Файл: Понятие конкурентного потенциала и конкурентного преимущества государства и региона.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
Кафедра публичного права
ДОКЛАД
по дисциплине основы экономической безопасности
на тему: «Понятие конкурентного потенциала и конкурентного преимущества государства и региона»
ВЫПОЛНИЛ:
(ФИО)
Институг/факультет/филиал: Институт права
Направление подготовки:
[рограмма: Правовое обеспечение национальной безопасности (Специализация государственно-правовая)
Руководитель:
(должность. учсгелень, ФИО)
-
В условиях современного рынка конкуренция является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность организаций, отраслей, регионов, а также признается основным инструментом достижения социально-экономического развития страны [5]. В соответствии с этим как участники рынка, так и государство становятся субъектом формирования и регулирования конкурентной среды, развития конкуренции. Таким образом, создаются условия для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, экономически эффективным способом обеспечивается удовлетворение потребностей граждан в товарах и услугах. Признание конкуренции движущей силой социально-экономического развития справедливо не только для хозяйствующих субъектов или национальной экономики, но и для региона. Конкурентная борьба между регионами в наиболее общем представлении имеет предметом ресурсы и рынки [1, 4]. Такая борьба ведется в определенной конкурентной среде, оказывающей позитивное и (или) негативное внешнее воздействие на конкурентоспособность региона. Влияние на конкурентоспособность региона оказывают также и внутрирегиональные условия, которые складываются в социально-экономических процессах, протекающих в региональных подсистемах – отраслях, отраслевых и территориальных комплексах, организациях, органах государственной власти и местного самоуправления и при их взаимодействии. Таким образом, формируется совокупность внешних и внутренних факторов, выступающих причиной появления и (или) проявления конкурентных преимуществ региона и, соответственно, определяющих его конкурентоспособность.
Под фактором конкурентоспособности региона необходимо понимать причину, движущую силу, основное условие обеспечения конкурентоспособности региона.
Условием обеспечения конкурентоспособности региона выступают и его реально задействованные в соперничестве конкурентные преимущества. С этих позиций конкурентные преимущества выступают фактором конкурентоспособности региона. Однако отождествление понятий «фактор» и «конкурентное преимущество» или тем более вытеснение понятия «фактор конкурентоспособности» понятием «конкурентные преимущества» было бы ошибочным. Конкурентные преимущества региона – это его превосходства в величине и качестве имеющегося потенциала, в умении адаптироваться к меняющимся условиям и обеспечивать равновесие и скорости приспособления к изменениям, в уровне экономических и социальных достижений по сравнению с регионами-конкурентами. Следует отметить, что наличие конкурентного преимущества может носить потенциальный характер, не быть задействованным в настоящий момент времени и, соответственно не оказывать воздействия, не выступать фактической причиной обеспечения конкурентоспособности региона. С этой точки зрения в локальный период времени наличие конкурентного преимущества не является безусловным фактором конкурентоспособности. Кроме того, конкурентное преимущество может выступать лишь как позитивный фактор. Однако факторы конкурентоспособности могут иметь и негативный характер. В связи с этим ограничение состава факторов конкурентными преимуществами также неправомерно. Кроме того, конкурентные преимущества, рассматриваемые с точки зрения влияния на конкурентоспособность, относятся к категории внутренних факторов и не охватывают внешние факторы конкурентоспособности региона. -
Факторы конкурентоспособности региона
Таким образом, в составе внутренних позитивных факторов конкурентоспособности региона следует рассматривать его реальные конкурентные преимущества, действительно имеющиеся и проявляющиеся по сравнению с другими регионами и на этой основе обеспечивающие способность региона соперничать в экономической мощи, способность региона лучше и быстрее приспосабливаться к изменениям в конкурентной среде, способность региона обеспечивать более высокие достижения в различных сферах. Следует также отметить, что формирование самих конкурентных преимуществ происходит под влиянием внутренних (позитивных и негативных) факторов, определяемых природой и спецификой региональных социально-экономических процессов и внешних факторов, порождаемых конкурентной средой региона.
В системе факторов, действующих в конкурентной среде региона, следует выделять:
1) внутренние факторы конкурентных преимуществ и конкурентоспособности региона, порождаемые внутри региона;
2) конкурентные преимущества как внутренние факторы конкурентоспособности региона;
3) внешние факторы конкурентных преимуществ и конкурентоспособности региона;
4) факторы формирования конкурентной среды, определяемые конкурентоспособностью региона (рисунок).
Указанные факторы имеют не только различную природу происхождения, но и разнообразные силу и характер влияния на конкурентоспособность региона. Для наиболее полного их раскрытия необходимо провести классификацию факторов конкурентоспособности региона на основе адаптации имеющихся в научной литературе [2, 3] и введения новых классификационных признаков и групп (таблица).
