Файл: 1 Детский туризм как перспективное направление развития региона.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3

1 Детский туризм как перспективное направление развития региона…………………………..7

1.1 История развития детского отдыха в Российской Федерации………………………...7

1.2 Понятие, структура детского отдыха…………………………………………………..11

1.3 Нормативно-правовые аспекты организации детского отдыха………………………20

2 Анализ современного состояния детского оздоровительного отдыха в Приморском крае...26

2.1 Условия и факторы развития детского оздоровительного отдыха в Приморском

крае……………………………………………………………………………….………26

2.2 Анализ рынка предложений детского отдыха в Приморском крае……………….…30

2.3 Востребованность детского оздоровительного отдыха в Приморском крае………..40

Заключение…………………………………………………………………………………………43

Список использованных источников……………………………………..………………………45

Приложение А. Реестр организаций отдыха и оздоровления детей г. Владивостока………...46

Введение

Актуальностью исследования является то, что современные реалии развития мирового сообщества определяют высокие требования к образовательной подготовке населения. За последние годы существенно возрос поток информации, необходимой для обязательного усвоения подрастающим поколением. В противном случае проблема социализации молодого человека может быть просто не разрешена. Отсюда вытекает естественная интенсификация всего учебного процесса, что не может не сказаться на здоровье учащихся. В нашей стране разрешение этой проблемы, характерной для всего мирового сообщества, осложняется рядом социально-экономических факторов, не позволяющих широкомасштабно внедрять здоровьесберегающие технологии обучения, обеспечивать полноценный отдых детей в свободное от учебы время.

На протяжении многих высокие нагрузки при обучении в значительной мере компенсировались отлаженной государственной системой организации отдыха детей. Серьезное место в этой работе отводилось организации отдыха в период летних каникул. Пионерские лагеря, поистине, были кузницей здоровья для большинства представителей подрастающего поколения. Но в первой половине 90-х годов многие летние центры отдыха детей были перепрофилированы, а многие из оставшихся уже не могли обеспечить полноценный отдых, не
говоря уже о развитии детей, в силу материальных затруднений. Результаты не замедлили сказаться: сегодня по различным данным только 15% выпускников школ покидают учебное заведение абсолютно здоровыми. Не случайно то, что вопросы организации детского отдыха стали одними из актуальнейших вопросов, стоящих перед обществом.

В целом, эффективная организация детского отдыха сдерживается в настоящее время рядом противоречий между:

– несоответствием традиционных форм организации детского отдыха и новыми потребностями и ожиданиями детей, а также их родителей (законных представителей);

– объективной потребностью развития неформального общения, организации досуга с использованием зрелищных мероприятий, на основе новых технологий, в том числе информационных и недостаточной разработанностью педагогического обеспечения такой работы;

– необходимостью гуманистического подхода к организации отдыха и склонностью управленцев, а также педагогических кадров к применению традиционных форм и методов, достаточно хорошо зарекомендовавших себя в прошлые годы, которые, не являются гуманистическими;

– новыми требованиями времени к организации детского отдыха и слабой разработанностью законодательства в этом вопросе;

– высокими требованиями детей к организации детского отдыха и ограниченностью материальных ресурсов для их реализации;

– необходимостью внедрения инновационных процессов в организацию работы детского лагеря и недостаточной подготовленностью педагогических кадров.

Эти, а также другие противоречия, связанные с особенностями развития современного общества, могут быть сглажены, а некоторые полностью устранены при решении определения роли, места, содержания, форм и методов организации детского отдыха в современных условиях.

Отдых детей и подростков в каникулярное время – это особая педагогическая система, в которую вовлечены обучающиеся, педагоги и родители. В центре внимания общественности и государства находится проблема создания условий, то есть выбора оптимальных форм отдыха и оздоровления детей и подростков и их социально-культурной деятельности в свободное время.



Анализ системы детского отдыха показывает, что существующую организацию можно рассматривать, во-первых, как социальное явление, способствующее воспитанию и развитию подрастающего поколения, во-вторых, как средство реализации образовательных и оздоровительных программ, в-третьих, как возможность совершенствования педагогических технологий и социально-педагогического творчества.

Среди крупных исследователей ХХ-начала XXI веков, предпринявших попытку систематизировать вопросы досуга детей и подростков, следует назвать К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, Н.К. Крупскую.

