ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. Обучения»
.—— М.: Просвещение, 1979. — 431 с., ил.
В каталоге: Педагогика
Прислано в библиотеку: Pantera87
Оглавление
Стр. 288
Alivewater.kz
РЕКЛАМА
Автомат по продаже питьевой воды
Кризис? Нет – вода нужна всегда! Открой актуальный бизнес продажи воды в розлив
Узнать больше
Методика изучения частей речи
Лингвистической основой методики работы над частями речи в школах является учение о частях речи как разрядах слов, «объединенных общими грамматическими свойствами, отражающими общность их семантики».
Распределение слов по лексико-грамматическим разрядам (частям речи) осуществляется на основании трех признаков: а) семантического (обобщенное значение предмета, действия или состояния, качества и т. Д.), б) морфологического (морфологические категории слова) и в) синтаксического (синтаксические функции слова)3.
Работа, следовательно, и должна быть направлена на осознание учащимися общности в языке определенных групп слов, их роли в общении людей.
В качестве ведущего лингво-методического положения, определяющего последовательность изучения частей речи, выступает положение о целесообразности взаимосвязанного изучения в каком-либо отношении сходных языковых явлений. В начальных классах принят такой порядок изучения имен существительных, имен прилагательных и глаголов, согласно которому от общего’ ознакомления со всеми частями речи учащиеся переходят к изучению каждой из указанных лексико-грамматических групп. Такой подход создает благоприятные условия для сравнения частей речи уже на начальном этапе их изучения и тем самым способствует более четкому выделению основных сторон формируемых грамматических понятий.
Имена существительные, имена прилагательные и глагол учащиеся начальных классов осознают с пяти сторон:
1)что обозначает слово (предмет, признак предмета или действие предмета),
2) на какие вопросы отвечает,
3) как изменяется или какие имеет постоянные категории
,
4) каким членом предложения чаще всего выступает в предложении,
5) какие имеет окончания; как чаще всего образуется.
По указанным пяти параметрам учащиеся проводят и сопоставление изучаемых частей речи.
По мере изучения постепенно углубляются знания о грамматических признаках каждой части речи. I класс, согласно школьной программе, включает проведение классификации слов с учетом морфологического вопроса, на который они отвечают. II класс является центральным в формировании понятия «часть речи». Учащиеся знакомятся с совокупностью лексико-грамматических признаков, свойственных каждой части речи: роль в языке, обобщенное лексическое значение, категория рода, числа, времени (у глаголов), функция в предложении. В III классе углубляются знания о морфолого-синтаксической стороне каждой части речи: изменение имен существительных и имен прилагательных по падежам, глаголов по лицам. Также в III классе большое место занимает формирование навыков правописания окончаний.