' строили дощатую или бревенчатую крышу, иногда поднимая ее над поверхностью на небольшом срубе. Поскольку в условиях русской зимы существовать без отопления невозможно, в полуземлянках также устанавливались топившиеся "по-черному" куполообразные глинобитные печи. В
крестьянских домах вместе с семьей под одной крышей, за перегородками, могли держать домашнюю скотину.
Чем богаче был человек, тем более сложное строение представляло его жилище к избе
(теплому жилому помещению) пристраивали сени и холодная клеть, служившая кладовой. У
зажиточных людей срубы-клети объединялись в целые галереи, которые порой на специальных опорных столбах надстраивали в несколько этажей. Подобный жилой комплекс назывался хоромами, а если он при этом украшался закругленными двускатными крышами,
шести- или восьмигранными срубами, то его именовали теремом. В теремах жили князья,
бояре, руководители городской администрации. Большинство построек были деревянными.
Из камня строились некоторые церкви и гражданские сооружения (терема, но последние крайне немногочисленны. Кроме того, на дворе у зажиточных людей располагались различные хозяйственные постройки погреба, бани, скотницы, амбары, кладовые и т.д.
11