Изучение социально-культурной деятельности детей, подростков и старшеклассников в условиях летнего оздоровительного отдыха тесно связаны со спецификой организации форм детского досуга и учетом психолого-педагогической характеристики детского возраста. На это указано в работах таких зарубежных и отечественных ученых, как В.П. Андреева, Л.Бергер, А.И. Лучанкин, В.Е. Новаторов.

Специалисты отмечают, что спрос на детский отдых год от года стабильно растет. Одной из важных целей детского отдыха, как спорта, оздоровления и вида деятельности является формирование здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое значение в воспитании детей. Правильно организованный и хорошо проведенный отдых укрепляет здоровье, закаляет организм, развивает силу, ловкость, выносливость, инициативу, мужество, настойчивость, дисциплинированность, способствует повышению трудовой активности.

Целью курсовой работы является анализ современного состояния и тенденций развития детского отдыха в Приморском крае.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

– раскрыть понятие и сущность детского отдыха, охарактеризовать законодательную базу, регулирующую детский отдых;

– проанализировать современное состояние и рынок предложений детского отдыха в Приморском крае;

– выявить степень востребованности, тенденции и перспективы развития детского отдыха.

Объектом исследования дипломной работы является - детский отдых.

Предмет исследования – детский отдых в Приморском крае.

В процессе работы применялись следующие методы исследования:

– теоретические – анализ литературных документов и других источников информации, синтез, классификация, обобщение;


– эмпирические - анкетирование, опрос, наблюдение,

– методы математической обработки данных.

Фактическим материалом для выполнения работы стали литературные источники и исследовательские материалы по теме исследования.

Теоретическую базу исследования составляют:

– теории и концепции психологического развития детей разных возрастных групп (Л.С. Выготский, М.В.Гамезо, И.С. Кон, А.Н.Леонтьев, B.C. Мухина, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин);

– подходы к организации культурно-досуговой деятельности детей, подростков и молодежи (Г.А.Аванесова, Л.С.Жаркова, А.Д.Жарков, Т.Г. Киселева, А.И.Лучанкин, В.Е. Новаторов, В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко).


1 Детский туризм как перспективное направление развития

региона

1.1 История развития детского отдыха в Российской Федерации


Пристальное внимание всех заинтересованных лиц к проблемам детского отдыха понятно, так как здоровье подрастающего поколения является основой перспективного развития общества и одним из важнейших элементов обеспечения его безопасности.

Под отдыхом детей и их оздоровлением понимается совокупность мероприятий, обеспечивающих полноценный отдых детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности, развитие творческого потенциала в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.

Впервые организовать досуг детей в летнее время решил отставной английский полковник Баден Пауэль, тщательно отобрав 20 мальчиков из обеспеченных привилегированных семей. Он вывез их на остров близ Лондона. Здесь в течение двух недель Пауэль учил ребят правилам бивачной жизни, а также навыкам разведчика-следопыта. Подобные этому бойскаутские лагеря, а также летние дачи получили на Западе большое распространение, они существуют и поныне.

В начале двадцатых годов XX века в медицинских кругах и правительственных инстанциях развернулась острая дискуссия по поводу создания государственной системы детского отдыха. Инициатором и теоретиком этого направления в советском здравоохранении был первый замнаркома здравоохранения СССР З.П.Соловьёв. В его деятельности дети занимали особое место. Не по служебной обязанности, а по душевной потребности брал он на себя нелёгкую заботу о здоровье детей и подростков. По его инициативе сразу же по окончании гражданской войны в СССР стала создаваться разветвленная сеть детских оздоровительных учреждений. Венцом его деятельности в этом направлении стал «Артек» – Всесоюзная экспериментальная детская здравница нового типа.

С развитием пионерского движения в Советском Союзе сеть летних пионерских лагерей неудержимо росла. Их организаторы строили свою работу путём проб и ошибок, часто серьёзных и опасных для здоровья и жизни детей. Был опыт организации летних скаутских лагерей, но для детей с ослабленным здоровьем, и тем более больных, переживших первую мировую и гражданскую войны, послевоенную разруху, голод, эпидемии опасных заболеваний, «спартанское» воспитание скаутов не подходило. Необходимы были совершенно иные подходы к строительству детского отдыха. За решение этой задачи взялись З.П. Соловьёв и его единомышленники. Они, в отличие от