Факторы конкурентоспособности региона:
Классификационные признаки | Классификационные группы |
Воздействие на свойства конкурентоспособности региона – определяющие свойство силы | – определяющие свойство быстроты – определяющие свойство высоты – определяющие свойство ловкости |
Место возникновения | – внешние – внутренние |
Продолжительность воздействия | – долгосрочного действия – среднесрочного действия – краткосрочного действия |
Направленность | – позитивные – негативные |
Сила воздействия | – оказывающие сильное воздействие – оказывающие слабое воздействие |
Характер воздействия | – административные – экономические – социальные – инфраструктурные |
Способ воздействия | –непосредственного воздействия – опосредованного воздействия |
Зависимость от деятельности субъектов управления подсистемами региональной конкурентоспособности | – объективные – субъективные |
Источник роста конкурентоспособности региона | – экстенсивные – интенсивные |
Контролируемость воздействия | – контролируемые – неконтролируемые |
Охват влиянием (масштаб и комплексность воздействия) | – локальные – комплексного воздействия |
Связь с конкурентной средой региона | – прямого воздействия – обратного воздействия |
Влияние на параметры входа в систему конкурентоспособности региона | региона – конкурентных преимуществ региона – конкурентных преимуществ отраслей, отраслевых и межотраслевых комплексов региона – конкурентных преимуществ территориальных комплексов региона – конкурентных преимуществ организаций региона – конкурентных преимуществ региональных органов госвласти и местного самоуправления |
Влияние на параметры входа в систему конкурентоспособности региона | – конкурентных преимуществ региона – конкурентных преимуществ отраслей, отраслевых и межотраслевых комплексов региона – конкурентных преимуществ территориальных комплексов региона – конкурентных преимуществ организаций региона – конкурентных преимуществ региональных органов госвласти и местного самоуправления |
Воздействие на конкурентную позицию региона (параметры выхода) из системы конкурентоспособности региона | – способствующие повышению конкурентной позиции региона – вызывающие понижение конкурентной позиции региона |
Готовность к реализации конкурентных преимуществ региона | – актуализирующие реальные конкурентные преимущества – актуализирующие потенциальные конкурентные преимущества |
Целевые ориентиры завоевания конкурентной позиции | – влияющие на долю рынка, принадлежащего региону – влияющие на доступ региона к ресурсам |
Объект воздействия | – конкурентоспособности региона – конкурентоспособности региональных отраслей, отраслевых и межотраслевых комплексов – конкурентоспособности территориальных комплексов региона – конкурентоспособности региональных организаций – конкурентоспособности региональных органов государственной власти и местного самоуправления |
Тип вызываемого эффекта | – вызывающие простой эффект – вызывающие эффект мультипликации – вызывающие синергетический эффект |
Одним из принципиальных моментов в анализе и регулировании влияния на конкурентную позицию региона различных факторов являются целевые ориентиры завоевания этой позиции, поскольку последние определяют выбор способов управленческого воздействия и количественную меру усилий по использованию или противодействию тех или иных факторов конкурентоспособности. Это, на наш взгляд, доказывает целесообразность введения в классификацию признака «целевых ориентиров завоевания конкурентной позиции». В соответствии с этим необходимо предусмотреть группу факторов, влияющих на долю рынка, принадлежащего региону, и факторов, влияющих на доступ региона к ресурсам.
Учет факторов конкурентоспособности региона при разработке и использовании на практике управленческих, хозяйственных, политических и иных решений, направленных на обеспечение конкурентной позиции региона, должен кроме всего предусматривать их анализ с точки зрения влияния на готовность конкурентных преимуществ региона к реализации. Это необходимо для своевременного и адекватного приспособления к происходящим изменениям во внутренней и внешней среде региона на основе отбора и усиления влияния «нужных» факторов на активизацию региональных конкурентных преимуществ. Причем в зависимости от характера изменения конкурентной среды может возникнуть потребность в активизации тех или иных реальных конкурентных преимуществ, а также в создании условий для превращения потенциальных преимуществ в реальные и на этой основе обеспечения конкурентоспособности региона. В связи с этими особенностями обеспечения конкурентоспособности региона в классификации нами предусмотрены группы факторов, актуализирующих реальные конкурентные преимущества, и факторов, актуализирующих потенциальные конкурентные преимущества региона. Воздействие различных факторов может вызывать появление простого эффекта (например, субсидирование или иное инвестирование увеличения производственной мощности или реконструкции предприятия выступает причиной приращения экономической мощи отрасли, территориального комплекса региона и региона в целом) или более сложных эффектов, в том числе эффектов мультипликации и синергетических эффектов. Совокупный эффект от взаимного комбинированного влияния двух или нескольких факторов может превзойти простой суммарный эффект от влияния каждого отдельного фактора. На этой основе возникает синергетический, дополнительный эффект роста (снижения) конкурентоспособности региона. При этом возникают условия для выхода конкурентоспособности на качественно новый уровень. На основе представленной классификации может осуществляться построение методик факторного анализа конкурентоспособности региона.